Дело № 2-1587/2021
УИД 76RS0014-01-2021-000663-10
Изготовлено 30 апреля 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Конаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Земсковой Ксении Станиславовны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области о возмещении морального вреда, причиненного уголовным преследованием,
у с т а н о в и л:
Земскова К.С. обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля с исковыми требованиями, предъявленными к Министерству финансов РФ в лице УК по ЯО о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей 00 копеек.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что 06.11.2019 года постановлением руководителя следственного отдела по Заволжскому району г.Ярославля следственного управления следственного комитета России по Ярославской области в отношении Земсковой К.С. было возбуждено уголовное дело №11902780003000077 по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.292.1 УК РФ. Приговором мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ярославля от 06.11.2020 года по уголовному делу №1-6/2020 Земскова К.С. была оправдана по ч.2 ст. 292.1 УК РФ за отсутствием в ее действиях состава преступления. Приговор вступил в законную силу. Преступление, которое вменялось в вину Земсковой К.С., непосредственно сопряжено с исполнением ею своих должностных обязанностей. В этой связи, трудовой коллектив с момента начала проверки сообщения о преступлении был осведомлен о фактически начавшемся уголовном преследовании Земсковой К.С. Ряд коллег в дальнейшем были привлечены к участию в уголовном процессе в качестве свидетелей. Все это негативно повлияло на деловою репутацию истца, как начальника ОВМ МВД России по Заволжскому району; значительно усложнило коммуникацию с подчиненными. Кроме этого, в результате незаконного уголовного преследования истец, равно как и члены ее семьи, в течение длительного периода времени находились в стрессовом состоянии. Возбуждение уголовного дела обусловило эмоциональные переживания Земсково й К.С. относительно риска завершения карьеры в правоохранительных органах, сложности в поиске новой сферы деятельности; сопряженных с этим финансовых трудностей, а также влияния наличия судимости у истца на дальнейшие карьеры несовершеннолетних детей. Более того, повышенное психо-эмоциональное напряжение повлекло для истца значительную потерю веса, упадок сил и бессонницу. Таким образом, незаконное уголовное преследование Земсковой К.С., продолжающееся на протяжение более чем года и 2 месяцев, обусловило длительные нравственные страдания истца, ухудшение ее физического здоровья, причинило существенный ущерб ее личной, а в особенности деловой, репутации.
Заявленные исковые требования обосновала положениями ст.ст 1070, 1071, 1100 ГК РФ, ч.2 ст.136 УПК РФ.
В судебном заседании истец Земскова К.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Ярославской области по доверенности Сиднева Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в заявленном размере возражала, пояснила, что заявленный размер компенсации морального вреда является чрезмерно завышенным и не соответствующим требованиям разумности и справедливости, в связи с чем подлежит уменьшению.
Представитель прокуратуры Ярославской области по доверенности Бруднер А.А. в судебном заседании пояснила, что Земскова К.С. приговором мирового судьи была оправдана, в связи с чем имеет право на реабилитацию.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В судебном заседании установлено, что 06.11.2019 года постановлением руководителя следственного отдела по Заволжскому району г.Ярославля следственного управления следственного комитета России по Ярославской области в отношении Земсковой К.С. было возбуждено уголовное дело №11902780003000077 по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.292.1 УК РФ.
Приговором мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ярославля от 06.11.2020 года по уголовному делу №1-6/2020 Земскова К.С. была оправдана по ч.2 ст. 292.1 УК РФ за отсутствием в ее действиях состава преступления.
Апелляционным определением Заволжского районного суда г.Ярославля от 18.01.2021 года (Дело №10-19/2020) приговор мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ярославля от 06.11.2020 года в отношении Земсковой К.С. оставлен без изменения, апелляционное представление прокурора Заволжского района г.Ярославля – без удовлетворения.
Приговор вступил в законную силу 18.01.2021 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьями 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
В силу абзаца третьего статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. N 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать характер, объем и длительность причиненных истцу нравственных страданий, индивидуальные особенности истца, в том числе его возраст и состояние здоровья, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости.
Учитывая обстоятельства привлечения истца к уголовной ответственности, основания вынесения оправдательного приговора, категорию преступления, в котором она обвинялась, личность истца, степень нравственных страданий, причиненных ей незаконным уголовным преследованием, наличие права на реабилитацию, конкретные обстоятельства настоящего дела, а также принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в счет компенсации морального вреда, причиненного истцу, денежных средств в размере 150 000 руб.
Данная денежная сумма подлежит взысканию в пользу истца за счет Казны Российской Федерации, поскольку уголовное и уголовно-процессуальное законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), а следственные и судебные органы, а также органы прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве, действуют от имени Российской Федерации в целом, в связи с чем финансовое обеспечение выплаты компенсации морального вреда в настоящем случае, является расходным обязательством Российской Федерации.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 руб. суд считает явно несоразмерными причиненному вреду, последствиям незаконного уголовного преследования в указанной выше части.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Земсковой Ксении Станиславовны в счет компенсации морального вреда 150 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья Е.С.Логвинова