УИД: 16RS0048-01-2024-001005-88
Дело № 2-959/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 марта 2024 года РТ, г. Казань, ул. Правосудия, 2
Московский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Загидуллиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухутдиновой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Туркевич А. В. к МКУ Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани», ИФНС по Московскому району города Казани о восстановлении срока на принятие наследства, признании права собственности на квартиру,
установил:
Туркевич А.В. обратился в суд с иском к МКУ Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани», ИФНС по Московскому району города Казани о восстановлении срока на принятие наследства, признании права собственности на квартиру.
В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер двоюродный брат Туркевич А. В. – Туркевич А. Б., который с 2013 года проживал в Израиле в <адрес>. О его смерти истица узнала ДД.ММ.ГГГГ от Раввина Казани и Республики Татарстан И. Г.. После смерти Туркевича А.Б. открылось наследство в виде 2-х комнатной квартиры, общей площадью. 45,3 кв.м, расположенное по адресу <адрес>. Истица является наследницей Туркевича А.Б. на основании Завещания, составленного ДД.ММ.ГГГГ. Других наследников нет.
Истцом пропущен срок, установленный для принятия наследства, поскольку для принятия наследства ей было необходимо получить Свидетельство о смерти Туркевича А. Б.. Наследодатель умер в <адрес> для оформления документов и получения свидетельства о смерти истица обратилась к Раввину И. Г.. ДД.ММ.ГГГГ письмо с доверенностью было получено доверителем в Израиле. В последующем, МВД <адрес> в связи с обстановкой в стране, временно не выдавал документы. ДД.ММ.ГГГГ документы были получены и направлены на апостиль.ДД.ММ.ГГГГ был получен апостиль. На этот момент шестимесячный срок вступления в наследство уже истек.
На основании изложенного, истец просит суд восстановить срок для принятия наследства после смерти Туркевича А. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать Туркевич А.В. принявшей наследство.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчики МКУ Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани», ИФНС по Московскому району города Казани не обеспечили явкой своего представителя, ходатайство об отложении не заявлено, письменный отзыв суду не предоставлен.
На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Изучив доводы истца, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
В силу статьей 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, корреспондирующих ей положение международно-правовых актов, в частности, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п. 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной, эффективной.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 16 января 1996 года № 1-П, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.
На основании пунктов 1, 4 статьи 1130 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения. Завещание может быть отменено также посредством распоряжения о его отмене. Распоряжение об отмене завещания должно быть совершено в форме, установленной настоящим Кодексом для совершения завещания. К распоряжению об отмене завещания соответственно применяются правила пункта 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьями 1152 и 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется двумя способами - подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство или путем фактического принятия наследства.
Судом также установлено, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ Туркевича А. Б., открылось наследство в виде 2-х комнатной квартиры, общей площадью. 45,3 кв.м, расположенное по адресу <адрес>.
Факт принадлежности Туркевичу А.Б. данной квартиры подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании Договора дарения квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной УФРС по РТ ДД.ММ.ГГГГ за №.
Из искового заявления и показаний истца следует, что Туркевич А.Б. является ее двоюродным братом, который с 2013 года проживал в <адрес>. О его смерти истица узнала ДД.ММ.ГГГГ от Раввина Казани и Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ. Истица является наследницей Туркевича А.Б. на основании Завещания, составленного ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено судом, и подтверждается свидетельством о смерти, что Туркевич А. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Казань, умер ДД.ММ.ГГГГ на территории государства <адрес>
Министерством внутренних дел государства Израиль ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о смерти, которое удостоверено адвокатом <данные изъяты>, легализован апостилем (специальным штампом).
Свидетельство о смерти Туркевича А. Б. оформлено согласно Гаагской конвенции от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Россия и <адрес> являются участниками данной конвенции.
В рассматриваемом случае документ о рождении <данные изъяты> был легализован апостилем (специальным штампом) в соответствии с Гаагской конвенцией от ДД.ММ.ГГГГ,
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15 ноября 1997года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
В рассматриваемом случае документ о рождении <данные изъяты> был легализован апостилем (специальным штампом) в соответствии с Гаагской конвенцией от ДД.ММ.ГГГГ, перевод с иврита и английского языка на русский язык выполнен переводчиком <данные изъяты>. Подлинность подписи переводчика <данные изъяты> подтверждается врио нотариуса Казанского нотариального округа Республики Татарстан Гришиной О.И.
Согласно ст. 2 Конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
Верность перевода с одного языка на другой свидетельствует нотариус, если он владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого удостоверяет нотариус (ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу ст. 71 ГПК РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке.
В подтверждение уважительности пропуска срока истица указала, что наследодатель умер в <данные изъяты> для оформления документов и получения свидетельства о смерти она обратилась к <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истица оформила доверенность на адвокатов Государства <адрес> <данные изъяты> представлять ее интересы перед любыми органами власти, включая Министерство внутренних дел / Управление населения и эмиграции Государства <адрес> по вопросу истребования и получения любых документов, в том числе свидетельства о смерти Туркевича А. Б., удостоверение гражданина <адрес> № умершего в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ документы были получены и направлены на апостиль (специальный штамп), который был получен ДД.ММ.ГГГГ.
Истица обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследования. Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано в связи с пропуском установленный законом шестимесячного срока.
Согласно пункту 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Исходя из разъяснений пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние (статья 205 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока.
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм права и разъяснений по их применению, основаниями для восстановления срока принятия наследства являются исключительные обстоятельства, лишившие наследника возможности принять наследственное имущество.
Вместе с тем, споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества - Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
Таким образом, установлено, что Туркевич А.В., проживая в другой стране, отдельно от наследодателя Туркевич А.Б., своевременно зная о наступлении смерти последнего и, соответственно, об открытии наследства, приняла все возможные меры для принятия наследства. Получив все необходимые документы, истец своевременно обратилась в суд с настоящим исковым заявлением. Доказательств обратного в судебном заседании не представлено.
Представленные истцом доказательства позволяют суду признать уважительными причинами пропуска срока для принятия наследства Туркевич А.В. и восстановить срок для принятия наследства. Ответчиками доказательств обратного суду не предоставлен.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что при жизни Туркевич А.Б. ДД.ММ.ГГГГ составил завещание, удостоверенное нотариусом нотариального округа города Казани Республики Татарстан <данные изъяты>, зарегистрированное в реестре за №.
В силу наличия завещания наследодателя Туркевич А.Б., которым он завещания принадлежащее ему имущество, а именно квартиру, находящуюся по адресу горд Казань, <адрес>.
Вместе с тем, истцом заявлены требования о признании истца принявшим наследство по завещанию после смерти Туркевич А.Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками (ч. 2).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ч. 4).
Удовлетворяя исковые требования, суд, оценив, в порядке статьи 67 ГПК РФ в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу о том, что истец Туркевич А.В. в течение шести месяцев после того, как отпали причины пропуска срока, установленного для принятия наследства, воспользовалась правом на обращение в суд за его восстановлением.
Таким образом, суд приходит к выводу о восстановлении истцу срока для принятия наследства, открывшегося после смерти Туркевич А.Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ, признании Туркевич А.В. принявшей наследство, открывшегося после смерти Туркевич А.Б., учитывая характер спора, предмет доказывания, наличие спора о праве, рассматриваемого в порядке искового производства
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Туркевич А. В. - удовлетворить.
Признать Туркевич А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты>), принявшей фактически наследство, открывшееся после смерти Туркевич А. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Восстановить Туркевич А. В. (паспорт гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты> срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Туркевич А. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Московского
районного суда г. Казани Загидуллина А.А.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2023 года.
Судья Московского
районного суда г. Казани Загидуллина А.А.