Судья Анищенко И.М. Дело № 33-9169/2015 (А)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2015 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего    Вегель А.А.,

судей    Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,

при секретаре    Усачевой К.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Павловой О. В. на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 04 августа 2015 года по делу по заявлению

Павловой О. В. об оспаривании отказа администрации <...> района в предоставлении средств социальной выплаты на приобретение жилья.

Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГ Павловой О.В., проживающей в <адрес>, являющейся матерью троих несовершеннолетних детей и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере <...> рублей, имеющее срок действия до ДД.ММ.ГГ (включительно).

ДД.ММ.ГГ Павлова О.В. заключила договор купли-продажи квартиры, находящейся в г. <...>, на основании которого ДД.ММ.ГГ произведена регистрация права собственности. Договором предусмотрен следующий порядок расчета: <...> рублей <...> копеек продавец получил до подписания договора, <...> рублей <...> копеек будут переданы покупателем продавцу не позднее ДД.ММ.ГГ за счет средств целевого займа, предоставленного покупателю ЗАО «<...>»», <...> рублей будут перечислены в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

ДД.ММ.ГГ администрация <...> района по результатам рассмотрения пакета представленных ДД.ММ.ГГ документов (в расписке о получении документов указана эта дата) дала Павловой О.В. ответ об отказе в предоставлении средств социальной выплаты по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в <...> районе» на 2011-2015 годы со ссылкой на положения раздела VII Муниципальной программы, которыми для участников программы предусмотрена необходимость покупки жилья на территории <...> района Алтайского края.

Не согласившись с таким отказом, Павлова О.В. оспорила его в судебном порядке, полагала необходимым обязать администрацию <...> района устранить нарушение прав путем перечисления суммы социальной выплаты на приобретение жилья в размере <...> рублей.

В обоснование требований указала, что в перечислении социальной выплаты отказано неправомерно, так как жилое помещение приобретено на территории Алтайского края, то есть субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью – участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты, что отвечает федеральным и краевым нормативным правовым актам (пункту 32 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050; Постановлению Администрации Алтайского края от 31 октября 2014 года № 503), которые не имеет право изменять орган местного самоуправления.

Решением Смоленского районного суда от 04 августа 2015 года в удовлетворении заявления Павловой О.В. отказано.

В апелляционной жалобе Павлова О.В. просит отменить данное решение и вынести новое об удовлетворении ее заявления, настаивая на том, что для получения социальной выплаты необходимо приобрести жилое помещение на территории Алтайского края, требование о приобретении жилья в пределах определенного муниципального образования противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация <...> района указывает на законность и обоснованность судебного решения и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Павлова О.В. и ее представитель Терентьев Ю.В. настаивали на удовлетворении жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав Павлову О.В. и ее представителя Терентьева Ю.В., рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

При вынесении решения районный суд исходил из того, что решение об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья принято администрацией <...> района на законных основаниях, поскольку Районной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в <...> районе» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением администрации <...> района от ДД.ММ.ГГ *** (с изменениями от ДД.ММ.ГГ ***) предусмотрена необходимость приобретения молодой семьей жилого помещения на территории <...> района Алтайского края для получения выплаты, тогда как Павлова О.В., проживающая в <...> районе и в этом районе включенная в качестве участника целевой программы, приобрела жилое помещение в г. <...>, что не отвечает условиям районной программы.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям.

В обоснование заявления представитель Павловой А.В. неоднократно ссылался на необходимость применения по делу актов, имеющих большую юридическую силу по сравнению с нормативным актом органа местного самоуправления, на этом же он настаивает в своей апелляционной жалобе. Суду следовало обратить внимание на данную позицию, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по правилам которого рассматривалось дело, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Аналогичные положения в настоящее время содержатся в ч. 2 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующего порядок рассмотрения дел об оспаривании решений органов местного самоуправления с 15 сентября 2015 года.

В силу пп. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 3 к указанной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как усматривается из содержания акта, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Названая подпрограмма в разделе V предусматривает, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3; социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3 к подпрограмме.

Согласно п. 32 приложения № 3 приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью – участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Аналогичные положения предусмотрены региональным законодательством. Подпрограмма 2 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы, утвержденная Постановлением Администрации Алтайского края от 31 октября 2014 года № 503, устанавливает, что социальная выплата предоставляется молодой семье органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета Алтайского края и федерального бюджета. В случае недостаточности или отсутствия средств федерального бюджета социальные выплаты на приобретение жилья предоставляются молодым семьям за счет средств краевого и местных бюджетов в порядке, устанавливаемом Администрацией края по согласованию с органами местного самоуправления. Жилое помещение, приобретаемое или строящееся молодой семьей, должно находиться на территории Алтайского края.

Таким образом, актами федерального и регионального уровня предусмотрено предоставление органом местного самоуправления социальной выплаты молодой семье при условии приобретения ею жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации без ограничения территорией муниципального образования, в котором осуществлена постановка молодой семьи на учет.

Перечисленным выше законодательством, регулирующим осуществление государственной поддержки молодых семей, полномочия в части определения условий предоставления социальной выплаты органам местного самоуправления не предоставлялись, а доводы администрации <...> района о наличии таких полномочий основаны на ошибочном толковании законодательства.

Следовательно, муниципальный правовой акт <...> района, предусматривая необходимость приобретения жилого помещения на территории данного района в качестве условия предоставления социальной выплаты, противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, поэтому не подлежал применению судом. При вынесении решения следовало руководствоваться актами, имеющими большую юридическую силу.

Поскольку единственным основанием для отказа в предоставлении средств социальной выплаты Поповой О.В. со стороны администрации <...> района являлось приобретение жилого помещения не на территории <...> района, то в силу изложенного выше суд неправомерно признал такой отказ законным, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения.

О принятом администрацией решении Поповой О.В. сообщено письмом от ДД.ММ.ГГ ***, поэтому данное решение судебная коллегия признает незаконным. Наличие в деле протокола заседания комиссии по целевым жилищным программам при администрации <...> района от ДД.ММ.ГГ, в котором изложено решение комиссии об отказе Поповой О.В. в предоставлении средств социальной выплаты, не препятствует вынесению указанного судебного решения, поскольку данная комиссия положением о ней и перечисленными выше нормативными правовыми актами не наделена полномочиями по принятию решений об осуществлении выплаты. Также следует принять во внимание, что Поповой О.В. сообщено о принятии администрацией <...> района решения об отказе в предоставлении денежных средств.

Что касается способа восстановления прав Поповой О.В., который должен избрать суд в силу п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то судебная коллегия возлагает обязанность на администрацию <...> района рассмотреть принятые от Поповой О.В. согласно расписке ДД.ММ.ГГ документы в установленном законом порядке. Возложить обязанность по перечислению денежных средств на администрацию <...> района судебная коллегия полагает невозможным, поскольку в рамках данного дела рассматривалась законность одного основания для отказа в перечислении денежных средств, указанного в оспариваемом решении, тогда как при новом рассмотрении заявления уполномоченным органом могут быть выявлены иные препятствия для осуществления выплаты. Новое решение по результатам рассмотрения документов Поповой О.В. должно быть принято, а заявителю и суду должно быть направлено сообщение об этом в течение месяца со дня вынесения решения.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░.░░.░░ ***.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░.░░.░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-9169/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлова О.В.
Терентьев Ю.В.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
29.09.2015Судебное заседание
13.10.2015Судебное заседание
16.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2015Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее