РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 г. г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Кадыровой П.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-3963/2018 по административному иску Чернышовой Ольги Михайловны, Чернышовой Валентины Владимировны, Абушахмановой Олеси Васильевны, Савенкова Андрея Васильевича, Савенковой Александры Васильевны, Савенковой Нины Евгениевны, Савенкова Василия Петровича, Осетровой Татьяны Павловны, действующей в своих интересах и в интересах Осетровой Полины Максимовны, к межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории МО «Город Астрахань» о признании решения незаконным в части и отмене,
установил:
административные истцы Чернышова О.М., Чернышова В.В., Абушахманова О.В., Савенков А.В., Савенкова А.В., Савенкова Н.Е., Савенков В.П., Осетрова Т.П., действующая в своих интересах и в интересах Осетровой П.М., с учетом уточнения заявленных требований обратились в суд с административным исковым заявлением к межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории МО «Город Астрахань» (далее – МВК) о признании незаконным и отмене решения, оформленного протоколом № 12 от 26.10.2018 года в части возложения на собственников жилых помещений (муниципальных, частных) многоквартирного дома литер «А,А1» по <адрес> обязанности выступить заказчиком технического заключения детально-инструментального обследования многоквартирного дома и предоставить данное техническое заключение в межведомственную комиссию в срок до 01.01.2019 года.
В обоснование требований указали, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в правом крыле жилого <адрес>. С 2010 года они обращаются в администрацию города с вопросом о признании здания непригодным для проживания.
Заключением МВК от 21.05.2010 года № 3 муниципальное общежитие по <адрес> в <адрес> признано подлежащим капитальному ремонту.
Распоряжением администрации г. Астрахани от 27.07.2010 года № 542-р «О дальнейшем использовании жилого дома по <адрес>» жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту, принято решение об отселении жителей, проживающих в правом крыле жилого дома.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28.09.2011 года признано незаконным и отменено заключение МВК от 21.05.2010 года № 3 и распоряжение от 27.07.2010 года № 542-р.
Заключением МВК от 22.11.2013 года № 8 многоквартирный жилой дом литера «А,А1» по <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации г. Астрахани от 21.01.2014 года № 54-р срок реконструкции установлен до 31.12.2016 года.
Заключением МВК от 07.11.2016 года № ЗАК-1/11 установлено отсутствие оснований для признания многоквартирного жилого дома литера «А,А1» по <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 07.12.2016 года № 1763-р «О дальнейшем использовании многоквартирного дома литера «А,А1» по <адрес>» жилые помещения по указанному адресу признаны пригодными для проживания и подлежащими эксплуатации в соответствии с их назначением, а сам дом подлежащим капитальному ремонту.
Жители правого крыла дома провели независимую оценку состояния основных конструкций жилого дома и обратились в МВК с заявлением о проведении заседания с целью признания дома по <адрес> и жилых помещений в нем непригодными для проживания.
26.10.2018 года МВК принято решение о дополнительном обследовании дома с возложением на собственников жилых помещений (муниципальных, частных) многоквартирного дома литер «А,А1» по <адрес> обязанности выступить заказчиком технического заключения детально-инструментального обследования многоквартирного дома и предоставить данное техническое заключение в межведомственную комиссию в срок до 01.01.2019 года.
Считают данное решение незаконным и подлежащим отмене в части, поскольку процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение МВК не соответствуют требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Акт обследования многоквартирного дома не соответствует установленной форме.
В судебном заседании представитель Савенкова А.В., Чернышовой О.М., Абушахмановой О.В., Осетровой Т.П. по доверенностям Минакова О.И. иск с учетом уточнения поддержала, просила удовлетворить.
Административный ответчик – представитель межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории МО «Город Астрахань» Степанов В.Ю. просил в иске отказать.
Административные истцы при надлежащем извещении не явились, имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как следует из п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Положениями ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
В силу Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п. 7).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Пункт 42 данного положения определяет порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о проведении необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
Постановлением мэра города Астрахани от 27.06.2006 № 1115-р-м «О городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным» была создана городская межведомственная комиссия, которая в дальнейшем в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 23.10.2015 № 7295 (далее - Положение о МВК) была переименована в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Астрахань».
Согласно п. 10 Положения о МВК решение Комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В судебном заседании установлено, что жильцы многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес> литер «А,А1» обратились в МВК с заявлением о рассмотрении вопроса о признании дома и жилых помещений в нем непригодными для проживания.
25.10.2018 года МВК в рамках выездного заседания обследовано фактическое состояние многоквартирного дома литер «А,А1»» по <адрес>, в результате чего принято решение о проведении дополнительного обследования и предоставления в комиссию экспертного заключения детально-инструментального обследования специализированной организации, состоящей в СРО, многоквартирного дома, расположенного по <адрес> литер «А,А1» в Ленинском районе г. Астрахани. Данное решение принято с учетом мнения члена МВК Карпенко П.В. – директора ООО «Проектно-технический центр», по мнению которого, обследуемое здание многоквартирного дома в аварийном состоянии не находится.
Согласно протоколу № 12 заседания от 26.10.2018 года МВК принято решение назначить дополнительное обследование оцениваемого многоквартирного дома, собственникам жилых помещений (муниципальных, частных) многоквартирного дома литера «А,А1» по <адрес> выступить заказчиком технического заключения детально-инструментального обследования многоквартирного дома и представить данное техническое заключение в межведомственную комиссию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение Комиссии. При этом дополнительное обследование не прекращает процедуру оценки жилого помещения.
Таким образом, при рассмотрении заявления МВК воспользовалась правом назначить дополнительное обследование, при этом, не ограничившись лишь произведенным 25.10.2018 года обследованием состояния многоквартирного жилого <адрес> (акт №).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что МВК 26.10.2018 года обоснованно принято решение назначить дополнительное обследование оцениваемого многоквартирного дома.
Между тем суд приходит к выводу, что решение МВК в части возложения на собственников жилых помещений (муниципальных, частных) многоквартирного дома литера «А,А1» по <адрес> обязанности выступить заказчиком технического заключения детально-инструментального обследования многоквартирного дома и представить данное техническое заключение в межведомственную комиссию в срок до 01.01.2019 года является незаконным и подлежит отмене, поскольку Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 год, не предусмотрено возложение данной обязанности на собственников жилых помещений, в связи с чем требования административных истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Чернышовой Ольги Михайловны, Чернышовой Валентины Владимировны, Абушахмановой Олеси Васильевны, Савенкова Андрея Васильевича, Савенковой Александры Васильевны, Савенковой Нины Евгениевны, Савенкова Василия Петровича, Осетровой Татьяны Павловны, действующей в своих интересах и в интересах Осетровой Полины Максимовны, к межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории МО «Город Астрахань» о признании решения незаконным в части и отмене удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории МО «Город Астрахань», оформленное протоколом № 12 от 26.10.2018 года в части возложения на собственников жилых помещений (муниципальных, частных) многоквартирного дома литера АА. По <адрес> выступить заказчиком технического заключения детально-инструментального обследования многоквартирного дома и предоставить данное техническое заключение в межведомственную комиссию в срок до 01.01.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2018 года.
Судья: