Решение по делу № 33-11916/2020 от 29.09.2020

Судья Фаустова Г.А. дело № 33-11916/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

15 октября 2020 г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей: Котельниковой Л.П., Вялых О.Г.,

при секретаре Димитровой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1087/2020 по иску Сергеева Г.А. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» о признании недействительными решений об отказе в установлении инвалидности, признании инвалидом третьей группы бессрочно, по причине профессионального заболевания, установлении степени утраты трудоспособности, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Сергеева Г.А. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 июля 2020 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Сергеев Г.А. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы», Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными решений об отказе в установлении инвалидности, признании инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно, по причине профессионального заболевания, установлении степени утраты трудоспособности, компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных исковых требований, что в 1990 году в период работы в шахте проходчиком на территории Украины в Донецкой области он получил профзаболевание ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в связи с чем ему была установлена группа инвалидности, а в последующем в 2004г. инвалидность подтверждена, установлено ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА утраты степени трудоспособности пожизненно.

В 2013 г. истцу назначена пенсия по старости. С 2015 года истец проживает на территории Российской Федерации, после получения гражданства Российской Федерации, истец был направлен на медико-социальную экспертизу.

Филиалом № 21 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. истцу установлена инвалидность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, с причиной инвалидности общее заболевание на срок до 01.04.2019г.

В последующем 22.02.2019 г. истец был повторно направлен на медико-социальную экспертизу и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА решением филиала № 21 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» инвалидность истцу не установлена, определена степень утраты трудоспособности в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА на период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. - 01.04.2020 г.

Истец не согласился с данным решением филиала № 21 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и обратился в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области». Экспертным составом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» 15.04.2019 г. была проведена медико-социальная экспертиза в порядке обжалования решения филиала № 21. Ответчик подтвердил решение филиала № 21 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, инвалидность истцу не установлена.

Истец не согласен с решениями ответчика, считает, что профессиональное заболевание привело к ограничению его жизнедеятельности и занятию трудовой деятельностью, а именно истцу противопоказана работа, связанная со статико-динамическими нагрузками на позвоночник, длительным пребыванием на ногах. На протяжении многих лет состояние здоровья истца не улучшается. Исходя из изложенных фактов и в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеются все основания для установления инвалидности и получения соответствующих социальных гарантий.

Сложившаяся ситуация вызвала у истца огромное душевное волнение, а также нравственные страдания, в связи с чем истец полагает, что действиям ответчика ему был причинен моральный вред, который он оценивает в размере 50 000 руб.

На основании изложенного, Сергеев Г.А. просил суд: признать недействительным решение филиала № 21 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и решение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» от 15.04.2019 г.; признать Сергеева Г.А. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно, по причине профессионального заболевания; установить Сергееву Г.А. бессрочно с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА степень утраты трудоспособности в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

    Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 июля 2020 года исковые требования Сергеева Г.А. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» о признании недействительными решений об отказе в установлении инвалидности, признании инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно, по причине профессионального заболевания, установлении степени утраты трудоспособности, компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Сергеев Г.А. полагает решение суда незаконным и необоснованным, принятым при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель, повторяя обоснование требований, изложенных в исковом заявлении, просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объеме.

По мнению заявителя жалобы, суд дал неверную оценку представленным доказательствам, неправильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

Заявитель жалобы полагает, что наличие у него профессионального заболевания ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА установленного в 1990 году Областной клинической больницей профзаболеваний г.Донецка подтверждается выпиской из медицинской карты ФГБНУ «НИИ МТ», копией справки ВК НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.02.2019г., справкой об установлении инвалидности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, заключением Донецкой областной клиники профзаболеваний НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.06.1990г., справкой МСЭ-2017г НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в силу положений Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дает ему право на установление инвалидности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно, по причине профессионального заболевания и ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА утраты трудоспособности. Ссылаясь на положения п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. №23 «О судебном решении», истец указывает на то, что судам следует иметь в виду, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися доказательствами по делу. Однако такая оценка, по мнению истца, судом первой инстанции в полной мере не проведена.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями (л.д.258-259).

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, представителя истца, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания граждан инвалидами определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.

В силу п. п. 2, 5 - 7 названных Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно заключению ВК Донецкой клиникой профзаболеваний (Украина) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.06.1990г. истцу установлен диагноз: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Сергеев Г.А. признан инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, с причиной инвалидности «профессиональное заболевание», заключением областной травматологической МСЭК г.Донецка Министерства охраны здоровья серия ДОН-04 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (Украина) истцу установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности, с причиной инвалидности профзаболевание, бессрочно. (л.д.39).

С 2015 года Сергеев Г.А. проживает на территории Российской Федерации. Согласно паспорту серия НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с 23.11.2016г. Сергеев Г.А. является гражданином Российской Федерации (л.д.10).

С целью подтверждения профзаболевания и группы инвалидности в связи с переездом истца в Российскую Федерацию, Сергеев Г.А. 11.09.2017г. обследован в ФГБНУ «НИИ МТ», решением ВК от 14.09.2017г. ему установлен диагноз: «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.Сопутствующий диагноз: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА что подтверждено выпиской из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.(л.д.13).

Заключением бюро МСЭ, филиал №21 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Сергеев Г.А. признан инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы по причине «общее заболевание», инвалидность установлена до 01.04.2019г. (л.д.14-15).

В последующем 22.02.2019 г. истец был повторно направлен на прохождение медико-социальной     экспертизы.

Согласно копии экспертно-медицинского дела следует, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Сергеев Г.А. освидетельствован в бюро № 21 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». Из протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА следует, что по результатам медико-социальной экспертизы в бюро на основании изучения имеющихся медико-экспертных документов, осмотра освидетельствуемого, результатов реабилитационно-экспертной диагностики установлено, что у Сергеева Г.А. имеются стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (20 % согласно п. 13.3.1.1. приложения к приказу № 1024 н), обусловленные основным заболеванием (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА стойкие незначительные нарушения функций ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не дают оснований для установления инвалидности. Экспертное решение бюро принято в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 и приказом Минтруда России от 17.12.2015г. № 1024н. Решение принято единогласно.

Как следует из материалов дела, решением ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», филиал № 21, от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. инвалидность истцу не установлена, определена степень утраты трудоспособности в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА на период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по 01.04.2020г. (л.д.49-59).

Истец Сергеев Г.А. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (главное бюро) с заявлением о несогласии с решением филиала № 21 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» по установлению группы инвалидности, времени наступления инвалидности, причины инвалидности.

В ходе рассмотрения обращения истца 01.04.2019г. экспертным составом № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (главное бюро) Сергееву Г.А. проведена очная медико-социальная экспертиза в порядке обжалования решения филиала № 21 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» (л.д.107-109).

По данным Протоколов проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.04.2019г. Сергеев Г.А. осмотрен специалистами экспертного состава № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (главное бюро) и по результатам медико-социальной экспертизы в экспертном составе № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (главное бюро), на основании анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, объективного осмотра у Сергеева Г.А. выявлены стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, обусловленные основным заболеванием ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА стойкие незначительные нарушения функций ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты и не дают оснований для установления инвалидности. Экспертное решение принято в соответствии с p. II пп. 5, 6 Правил признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95, р IV п. 8 приказа Минтруда России от 17.12.2015г. № 1024н «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», (20% согласно п. 13.3.1.1. приложения к приказу 1024н). Экспертное решение принято единогласно.(л.д.110-115).

Из материалов дела следует, что 01.04.2019г. Сергеев Г.А. обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (главное бюро) с заявлением о несогласии с решением экспертного состава № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (главное бюро) по группе инвалидности и определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

В последующем 15.04.2019г. экспертным составом № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (главное бюро) Сергееву Г.А. проведена очная медико-социальная экспертиза в порядке обжалования решения главного бюро.

По данным Протоколов проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.04.2019г. Сергеев Г.А. осмотрен специалистами экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (главное бюро) и указано следующее обоснование экспертного решения ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (главное бюро): по результатам медико-социальной экспертизы в экспертном составе № 1 главного бюро, на основании анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, объективного осмотра установлено, что у Сергеева Г.А. имеются стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, обусловленные основным заболеванием ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА стойкие незначительные нарушения функций ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты и не дают оснований для установления инвалидности. Экспертное решение э/с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не изменено. (л.д.132-140).

С целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела и проверки доводов истца относительно обоснованности выводов экспертных составов ответчика, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела определением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.05.2020 г. по делу назначена медико-социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда России.

Как следует из выводов экспертов, содержащихся в заключение медико-социальной экспертизы от 03.07.2020г., проведенной специалистами экспертного состава № 2 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю», по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. у Сергеева Г.А. имеются стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, вследствие профессионального заболевания, стойкие незначительные нарушения функций сердечно-сосудистой системы, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не требуют мер социальной защиты, включая реабилитацию, что в соответствии с пунктами 5, 6 Правил признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (п. 13.3.1.1. приложения к Классификациям и критериям, максимально выраженное в процентах стойкое нарушение функций организма - 20%), не является основанием для установления инвалидности.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Сергеева Г.А. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» о признании недействительными решений об отказе в установлении инвалидности, признании инвалидом третьей группы бессрочно, по причине профессионального заболевания, установлении степени утраты трудоспособности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оценивая оспариваемые истцом результаты медицинского освидетельствования, с учетом выводов проведенной по делу судебной медико-социальной экспертизы, пришел к выводу о том, что при проведении освидетельствования Сергеева Г.А. был соблюден предусмотренный порядок освидетельствования, исследованы все представленные медицинские и медико-экспертные документы, доказательств, подтверждающих наличие у истца нарушений здоровья, являющихся основанием для установления ему инвалидности, представлено не было, каких-либо доказательств в порядке ст.ст.56, 57 ГПК РФ, опровергающих выводы экспертных составов, истцом в суд также не представлено.

Оценив представленные сторонами доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ в их совокупности, установив, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него нарушений здоровья, являющихся основанием для установления инвалидности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не находит оснований для признания недействительным решения бюро медико-социальной экспертизы № 21 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и решения ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 15.04.2019 г. об отказе в установлении инвалидности, признании инвалидом третьей группы бессрочно, по причине профессионального заболевания, установлении степени утраты трудоспособности, компенсации морального вреда также не имеется.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и сделаны на основании надлежащей оценки представленных по делу доказательств.

В основу решения судом первой инстанции положено заключение медико-социальной экспертизы от 03.07.2020г., проведенной специалистами экспертного состава № 2 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю».

Придя к такому выводу суд первой инстанции исходил из того, что данное экспертное исследование проведено в соответствии с установленным порядком его проведения согласно ст.84 ГПК РФ, при проведении исследований использовались данные установленные судом.

Квалификация и уровень экспертов сомнений у суда не вызывают, заключения содержат подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы содержат ответы на поставленные судом вопросы, заключения основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании предоставленных сторонами и собранными по делу доказательств с учетом прав и обязанностей эксперта в силу ст.85 ГПК РФ, то есть соответствует требованиям ст.86 ГПК РФ. Эксперты были предупреждены об ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

Сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данное заключение эксперта в полной мере является допустимым и достоверным доказательством.

Оснований сомневаться в данном заключении не имеется, поскольку оно составлено компетентными специалистами, обладающими специальными познаниями, заключение составлено в полной мере объективно, его выводы - достоверны, эксперты об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ предупреждены.

Статья 86 ГПК РФ предусматривает, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ.

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Данное заключение в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание проведенных исследований, в обоснование сделанных выводов приведены соответствующие данные из представленных материалов.

В силу изложенного, судебная коллегия полагает доводы жалобы заявителя в части несогласия с оценкой судом первой инстанции экспертного заключения незаконными и необоснованными.

Согласно пункту 25 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 95, определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).

Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, определение степени нуждаемости и установление группы инвалидности является исключительной компетенцией бюро медико-социальной экспертизы, и оспариваться данное решение может по процедуре ее проведения и проверке обоснованности выводов бюро медико-социальной экспертизы путем проведения другой экспертизы. Суд же правом установления группы инвалидности, определения степени утраты трудоспособности не обладает.

При таких обстоятельствах, с учетом проведенной по делу судебной медико-социальной экспертизы, учитывая, что каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования Сергеева Г.А. судом не установлено, истцом таких доводов не приведено, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось. Наличие у истца ряда заболеваний не является безусловным основанием для установления ему инвалидности, поскольку состояние здоровья оценивается учреждением медико-социальной экспертизы с учетом строго определенных и установленных действующим законодательством критериев и правил. Совокупности условий для определения инвалидности, предусмотренных вышеприведенными Правилами признания лица инвалидом, судебной коллегией не установлено. При этом порядок проведения освидетельствований в ФКУ ГБ МСЭ по РБ полностью соблюден, нарушений не допущено.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанный Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Согласно пункту 1 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе, степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с результатами проведенной экспертизы и отклоняются судебной коллегией, поскольку экспертиза назначена и проведена в соответствии с требованиями процессуального закона. Сама по себе иная оценка истцом представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, поскольку приходит к выводу о том, что суд, изучив обстоятельства дела, и исследовав совокупность имеющихся доказательств, дал им надлежащую оценку, применил к спорным правоотношениям соответствующие нормы материального права.

Доводы апелляционной жалобы, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств. В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 17 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергеева Г.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 20 октября 2020 года

33-11916/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Сергеев Геннадий Анатольевич
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы"
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
15.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2020Передано в экспедицию
15.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее