Дело №11-2/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
суда апелляционной инстанции
г. Моршанск 19 января 2022 года
Федеральный судья Моршанского районного суда Тамбовской области Савенкова Е.А.,
при секретаре Миносуевой Т.С.,
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленный природный газ,
У С Т А Н О В И Л:
Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов». Суд постановил: взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» задолженность по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от ДД.ММ.ГГГГ № за потребленный (поставленный) природный газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка №<адрес> отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Свои доводы апелляционной жалобы истица мотивировала тем обстоятельством, что решение было вынесено без её участия в судебном заседании, хотя она подавала в суд заявление в электронном виде с просьбой о переносе даты судебного заседания. Кроме того, в судебное заседание ею были представлены платежные документы (чеки по операциям «Сбербанк Онлайн») за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по оплате потребленного природного газа имеется переплата в сумме <данные изъяты> Указывает, что мировой судья необоснованно отказал в назначении по делу судебной финансово-экономической экспертизы, так как в выписках из лицевого счета № указаны искаженные данные о движении денежных средств, уплаченных ею за потребленный газ, искажены даты оплаты, искажены показания счетчика, указаны необоснованные начисления по нормативу, необоснованное конечное сальдо, т.е. не существующий долг. При вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела и вынесено решение на основании расчета истца, который был произведен в соответствии с программой, установленной в ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» и на основании показаний счетчика абонента. Кроме того указывает, что поверку счетчика ДД.ММ.ГГГГ в домовладении № по <адрес> проводила лицензированная организация <данные изъяты>
В возражениях на жалобу ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» указали, что имеющаяся у ответчика задолженность образовалась в результате неисполнения абонентом своих обязанностей по своевременной поверке прибора учета газа, расположенного в домовладении по адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО1, что привело к определению объема потребленного природного газа со стороны истца на основании нормативов потребления. Межповерочный интервал прибора учета газа, установленного в домовладении ответчика, истек ДД.ММ.ГГГГ. Поверка прибора учета газа проведена ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, абоненту произвели начисления по нормативу потребления в соответствии с п.32 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому объем потребленного природного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа, установленными в <адрес>, исходя из установленного газового оборудования, размера отапливаемой площади и количества зарегистрированных лиц, при отсутствии зарегистрированных лиц, исходя из количества собственников домовладения и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисления составили <данные изъяты>. Считают, что абонентом не представлено доказательств, подтверждающих своевременность поверки прибора учета газа, а также исправность и соответствие техническим и метрологическим характеристикам газового счетчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Совершенная ДД.ММ.ГГГГ поверка газового счетчика свидетельствует, что на момент поверки прибор учета соответствовал необходимым требованиям, в связи с чем, его последующие показания могут считаться достоверными. Полагают, что мировой судья обоснованно отказал в назначении судебной финансово-экономической экспертизы. Кроме того, в соответствии с п.8.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между обществом и ФИО1, с момента окончания последнего межповерочного интервала контрольно-измерительного прибора или при получении извещения о непригодности к применению, расчет объемов потребленного газа, подлежащего оплате, производится с соответствии с п.6.2.1 (при отсутствии контрольно-измерительного прибора или при наличии контрольно-измерительного прибора, не соответствующего установленным для его применения требованиям, объем потребленного газа определяется исходя из нормативов потребления газа, установленных в <адрес> в соответствии с параметрами, указанными в разделе 9). Таким образом, между обществом и ФИО1 были заранее определены условия и порядок оплаты в случае истечения межповерочного интервала, которые выразились в условиях договора от ДД.ММ.ГГГГ №. Просят решение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее. Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения ФИО1, а также представителя ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» ФИО4, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> исковое требования ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» к ФИО1 о взыскании задолженности по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и пени удовлетворены. Суд постановил: взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» задолженность по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от ДД.ММ.ГГГГ № за потребленный (поставленный) природный газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
В соответствии с требованиями ст.153 Жилищного кодекса РФ собственники жилого помещения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ).
Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
В соответствии с п.2 ст.548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст.539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п.1 ст.539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п.1 ст.544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ).
Статья 8 Федерального закона N69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N549.
Пунктом 24 вышеуказанных Правил установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Пунктом 41 указанных Правил также предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном п.п.32 - 38 данных правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.9, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Согласно п.п.«в» п.21 указанных Правил абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.
При этом п.25 указанных Правил закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Таким образом, для оплаты услуги газоснабжения, исходя из фактического потребления объема газа, возможно лишь при условии соблюдения указанных условий в совокупности. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета.
Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п.81.12). Истечение срока поверки в соответствии с действующим законодательством отнесено к обстоятельствам, наличие которых предоставляет поставщику газа право определить количество потребленного газа по нормативам потребления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является потребителем по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, а ООО «Газпром Межрегионгаз Тамбов» является поставщиком газа, в обязанности которого входит продавать абоненту газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд в помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Абонент, в свою очередь, обязан производить оплату за поставленный газ, обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о его техническом обслуживании и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Пунктом 4.4 Договора № поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и исправность КИП, установку и целостность средств защиты КИП, согласно пункту 4.6 вышеуказанного договора своевременно за отдельную плату (в установленный техническим паспортом срок), а также по требованию поставщика проверять КИП (при его наличии) и производить монтаж и ремонт газового оборудования силами специализированной организации.
Согласно разделу 9 Договора помещение, в которое должна осуществляться <данные изъяты> в котором проживает и зарегистрирован один человек.
Собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> абонентом по договору газоснабжения на которого зарегистрирован лицевой счет №, является ФИО1
Учет потребления газа по лицевому счету № ведется с помощью прибора учета газа (счетчика) <данные изъяты>
В Обзоре Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2020), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в п.25 указано, что законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергоресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п.2 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Обеспечение исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника), что следует из ст.539, 543 ГК РФ, п.145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442.
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов, в том числе периодичности поверки (ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Из положений Закона N 102-ФЗ (п.п. 2, 17 ст. 2, п. 1 ст. 5 и ст. 9, п. 1 ст. 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
Последствием истечения срока межповерочного интервала является применение расчетного способа определения платы за электрическую энергию ретроспективно с даты истечения срока поверки по правилам безучетного потребления, а также с момента проверки до подтверждения соответствия прибора учета (системы учета) метрологическим требованиям или их замены (п.п. 166, 179 и 180 Основных положений N 442).
Из определения понятия "безучетное потребление", содержащегося в п.2 Основных положений N 442, следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обусловливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия (бездействие) для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Не проведение потребителем поверки прибора учета (измерительного трансформатора в составе измерительного комплекса) не относится к вмешательству в работу прибора учета (системы учета), составляющему первую группу нарушений. Буквальное содержание указанной нормы позволяет квалифицировать такое нарушение как бездействие, которое привело к искажению данных об объеме потребленной электрической энергии (мощности). При этом сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное. Возложение на проверяющих (сетевую организацию, гарантирующего поставщика) обязанности доказать наличие искажения, по сути, приведет к освобождению потребителя от установленной законодательством обязанности своевременно проводить поверку как элемента надлежащей эксплуатации прибора учета.
Вместе с тем потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета (измерительного трансформатора в составе системы учета) соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки (п.17 ст.2 Закона N 102-ФЗ). В процессе эксплуатации приборов учета (системы учета) улучшения их технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не происходит.
Как установлено судом первой инстанции, срок очередной поверки указанного прибора истек ДД.ММ.ГГГГ, о чем абоненту ФИО1 было доведено до сведения. Однако ФИО1 никаких мер по проведению поверки КИП предпринято до ДД.ММ.ГГГГ не было. Поверка КИП была проведена только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о поверке №.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в бездействии ответчика имеется злоупотребление правом, уклонение от этой обязанности, поскольку она была уведомлена о необходимости провести очередную поверку спорного измерительного комплекса.
Таким образом, доводы ФИО1 о том, что прибор учета без изменений работал до и после истечения межповерочного интервала, а также после очередной поверки, подтвердившей его исправность, то оснований для истребования платы, начисленной по нормативам потребления по факту истечения межповерочного интервала, не имеется, не могут быть приняты во внимание в силу вышеизложенного, а также в силу отсутствия в материалах дела доказательств исправности прибора учета в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В силу подп.«в» п.25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N549, в связи с истечением сроков поверки приборов учета газа, его показания не могут быть приняты как достоверные.
Следовательно, ООО «Газпром Межрегионгаз Тамбов» произведено начисление за потребленный природный газ в спорный период по нормативу потребления.
В силу п.25 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, если срок проведения очередной проверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил.
Согласно п.32 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
На основании вышеизложенного, действующее законодательство, регулирующее порядок поставки газа для нужд граждан, возлагает обязанность именно на потребителя и собственника следить за состоянием прибора учета, а значит, и за сроком их поверки, и предусматривает последствия пропуска такой поверки.
В судебном заседании было установлено, что поскольку межповерочный интервал счетчика газа по лицевому счету № составляет не менее 8 лет, то дата очередной поверки – ДД.ММ.ГГГГ.
Каких-либо допустимых письменных доказательств выполнения ответчиком ФИО1 как потребителем и собственником обязанности по своевременному представлению прибора учета газа на поверку ни в суде первой инстанции и ни в суде апелляционной инстанции не представлено.
Поскольку стороной ответчика осуществлялось потребление газа по истечении срока поверки прибора учета газа, ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» производило расчет платы исходя из нормативов потребления газа.
Сумма начислений за потребленный газ за период с даты окончания межповерочного интервала ДД.ММ.ГГГГ до даты проведения поверки прибора учета газа - ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ объем потребленного природного газа определяется по показанию КИП. Таким образом, общая сумма начислений для оплаты потребленного природного газа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>
Суд апелляционной инстанции соглашается с представленным в материалы дела расчетом задолженности.
Удовлетворяя исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов», мировой судья пришел к обоснованному выводу, что действиями ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» по начислению ответчику оплаты за поставленный и потребленный природный газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ каких-либо нарушений действующего законодательства не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как они повторяют доводы, приводимые ФИО1 при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и им дана мотивированная оценка в обжалуемом решении суда. ФИО1 не доказана правильная работоспособность прибора учета газа в период отсутствия очередной поверки прибора учета газа, а также не предоставлен акт о поверке, указывающий более поздние сроки поверки, чем те, которые отражены в сведениях ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов», что повлекло начисление задолженности исходя из норматива потребления газа.
Мировым судьей правильно учтены юридически значимые обстоятельства, дана оценка всем доказательствам по делу, каких-либо дополнительных доказательств, имеющих значение для дела, которые не были исследованы мировым судьей, в суд апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств и выводов мирового судьи и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, мировым судьей не допущено.
На основании изложенного, суд считает, что решение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.327 - 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленный природный газ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья апелляционной инстанции: Е