Решение по делу № 2а-7370/2021 от 25.10.2021

дело № 2а-7370/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2021 года         г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,

при секретаре Зайцевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело     по административному исковому заявлению Щукина ФИО5 к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области о признании незаконным решения об отказе в приеме документов,

установил:

Щукин С.Ю., уточнив требования, обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области о признании незаконным решения об отказе в приеме документов.

В обоснование административного иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1743 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

Решением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования (далее – УРВИ) земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» в отношении данного земельного участка, в соответствии с Административным регламентом предоставления Государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области», утвержденным распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Административный регламент), так как запрашиваемый УРВИ не соответствует целевому назначению, установленному для данной категории земель.

Не согласившись с данным решением, Щукин С.Ю. обратился в суд с вышеназванным административным иском и указал, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) к УРВИ земельного участка с кадастровым номером отнесен вид использования – «магазины». Виды разрешенного использования участков также определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в котором в рассматриваемом случае следует применить условно разрешенный вид разрешенного использования код 4.4. «магазины».

Административный истец приходит к выводу, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка - «магазины» входит в перечень условно разрешенных видов, предусмотренных для территориальной зоны, в которой располагается земельный участок с кадастровым номером и может быть выбран заявителем самостоятельно с соблюдением дополнительных процедур.

Административный истец просит:

признать недействительным решение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по заявлению «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области»;

предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «магазины» земельному участку с кадастровым номером площадью 1 743 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>

взыскать с Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В судебное заседание административный истец Щукин С.Ю. не явился, извещен, его представитель по доверенности Шестеренко Д.П. поддержал заявленные уточненные требования, просил удовлетворить.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в судебное заседание не явился, через канцелярию суда поступили письменные возражения и заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц: Администрации городского округа Щелково Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области не явились, извещены.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 9 статьи 1, подпунктам 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 2).

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (часть 6).

В соответствии со статьей 8.2 ГрК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» законами субъекта РФ в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочия по принятию решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется Правительством Московской области или уполномоченный им центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.

Согласно пункту 14 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям Комитета относится принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 2 Закона № 210-ФЗ).

Предоставление государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» (далее - Государственная услуга) осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления указанной государственной услуги, утвержденным распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Административный регламент).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, содержится в разделе 12 Административного регламента.

Заявление о предоставлении государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» поступило в Мособлархитектуру в электронной форме посредством Портала государственных и муниципальных услуг Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Земельный участок с кадастровым номером площадью 1743 кв.м., с видом разрешенного использования «для дачного строительства», в отношении которого подано заявление о предоставлении государственной услуги, относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».

В качестве обоснования запрашиваемого разрешения административный истец указывает на планируемое строительство магазина.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) с.п. Трубинское Щелковского муниципального района Московской области, утвержденными решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне СХ-2 - зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Зона, предназначенная для ведения садоводства СХ-2, установлена для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами садоводства.

В градостроительном регламенте территориальной зоны СХ-2 испрашиваемый вид разрешенного    использования земельного участка «магазины» относится к условно разрешенным (код 4.4).

Указанные сведения приведены в градостроительном плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Решением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на основании п. 12.1.19 Административного регламента, в связи с тем, что запрашиваемый УРВИ не соответствует целевому назначению, установленному для данной категории земель.

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Частью 2 статьи 260 ГК РФ предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77, 78 ЗК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (абзац 2 пункта 1 статьи 78 ЗК РФ).

Статьей 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что следует из подпункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Исходя из изложенного, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не могут использоваться в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Вместе с тем, испрашиваемый условно разрешенный вид использования земельного участка «магазины» (кодовое обозначение - 4.4) подразумевает использование земельного участка в целях, не связанных с сельскохозяйственным использованием, и предусматривает размещение объекта торговой деятельности, что не соответствует целевому назначению    земельного участка,    а       также       принципам эффективного использования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения и принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.

Использование земель сельскохозяйственного назначения в целях размещения магазинов не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем заявленная административным истцом цель является недопустимой для земельного участка с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения».

На основании изложенного, доводы административного истца о том, что запрашиваемый условно разрешенный вид использования «магазины» может быть выбран для земельного участка с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.

Земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и не может быть использован в заявленных целях (для размещения и строительства магазина), поскольку испрашиваемый условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка находится в противоречии с категорией земель указанного земельного участка и исключает возможность использования указанных земель для размещения объектов торговой деятельности, до перевода указанного земельного участка в другую категорию земель. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 7, 42, 77, 78 ЗК РФ, пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ ограничен его целевым назначением.

Принимая во внимание, что действующим законодательством не предусмотрено использование земельных участков с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» под размещение и строительство объектов торговой деятельности, оснований для предоставления условно разрешенного вида использования земельного участка «магазины» (кодовое обозначение 4.4) не имелось, в противном случае указанное явилось бы нарушением целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

С учетом изложенного, оснований для приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не имелось, в связи с чем решение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области», является законным, обоснованным и соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем в удовлетворении административного иска должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Щукина ФИО6 к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области:

о признании недействительным решения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по заявлению «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области»,

о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» земельному участку с кадастровым номером площадью 1743 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>

о взыскании с Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей,

- отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                       Кудрякова Ю.С.

2а-7370/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Щукин Сергей Юрьевич
Ответчики
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
Другие
Администрация городского округа Щелково
Министерство имущественных отношений Московской области
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Кудрякова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация административного искового заявления
25.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее