Дело № 2а-295/2022
УИД 33RS0017-01-2022-000215-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 апреля 2022 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области к Чернову А. Е. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Чернову А.Е. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога в размере 5 604,00 руб. и пени в размере 11,91 руб., налога на имущество в размере 356,00 руб. и пени в размере 0,76 руб.
В обоснование административного иска указано, что Чернов А.Е. является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортное средство ГАЗ 2217 c регистрационным знаком NN, за которое начислен транспортный налог за 2019 год в размере 5 604,00 руб. Кроме того, ему принадлежит на праве собственности недвижимое имущество в виде гаража, расположенного по адресу: <...>; квартиры, расположенной по адресу: <...>. За указанное недвижимое имущество начислен налог на имущество за 2019 год в размере 356,00 руб. Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области налогоплательщику было направлено налоговое уведомление на уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Вместе с тем, Черновым А.Е. обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц в установленный НК РФ срок не исполнена. На основании ст. 75 НК РФ Чернову А.Е. начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате транспортного налога за 2019 год за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года в размере 11,91 руб., по уплате налога на имущество за 2019 год за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года – 0,76 руб. Административным истцом в адрес Чернова А.Е. направлено требование № 100259 от 17 декабря 2020 года с добровольным сроком уплаты до 19 января 2021 года, которое до настоящего времени административным ответчиком не исполнено. Определением мирового судьи судебного участка № 4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 6 августа 2021 года судебный приказ, выданный мировым судьей 16 июня 2021 года о взыскании с Чернова А.Е. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени отменен.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился (л.д. 101).
Административный ответчик Чернов А.Е. извещался судом по адресу, указанному в иске, где он, согласно данным адресно-справочной службы, зарегистрирован по месту жительства. Конверт с судебной повесткой адресату не доставлен, возращен (л.д. 102-105).
В соответствии со ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Из разъяснений, содержащихся в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Исходя из изложенного, суд считает извещение доставленным, а административного ответчика Чернова А.Е. - извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Неявка участников процесса, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 6 НК РФ главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 359 НК РФ).
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Положениями п. 1 ст. 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
На основании ст. 6 Закона Владимирской области от 27 ноября 2002 г. № 119-ОЗ «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» (в редакции, действовавшей в налоговый период 2019 г.) налоговые ставки транспортного налога установлены в следующих размерах: на автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно - 40 руб.
П. 1 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401, согласно которой объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество, в том числе, квартира, комната, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Порядок определения налоговых ставок и исчисления суммы налога на имущество установлен ст. ст. 406 и 408 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
П. 2 ст. 57 НК РФ установлено, что при уплате налога с нарушением срока уплаты, налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога (сбора) согласно ст. 69 НК РФ представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны последовательно соблюдаться все установленные ст. 48 НК РФ сроки - как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Ч. 2 ст. 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При этом в силу ч. 4 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено, что по данным Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области, полученным в соответствии со ст. 85 НК РФ, ОГИБДД ОМВД России по Собинскому району и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Владимирской области» Чернов А.Е. являлся в 2019 году собственником транспортного средства ГАЗ 2217 c регистрационным знаком NN, с мощностью двигателя 140 л.с. (л.д. 16, 85-86). Чернову А.Е. также в 2019 году принадлежало недвижимое имущество: гараж, расположенный по адресу: <...> (дата регистрации права собственности – 31 декабря 1997 года); квартира, расположенная по адресу: <...> (дата государственной регистрации права собственности – 12 февраля 2013 года) (л.д. 16, 84).
Следовательно, административный ответчик Чернов А.Е. являлся в спорный период (2019 год) плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц в силу ст.ст. 357 и 400 НК РФ.
В соответствии с налоговым уведомлением № 38913795 от 3 августа 2020 года сумма транспортного налога за 2019 год составила 5 604,00 руб., сумма налога на имущество физических лиц – 356,00 руб., а всего – в сумме 5 960,00 руб., подлежащие уплате в срок не позднее 1 декабря 2020 года. При исчислении транспортного налога использованы следующие данные: налоговая база – 140,10, налоговая ставка – 40,00 руб., количество месяцев владения в году – 12. При исчислении налога на имущество физических лиц использованы следующие данные: по гаражу, расположенному по адресу: <...>: налоговая база (кадастровая стоимость) – 145 843,00 руб., доля в праве – 1, налоговая ставка – 0,10, количество месяцев владения в году – 12; по квартире, расположенной по адресу: <...>: налоговая база (кадастровая стоимость) – 322 089,00 руб., доля в праве – 1, налоговая ставка – 0,10, количество месяцев владения в году – 12 (л.д. 9).
Вышеуказанное налоговое уведомление было передано Чернову А.Е. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (л.д. 12).
Однако, административным ответчиком Черновым А.Е. в установленный срок суммы транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год не уплачены, в связи с чем, за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года на сумму неуплаченных налогов в вышеуказанных размерах начислены пени в сумме 12,67 руб. (11,91 руб. по транспортному налогу и 0,76 руб. по налогу на имущество физических лиц) (л.д. 14).
В связи с неуплатой в установленный законом срок транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению № 38913795 от 3 августа 2020 года за 2019 год в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ Чернову А.Е. передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требование № 100259 от 17 декабря 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 5 604,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 11,91 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 356,00 руб., пени по налогу на имущество в размере 0,76 руб. в срок до 19 января 2021 года (л.д. 13, 12 об.), которое административным ответчиком Черновым А.Е. не исполнено.
На основании заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области, поступившего мировому судье судебного участка № 4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области, 8 июня 2021 года в отношении Чернова А.Е. был вынесен судебный приказ, согласно которому с административного ответчика взыскана задолженность за 2019 год по транспортному налогу в размере 5 604,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 11,91 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 356,00 руб. и пени по налогу на имущество в размере 0,76 руб. (л.д. 81).
Следовательно, налоговый орган шестимесячный срок, предусмотренный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, не пропустил.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 6 августа 2021 года судебный приказ о взыскании с Чернова А.Е. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени отменен по заявлению Чернова А.Е. (л.д. 83).
С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области обратилась в суд 28 января 2022 года (л.д. 23), т.е. в пределах установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ срока.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени за 2019 год административным ответчиком не исполнена, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Общая сумма задолженности Чернова А.Е. по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени составляет 5 972,67 руб., из которой: транспортный налог за 2019 г. – 5 604,00 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года – 11,91 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 год – 356,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года – 0,76 руб. Расчет сумм транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени, осуществленный налоговым органом, проверен судом и признан правильным. Административным ответчиком Черновым А.Е. данный расчет не оспаривался.
На основании изложенного, с Чернова А.Е. подлежит взысканию вышеуказанная сумма задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.
Учитывая, что в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с административного ответчика на основании ст. 114 КАС РФ также подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области к Чернову А. Е. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество, пени удовлетворить.
Взыскать с Чернова А. Е., зарегистрированного по адресу: <...>, задолженность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени в размере 5 972,67 руб., в том числе:
- транспортный налог за 2019 год – 5 604,00 руб.,
- пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года – 11,91 руб.,
- налог на имущество физических лиц за 2019 год – 356,00 руб.,
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года – 0,76 руб.
Взыскать с Чернова А. Е. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400,00 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Трефилова
Решение суда принято в окончательной форме 11 апреля 2022 года.