Судья: Борисова Е.А. адм.дело N 33А-8057/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Хаировой А.Х. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Устяк Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 21 апреля 2017 года, которым постановлено:
«Признать незаконным ответ Департамента градостроительства городского округа Самара от 26.12.2016г. № СП-1/6188-0-1 о предоставлении информации.
Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара рассмотреть заявление Чигиря В.А. о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>. В остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Департамента градостроительства городского округа Самара Ниловой О.В. в поддержание доводов жалобы, представителя Чигиря В.А. и Ширяева В.Ф. – Платоновой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Чигирь В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом.
В обоснование административного искового заявления указал, что являясь собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом. Письмом от 26 декабря 2016 года №СП-1/6188-0-1 Департамент отказал в формировании земельного участка, указав при этом, что с 01.03.2015 образование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории. С таким решением истец не согласен, поскольку обязанность по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, возложена на органы местного самоуправления, которые не вправе произвольно отказаться от ее выполнения.
Ссылаясь на то что, отказ Департамента нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует требованиям действующего законодательства, Чигирь В.А. просил суд признать незаконным ответ Департамента градостроительства г.о.Самара №СП-1/6188-0-1 от 26 декабря 2016 года об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: <адрес>; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 47-49).
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о.Самара просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы сводятся к тому, что обжалуемое письмо права истца не нарушает, поскольку носит информационный характер и содержит разъяснения порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом. Кроме этого собственники помещений многоквартирного жилого дома вправе пользоваться земельным участком, необходимым для эксплуатации этого дома, как общим имуществом, независимо от факта его межевания и постановки на кадастровый учет (л.д. 51-59).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив доводы апелляционного жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.05.2010 N12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чигирь В.А. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
13 декабря 2016 года Чигирь В.А. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Письмом от 26 декабря 2016 года №СП-1/6188-0-1 Департамент сообщил заявителю, что с 01 марта 2015 года формирование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется только в рамках проектов межевания территории и к государственным или муниципальным услугам не относится.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями закона и правовой позицией Конституционного Суда РФ, пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента в формировании земельного участка под многоквартирным домом не соответствуют закону и нарушает права административного истца.
В своем обращении в Департамент градостроительства г.о.Самара Чигирь В.А. просил сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом в соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, административный ответчик не вправе отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории, на которой расположен многоквартирный жилой дом.
Статьей 43 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В силу частей 1 и 8 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа, за исключением случая, упомянутого в части 8.1 данной статьи.
В соответствии со ст.28 Устава городского округа Самара Департамент градостроительства г.о. Самара является уполномоченным органом по подготовке документов территориального планирования городского округа Самара.
Исходя из этого, Департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
При таких обстоятельствах суд правильно признал отказ Департамента градостроительства г.о.Самара в формировании земельного участка под многоквартирным домом незаконным и обоснованно возложил на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление Чигиря В.А. о формировании земельного участка, поскольку решение указанного вопроса отнесено к исключительной компетенции административного ответчика, которого суд подменять не вправе.
Доводы жалобы о том, что оспариваемое письмо Департамента является информационным и права истца не нарушает, являются несостоятельными, поскольку данным письмом истцу фактически отказано в удовлетворении его заявления о формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Отказ Департамента нарушает права административного истца, как собственника помещения в многоквартирном доме, на формирование границ принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Собственник не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа об утверждении проекта межевания территории, на него не могут перекладываться обязанности публичного органа по проведению мероприятий, необходимых для формирования земельного участка под многоквартирным домом.
В связи с изложенным судебная коллегия считает, что оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется. Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и предусмотренных ст.310 КАС РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 21 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о.Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: