Судья Орлова М.Б. |
Дело № 33-3135/2021 №2-6463/2020 УИД 66RS0001-01-2020-007397-34 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 11.03.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Абрашкиной Е.Н., |
судей |
Деменевой Л.С., |
Максимовой Е.В., |
при ведении протокола помощником судьи Ножниковой М.В. рассмотрела в помещении суда в порядке апелляционного производства в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Золотухиной Татьяны Федоровны, Поддубной Екатерины Владимировны, Торкова Алексея Алексеевича, Цехера Григория Яковлевича к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о признании права на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязании организовать проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома,
по апелляционной жалобе истцов на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.12.2020.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения истцов Золотухиной Т.Ф., Цехера Г.Я., действующего также в качестве представителя истцов Торкова А.А., Поддубной Е.В., Золотухиной Т.Ф., представителя ответчика - Шелопугина А.А., судебная коллегия
установила:
истцы обратились в суд с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее Фонд), в котором просили признать их право на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположеннных по адресу: <адрес>, <адрес> в порядке, объеме и сроки, установленные нормативными правовыми актами жилищного законодательства, действовавшего в момент заключения договора от 01.11.2014, обязать ответчика в срок, не превышающий один год, обеспечить (организовать) проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, крыши, подвальных помещений, фасада и фундамента в домах, расположенных по адресу: <адрес>, корпуса <адрес> в порядке и в объеме, установленном нормативными правовыми актами жилищного законодательства, действовавшего в момент заключения договора от 01.11.2014 (л.д. 57, 73).
В обоснование иска указано, что истцы являются собственниками жилых помещений по адресу: <адрес> и ежемесячно уплачивают взнос на капитальный ремонт согласно договору от 01.11.2014 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы» плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес> был установлен на 2015-2017 годы.
В последующем срок проведения капитального ремонта общего имущества в указанных домах неоднократно переносился.
Решением Свердловского областного суда от 21.01.2020 по делу № 3а-3/2020 признаны не действующими со дня принятия строки 25587 - 25590 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах - Приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 27.09.2019 № 632-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП», в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, корпуса <адрес> на 2039 - 2041 годы.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в приложении в таблице строки 25587 - 25590 (соответствовали спорному дому) признаны утратившими силу.
Решением Свердловского областного суда от 22.07.2020 по делу № 3а-156/2020 признано не действующим со дня вступления его в законную силу Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в части признания утратившими силу в приложении в таблице строки 25587 - 25590.
До настоящего времени капитальный ремонт общего имущества в данных многоквартирных домах не произведен, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.12.2020 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что в настоящее время многоквартирный дом, где расположены жилые помещения истцов, исключен из региональной программы капитального ремонта, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности организовать проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов не имеется.
С решением истцы не согласились, принесли на него апелляционную жалобу, в доводах которой указали, что при признании недействительным ненормативного акта в актуальной редакции, применению подлежит предыдущая редакция ненормативного акта, при этом ранее принятым и вступившим в законную силу решением суда по делу № 3а-3/2020 были удовлетворены исковые требования и установлено, что не проведение капитального ремонта в сроки, предшествующие актуализации Региональной программы, нарушают права истцов.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе истцы, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывают, что поскольку не может применяться редакция строк Региональной программы, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 508-ПП, постольку следует применять предшествующую ей редакцию строк Региональной программы – установленную Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2017 № 1007-ПП, согласно которой плановый период проведения работ по капитальному ремонту в спорных домах 2018-2020 годы. Кроме того, истцы ссылаются на положения норм гражданского законодательства и Закона «О защите прав потребителей», которые не предусматривают односторонний отказ от исполнения обязательств со стороны лица, являющегося исполнителем работ, услуг.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Фонд просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает на то, что в настоящее время многоквартирный дом не включен в региональную программу, при этом реализация собственниками помещений права на проведение капитального ремонта не зависит от заключения договоров с Фондом, а связана с принятием нормативно-правовых актов путем включения их в региональную программу и ее реализация.
В суд апелляционной инстанции явились лица, поименованные во вводной части определения. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru, которая доступна для всех участников судебного разбирательства.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при установленной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Поддубная Е. В. с 20.09.2005 по настоящее время является долевым собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (1/2 доли); истец Торков А. А. с 06.04.2006 по настоящее время является общим долевым собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (1/2 доли); истец Цехер Г. Я. с 23.10.2006 по настоящее время является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>; истец Золотухина Т. Ф. с 01.02.1994 по настоящее время является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 9-12, 35-44).
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014
№ 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 29 апреля 2014 года.
Впоследствии в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения постановлениями Правительства Свердловской области от 19.08.2015 № 756-ПП, от 22.12.2016 № 905-ПП, от 05.07.2017 № 493-ПП, от 21.12.2017 № 1007-ПП, от 10.08.2018 № 508-ПП, от 08.11.2018 № 772-ПП, от 27.09.2019 № 632-ПП, от 16.01.2020 № 1-ПП.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП в редакции от 21.12.2017 указанный многоквартирный дом был включен в программу капитального ремонта на 2018-2020 годы.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП в редакции от 10.08.2018 сроки проведения капитального ремонта многоквартирного дома были перенесены на 2039-2041 годы.
Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 21.01.2020 по делу № 3а-3/2020 признаны не действующими со дня принятия строки 25587-25590 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах – Приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 27.09.2019 № 632-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП», в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>
<адрес> на 2039- 2041 годы.
При этом на момент принятия судом первой инстанции решения, оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт утратил силу ввиду актуализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП.
Решением Свердловского областного суда от 22.07.2020 по делу 3а-156/2020 признано не действующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в части признания утратившим силу в приложении в таблице строки 25587-25590, которым многоквартирный дом был исключен из Региональной программы капитального ремонта.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02.12.2020 решение Свердловского областного суда от 22.07.2020 по делу 3а-156/2020 отменено производство по делу прекращено ввиду принятия отказа истцов ЗолотухинойТ.Ф., ПоддубнойЕ.В., ЦехераГ.Я.от административного искового заявления о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 16 января 2020 года № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП».
В связи с этим истцы полагают, что в настоящее время действует редакция Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП от 21.12.2017, согласно которой многоквартирный дом был включен в программу капитального ремонта на 2018-2020 годы.
Вместе с тем, ввиду отказа истцов от иска о признании недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в части признания утратившим силу в приложении в таблице строки 25587-25590, то есть в редакции которой многоквартирный дом исключен из Региональной программы капитального ремонта, оснований для признания за истцами права на проведение капитального ремонта в 2018-2020 года и возложения обязанности на Фонд по проведению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов не имеется.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что в данном случае подлежит применению редакция Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП от 21.12.2017, поскольку в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП от 16.01.2020 многоквартирные дома были исключены из Региональной программы. Истцы реализовав право на судебную защиту по оспариванию нормативного акта в указанной редакции, в суде апелляционной инстанции отказались от иска, в связи с чем апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции производство по делу было прекращено.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции действовало Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.08.2020 в части исключения спорных многоквартирных домов из Региональной программы (впервые данные многоквартирные дома исключены Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2020 N 1-ПП).
В связи с этим, ввиду исключения спорных многоквартирных домов из Региональной программы, оснований для возложения на Фонд обязанности организовать проведения капитального ремонта не имеется.
Вопреки ошибочному доводу апелляционной жалобы, оснований утверждать, что обязанность по проведению капитального ремонта возникла у Фонда на основании договора от 01.11.2014 также не имеется.
Истцами в материалы дела представлен договор от 01.11.2014, согласно которому Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области с одной стороны и собственники помещений последние взяли на себя обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт, а Фонд принял на себя обязанность аккумулировать их, обеспечивать проведение капитального ремонта и совершить иные действия по организации проведения капитального ремонта (л.д. 14).
В качестве регионального оператора на территории Свердловской области создан Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области создан Указом Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 № 444 УГ.
Согласно ст. 1 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" настоящим Законом в соответствии с федеральным законом регулируются отдельные отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области.
Статьей 3 Закона определено, что к полномочиям Правительства Свердловской области отнесено утверждение в порядке, установленном настоящим Законом, региональной программы капитального ремонта и краткосрочные планы ее реализации.
В силу положений ч. 9 ст. 2 данного Закона региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создаваемая Свердловской областью в соответствии с федеральным законом в организационно-правовой форме фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Частью 1 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 30.06.2015, была установлена обязанность собственника помещения многоквартирного дома заключить с региональным оператором договор.
Пунктом 33 ст. 1 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, исключившей, в частности, необходимость заключения между региональным оператором и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.
Таким образом, заключение договора до 30.06.2015 было предусмотрено законодательством и не может повлечь в настоящее время для Фонда обязанность произвести работы по капитальному ремонту многоквартирного дома исключенного из региональной программы.
Довод апелляционной жалобы о том, что Фонд как исполнитель работ, в понимании Закона «О защите прав потребителей» не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора от 01.11.2014 основан на неверном толковании норм права, поскольку согласно абз. 3 преамбулы указанного Закона потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнителем в соответствии с абз. 5 преамбулы Закона является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
Поскольку в настоящем случае правоотношения сторон по делу возникли в связи с оказанием безвозмездных для истцов услуг по организации капитального ремонта многоквартирного дома, как входящих в уставную деятельность регионального оператора, то на эти правоотношения не распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей".
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд первой инстанции, разрешая иск с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.12.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий Абрашкина Е.Н.
Судьи Деменева Л.С.
Максимова Е.В.