РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2019 года г.Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Барлыкбаевой М.К., с участием заместителя прокурора Слюдянского района Хамаганова А. И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-826/2019 по административному иску прокурора Слюдянского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать котельную резервными источниками электроэнергии,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Слюдянского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать котельную резервными источниками электроэнергии. С учётом уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области по непринятию мер по оборудованию резервным источником электроэнергии котельной, расположенной по адресу: "АДРЕС"; обязать администрацию Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района в срок до "ДАТА" оборудовать резервным источником электроэнергии котельную, расположенную по адресу: "АДРЕС".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Слюдянского района проведена проверка исполнения администрацией Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На территории Портбайкальского сельского поселения теплоснабжение физических и юридических лиц осуществляется от двух котельных, находящихся в муниципальной собственности, это котельная, расположенная по адресу: "АДРЕС" и котельная, расположенная по адресу: "АДРЕС". В ходе проверки установлено, что перечисленные котельные не оснащены резервными источниками питания, что подтверждается актом проверки, информацией главы Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области Симаковой Н.И. С учетом изложенного, отсутствие резервных источников питания на котельных, отнесенных требованиями действующего законодательства ко второй и первой категории надежности электроприемников, является нарушением действующего законодательства, может повлечь за собой выход из строя котельной в течение отопительного периода, причинение вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц. Административный ответчик как собственник данных котельных должен устранить данные нарушения.
Заместитель прокурора Слюдянского района Иркутской области Хамаганов А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, указанным в административном иске. Дополнил, что котельная, расположенная по адресу: "АДРЕС" после подачи иска была оснащена резервным источником электроэнергии. Котельная, указанная в иске, является электроприемником первой категории, так как перерыв её электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей. Администрация Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района в силу Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязана оборудовать котельные резервными источниками электроэнергии.
В судебное заседание представитель административного ответчика-глава администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Симакова Н.И. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменном заявлении от "ДАТА" указала, что для котельной, расположенной по адресу: "АДРЕС" резервный источник имеется, а для котельной, расположенной по адресу: "АДРЕС", он будет приобретен в 2020 году.
С учетом требований ст.226 ч.6 КАС РФ, согласия заместителя прокурора Слюдянского района Иркутской области Хамаганова А.И., административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Выслушав пояснения прокурора, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования истца подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частями 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом административный истец обязан доказать факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдение сроков обращения в суд. Административный ответчик обязан доказать законность оспариваемых действий.
Как следует из ч.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Обращение прокурора с настоящим административным иском суд признает соответствующим требованиям КАС РФ. Сроки обращения в суд соблюдены.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Из п.4 ч.1 ст.6 устава Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д.65).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что прокуратурой Слюдянского района проведена проверка исполнения администрацией Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, срок проведения проверки установлен с "ДАТА" по "ДАТА" (л.д.11).
В соответствии со ст. 1, пп. "г", "ж" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Согласно ч.ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении").
В силу пп. 1, 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органе местного самоуправления муниципального района лежит обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории сельского поселения, в том числе посредством использования имущества, находящегося в их собственности.
Администрация Портбайкальского сельского поселения является собственником следующих котельных: котельная, расположенная по адресу: "АДРЕС"; котельная, расположенная по адресу: "АДРЕС", что подтверждается представленными суду свидетельством о государственной регистрации права № *** от "ДАТА" (л.д.15) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от "ДАТА" (л.д.16-18).
Из акта проверки от "ДАТА" (л.д.12-13) следует, что указанные в иске котельные не оснащены резервными источниками питания. Данные сведения также подтверждены ответом главы администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Симаковой Н.И. от "ДАТА" № *** (л.д.14).
Согласно п. 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
В соответствии с пп. 1.2.17, 1.2.18, 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 года N 204, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта. В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В силу пп. 14.1, 14.2, 1.12 Строительных норм и правил СНиП II-35-76 "Котельные установки", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 года N 229, электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок, строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом. Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок. Котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
В п. 4.8, 16.1, 16.7, 19.1 Свода правил СП 89.13330.2012 "СНиП II-35-76. Котельные установки" Актуализированная редакция СНиП II-35-76, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 281 (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено, что котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории. К первой категории относятся котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения; котельные, обеспечивающие тепловой энергией потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепловой энергии. Перечни потребителей по категориям устанавливаются в задании на проектирование. Ко второй категории - остальные котельные. Электроснабжение котельных должно осуществляться в зависимости от категории котельной по надежности отпуска тепловой энергии потребителю. Электродвигатели сетевых и подпиточных насосов в котельных, вырабатывающих в качестве теплоносителя воду с температурой выше 115 °C, а также питательных насосов (при отсутствии питательного насоса с паровым приводом) независимо от категории котельной, как источника отпуска тепловой энергии, а также все котельные, работающие на твердом топливе, независимо от параметров теплоносителя относятся по условиям электроснабжения к первой категории. Котельные, сооружаемые в Северной строительно-климатической зоне, относятся к первой категории, независимо от категории потребителей тепловой энергии, по надежности теплоснабжения.
Из приведенных выше нормативных правовых актов следует необходимость и обязанность собственника по установке и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности, к каковым отнесены электроприемники котельных.
Котельная, расположенная по адресу: "АДРЕС" после подачи иска была оснащена резервным источником электроэнергии, что подтверждается товарной накладной № *** от "ДАТА" (л.д.56), пояснениями прокурора, ответом главы администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Симаковой Н.И. (л.д.55).
Исходя из материалов дела, указанная в иске котельная, является электроприемником первой категории, не обеспечена электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (не имеет второго независимого источника питания). Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.
При таких обстоятельствах, учитывая, невыполнение администрацией района обязанностей по надлежащему содержанию своего имущества, по организации надежного энергоснабжения, теплоснабжения и по обеспечению безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о признании бездействия административного ответчика в указанной части незаконным, возложении на административного ответчика обязанности по оборудованию резервным источником питания указанного объекта теплоснабжения.
Таким образом, суд находит, что со стороны администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области имеет место бездействие по исполнению норм указанного прокурором законодательства.
Бездействие администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области может повлечь за собой из строя котельной в течение отопительного периода, причинение вреда здоровья и жизни неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного суд находит, что требование прокурора об обязании администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области в срок до "ДАТА" устранить нарушения является обоснованным, заявленный срок - реальным.
В случае невозможности исполнить решение суда в указанные сроки, административный ответчик не лишен права обратиться в суд в порядке ст.189 КАС РФ об отсрочке исполнения решения суда.
В связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175- 180, пп. 1 п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Слюдянского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать котельные резервными источниками электроэнергии удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области по непринятию мер по оборудованию резервными источниками электроэнергии котельной, расположенной по адресу: "АДРЕС".
Обязать администрацию Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района в срок до "ДАТА" оборудовать резервным источником электроэнергии котельную, расположенную по адресу: "АДРЕС".
Обязать администрацию Портбайкальского сельского поселения Слюдянского района Иркутской области в месячный срок с момента истечения срока для исполнения решения суда сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Слюдянского района Иркутской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 05 ноября 2019 года в 16 часов 00 минут.
Судья: