Дело №2-22/2022 04 марта 2022 года
78RS0017-01-2021-000593-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Байбаковой Т.С.,
при помощнике судьи Петуховой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова Владимира Михайловича, Косенкова Андрея Анатольевича, Вашутина Федора Ивановича, Захаренкова Сергея Ивановича к Белоусовой Алисе Сергеевне, Славинской Тамаре Алексеевне, Губанову Борису Сергеевичу, Губанову Илье Борисовичу, Сираевой Руфе Сулимановне, Лобжанидзе Ирине Владимировне, Соповскому Сергею Сергеевичу, Филиппову Борису Владимировичу, Филипповой Светлане Юрьевне Филипповой Юлии Борисовне, Тапиоваара Татьяне Васильевне о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «Большой Проспект 70-72»,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, в котором просили признать недействительным решение общего собрания членов ТСЖ «Большой Проспект 70-72», проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 20.07.2020 по 05.09.2020.
В обоснование исковых требований истцы ссылаясь на то, что они являются собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, а также членами ТСЖ "Большой Проспект 70-72", чьи права были нарушены проведенным общим собранием членов ТСЖ, в результате которого было переизбрано правление ТСЖ, а ответчик избрана председателем товарищества.
Истцы указывают, что в нарушение положений статьи 146 ЖК РФ они не были уведомлены о проведении общего собрания членов ТСЖ; в нарушение пункта 13.1 Устава ТСЖ собрание инициировано ответчиками не обладающим не менее 10% голосов от общего числа голосов членов ТСЖ; в нарушение части 3 статьи 146 ЖК РФ отсутствовал кворум для проведения собрания, итоги голосования повлияли на имущественное положение истцов.
Указанные нарушения свидетельствуют о недействительности принятых на собрании решений в соответствии с положениями статей 181.4, 181.5 ГК РФ.
В судебное заседание явились Кириллов В.М., Захаренков С.И., представитель истцов, поддержали исковые требования в полном объёме.
В судебное заседание не явились истцы, ответчики, извещены надлежащим образом.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица ТСЖ «Большой Проспект 70-72», извещен надлежащим образом, доказательств невозможности явки не представил.
От представителя третьего лица ТСЖ «Большой Проспект 70-72» поступило ходатайство об отложении слушания дела в связи с болезнью.
Поскольку согласно части 1 статьи 167 ГПК РФ лица, Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч. 3 ст. 167 ГПК РФ). Согласно части 6 той же статьи суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Учитывая период рассмотрения дела, представитель третьего лица имел возможность в полном объеме реализовать предоставленные ему гражданским процессуальным законодательством права, учитывая, что третье лицо является юридическим лицом и в случае невозможности явки в судебное заседание представителя не лишает возможности юридическое лицо направить в суд другого представителя.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (часть 1 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При решении вопроса, касающегося правомочий общего собрания членов товарищества собственников жилья согласно ч. 3 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации следует руководствоваться положениями ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регулирует порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, неотъемлемой частью которого является принятие решения по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, а также порядок его обжалования.
Согласно ч. 1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 148 Жилищного кодекса Российской Федерации, в обязанности правления ТСЖ входит созыв и проведение общего собрания членов товарищества.
На основании ч. 1, 1.1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.
По правилам ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (опросным путем) и очно-заочного голосования урегулирован ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Согласно п. 2, 3 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Согласно п. 4 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
Общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме, участвующих в собрании, определяется исходя из суммы их долей в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
В силу пункта 9 статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества. Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 143 ЖК РФ).
Единственным доказательством наличия кворума при проведении общего собрания членов ТСЖ может является реестр членов ТСЖ и бюллетени для голосования.
В соответствии со статьей 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно пункту 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В соответствии со ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Таким образом, проведение собрания в отсутствие кворума является безусловным основанием для признания принятых на нем решений недействительными и не имеющими юридической силы.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении настоящего спора являются соблюдение требований ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок проведения общего собрания в форме заочного голосования, извещение собственников помещений в таком доме о проведении собрания, наличие кворума для проведения собрания, наличие либо отсутствие факта нарушения прав истцов при проведении общего собрания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН, представленными в материалы дела.
Ответчики также являются собственниками помещений, расположенных по указанному выше адресу.
Согласно данным реестра членов ТСЖ "Большой Проспект 70-72» истцы и ответчики являются членами товарищества собственников жилья, осуществляющего управление указанным многоквартирным домом.
Судом установлено, что в период с 20.07.2020 по 05.09.2020 было проведено внеочередное общее собрание членов ТСЖ в очно-заочной форме, результаты которого оформлены протоколом от 05.09.2020.
Как следует из представленных материалов собрания и объяснений лиц, участвующих в деле, внеочередное собрание было инициировано собственниками указанном многоквартирном дома – ответчиками.
В соответствии с положениями пункта 13.1 Устава ТСЖ внеочередное собрание может быть созвано по инициативе членов правления, членов товарищества, обладающих не менее 10% и более голосов от числа голосов в товариществе, а также по требованию ревизионной комиссии.
В силу пункта 9 статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества. Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 143 ЖК РФ).
Единственным доказательством наличия кворума при проведении общего собрания членов ТСЖ, в том числе созыва общего собрания может являться реестр членов ТСЖ и бюллетени для голосования.
Согласно протоколу собрания и объяснениям представителя ответчика в судебном заседании, право на созыв общего собрания ответчики имели, так как обладали более 10% от числа голосов в товариществе. При этом расчет производился, не исходя из данных реестра членов ТСЖ, направленного товариществом в ГЖИ Санкт-Петербурга и представленного инспекцией в материалы дела, а по данным реестра, самостоятельно составленного инициатором собрания. Согласно этим данным, в собрании приняли участие собственники, обладающие N 579 голосами от площади 5 481,21 кв.м., что составляет более 10% голосов от общего числа членов ТСЖ.
Между тем, суд не принимает во внимание реестр членов ТСЖ «Большой Проспект 70-72», представленный ответчиком в ГЖИ, поскольку реестр не соответствует заявлениям о вступлении в члены ТСЖ, имеющимся в материалах дела № 2-223/2019 в подлинниках.
Так в материалах дела № 2-223/2019 имеются подлинники заявлений о вступлении в члены ТСЖ «Большой проспект 70-72», из которых следует, что в реестре представленным ответчик отсутствуют собственники <адрес> – собственник <ФИО>20 /л.д. 198 гр.<адрес>/, площадь 146,7 кв.м., ООО «Капа» собственник помещения <адрес> /л.д. 205 гр.<адрес>/, площадь 259,9 кв.м., <адрес> – собственник <ФИО>21, площадь 145 /л.д. 94 гр.<адрес> - собственник <ФИО>22, площадь 149 /л.д. 97 гр.<адрес>/, помещение <адрес> собственник ООО «Мало Риэл Эстейт АГ», площадь 259,5 /л.д. 64 гр.<адрес>/.
Кроме того, были включены в подсчет голосов лиц, которые на момент созыва и проведения собрания уже собственниками <адрес> не являлись <ФИО>23- 18,77 кв.м, а <ФИО>24 учтенная в реестре ответчиков вообще никогда собственником <адрес> не являлась /т. 2 л.д.209/.
Таким образом, при подсчете голосов из расчета были исключены голоса следующим собственников помещений: <адрес> <ФИО>25 /л.д. 198 гр.<адрес>/, площадь 146,7 кв.м., ООО «Капа» собственник помещения <адрес> /л.д. 205 гр.<адрес>/, площадь 259,9 кв.м., <адрес> <ФИО>21, площадь 145 кв.м /л.д. 94 гр.<адрес> <ФИО>22, площадь 149 кв.м /л.д. 97 гр.<адрес>/, помещение <адрес>, собственник ООО «Мало Риэл Эстейт АГ», площадь 259,5 кв.м /л.д. 64 гр.<адрес>/, доказательств, того, то указанные лица вышли из состава членов ТСЖ не представлено.
По правилам ч. 7 ст. 148 ЖК РФ обязанность по ведению реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности возложена на правление товарищества, работу которого возглавляет председатель.
В судебное заседании, в ходе разбирательства дела стороны не оспаривала то обстоятельство, что какие-либо документы по акту приема-передачи новому составу правления Кириллов В.М. не передавал.
Истец пояснил, что самостоятельно вел реестр членов ТСЖ и направлял в ГЖИ, что им и было сделано в 2019 году.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции суд исследовал реестры членов ТСЖ 2018 и 2019, предоставленный Государственной жилищной инспекцией, поскольку реестр был представлен в ГЖИ ТСЖ «Большой проспект 70-72», подписан председателем ТСЖ, у суда нет оснований для дополнительной проверки указанного реестра.
Таким образом, согласно реестру 2019 года общая площадь членов ТСЖ «Большой проспект 70-72» составляет 7 983,9 кв.м.
Общее количество голосов инициаторов собрания составила 579 кв.м., что является менее 10% от площади 7 983 кв.м.
При этом, если учитывать реестр представленный в ГЖИ инициатором собрания 16.07.2020 общая площадь составит 6 441,1 кв.м. с учетом исключенных из реестров членов ТСЖ указанных ранее, при этом общее количество голосов инициаторов собрания составила 579 кв.м., что является менее 10% от площади 6 441,1 кв.м.
В силу пункта 1 части 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания признается судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции приходит к выводу, что общее собрание членов ТСЖ по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект 70-72 проведено с грубым нарушением процедуры созыва собрания, поскольку инициатором его проведения выступили ответчики, обладающие менее 10.% голосов, в связи с чем решения внеочередного общего собрания членов товарищества собственников жилья "Большой Проспект. 70-72" проведенное в форме очно-заочного голосования в период с 20.07.2020 по 05.09.2020 года, оформленное протоколом от 05.09.2020 являются недействительными.
Оспариваемым решением общего собрания нарушены права и законные интересы истцов как собственников помещения. При проведении общего собрания членов ТСЖ не была соблюдена процедура созыва и проведения собрания. Указанные нарушения существенны, не являются формальными, в связи с чем, собрание не было правомочно принимать решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 55-57, 67, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кириллова Владимира Михайловича, Косенкова Андрея Анатольевича, Вашутина Федора Ивановича, Захаренкова Сергея Ивановича к Белоусовой Алисе Сергеевне, Славинской Тамаре Алексеевне, Губанову Борису Сергеевичу, Губанову Илье Борисовичу, Сираевой Руфе Сулимановне, Лобжанидзе Ирине Владимировне, Соповскому Сергею Сергеевичу, Филиппову Борису Владимировичу, Филипповой Светлане Юрьевне Филипповой Юлии Борисовне, Тапиоваара Татьяне Васильевне о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «Большой проспект 70-72» удовлетворить.
Признать недействительным решения внеочередного общего собрания членов товарищества собственников жилья "Большой Проспект. 70-72" проведенное в форме очно-заочного голосования в период с 20.07.2020 по 05.09.2020 года, оформленное протоколом от 05.09.2020.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 18.03.2022