Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 августа 2018 года Мытищинский городской суд Московской области
в составе судьи Борисик А.Л.,
при секретаре Криворотовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2652/18 по иску Китаева В. В. к Министерству социального развития Московской области, третьему лицу - Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), об индексации ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой на основании судебного акта за счет средств федерального бюджета,
У С Т А Н О В И Л :
Китаев В.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об индексации ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой на основании судебного акта за счет средств федерального бюджета, просил взыскивать с ответчика ежемесячно в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере <данные изъяты> коп. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией согласно законодательства РФ.
В обосновании заявленных требований указал, что ответчик отказал в индексации сумм ежемесячного возмещения вреда на размер индексации на коэффициент 1,04 установленного п. 3 ст. 8 Федерального закона от 05.12.2017 г. № 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и произвел индексацию на коэффициент индексации <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ установленный для денежных компенсаций и мер социальной поддержки (л.д. 2-3).
В судебном заседании Китаев В.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске (л.д. ).
Представитель ответчика Катков Н.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что законных оснований для индексации ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью у истца не имеется (л.д. ).
Представитель третьего лица – Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д. 28), ранее представил возражения на исковое заявление, из которых усматривается, что исковые требования не подлежат удовлетворению (л.д. 30-31).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Китаев В.В. участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и является с ДД.ММ.ГГГГ инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно с утратой профессиональной трудоспособности в размере <данные изъяты>%, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, с причиной инвалидности «заболевание связано с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС», является получателем ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, причиненного при работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ), исчисленного из заработка с учетом установленного процента утраты профессиональной трудоспособности.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Китаева В.В. к Комитету по социальным вопросам Администрации Мытищинского района, о выплате Китаеву В.В. ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ и бессрочно: - суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере <данные изъяты>., с индексацией выплат в установленном законом порядке (л.д.9-16).
Заочным решением Мытищинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Китаева В.В. к Министерству социальной защиты населения Московской области, о выплате Китаеву В.В. ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации выплат в возмещение вреда – 26 409 руб. 81 коп. с последующей индексацией согласно законодательства РФ. Индексация произведена судом и исходя из коэффициентов уровня инфляции в РФ за ДД.ММ.ГГГГ на коэффициент - <данные изъяты> (л.д.6-7).
Определением Мытищинского городского суд МО от ДД.ММ.ГГГГ суд утвердил мировое соглашение, заключенное между Китаевым В.В. и Министерством социальной защиты населения Московской области об индексации сумм в возмещение вреда здоровью, о взыскании задолженности, по условиям которого: Министерство социальной защиты населения Московской области обязуется выплачивать Китаеву В.В. ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере <данные изъяты> с последующей индексацией, а также обязуется выплатить единовременно денежную сумму в размере <данные изъяты> коп. (л.д.8).
На основании ст.5 Закона РФ №31-ФЗ от 26.04.2004 г. индексации сумм возмещения вреда производиться ежегодно - исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
С учетом решений Мытищинского суда городского суд и мирового соглашения, ответчик добровольно ежегодно проводил индексацию истцу ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за счет средств федерального бюджета, на ДД.ММ.ГГГГ выплачивалось 65 391,33 руб., (с учетом индексов инфляции установленных федеральными законами о бюджете Российской Федерации на очередной год, за период с ДД.ММ.ГГГГ.: 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065 х 1,06 х 1,055 х 1,05 х 1,055 х 1,07 х 1,054).
Таким образом, Китаев В.В. является получателем ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой на основании судебного акта за счет средств федерального бюджета.
На основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 05.12.2017 г. №362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" «Установить с 1 января 2018 года размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, 1,04».
Ответчик произвел индексацию выплачиваемых Китаеву В.В. сумм возмещения вреда с 01.02.2018 г. на коэффициент индексации 1,025, полагая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2018г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018г.», индексацию возмещение вреда здоровью не произвел исходя из коэффициента 1,04.
На основании п. 25, ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 (в редакции ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ), мне гарантируется "… возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей…".
Постановлением Правительства РФ от 07.08.1996 г. № 944 утвержден «Порядок выплаты сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы…».
Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. № 18-П установил, что законодатель принимая Закон РФ РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами были существенно нарушены конституционные права и интересы граждан, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда.
Установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также и фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.
Следовательно, независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в оспариваемом Законе - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. Вместе с тем законодатель вправе вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Однако такие решения не должны противоречить конституционно значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, в том числе установленные статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. № 18-П, п. 25 ст. 14 Закона РФ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ, решений Мытищинского районного суда от 28.10.2004 г., от 21.04.2005 г., от 24.04.2006 г. постановления Правительства РФ от 07.08.1996 г. № 944, с 1 января 2001 г. истец получает ежемесячно суммы возмещения вреда здоровью, выплачиваемой на основании судебного акта, за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ п. 25 ст. 14 изложен в следующей редакции: «возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.";»
Статья 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ установила «Гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. № 607 утвержден «Порядок выплаты ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы…», п. Порядка… предусмотрена выплата денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.";»
С учетом изложенного, Федерального закона от 12.02. 2001 г. № 5-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 21.08.2001г. № 607, с 15 февраля 2001 года, устанавливается и выплачивается денежная компенсации в возмещение вреда в твердых размерах (без расчета выплаты).
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2018 г. № 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году", установлен с 1 февраля 2018 г. коэффициент индексации 1,025 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных: Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; частями 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ
Таким образом, суд приходит к выводу о назначении и выплате истцу ежемесячного возмещение вреда по решению суда, поскольку денежная компенсации в возмещение вреда в твердых размерах истцу не назначалась и не выплачивалась. В действующей редакции Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 15 февраля 2001 года отсутствуют нормы о начислении возмещения вреда здоровью исходя из заработка с утратой профессиональной трудоспособности.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1, предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. № 18-П, подтверждена ответственность государства перед гражданами вследствие Чернобыльской катастрофы. |
Учитывая изложенное, с ДД.ММ.ГГГГ и бессрочно Китаеву В.В. Министерство социального развития Московской области обязано выплачивать в возмещение вреда здоровью <данные изъяты> коп. ежемесячно за счет средств Федерального бюджета, поскольку в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона, осуществляется из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку согласно Постановления Правительства РФ от 14.02.2005 г. № 73 финансирование расходов связанных с выплатой ежемесячного возмещения вреда возложено на Федеральную службу по труду и занятости, с учетом предоставленных списков в Федеральную службу по труду и занятости, органами социальной защиты субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Китаева В. В. к Министерству социального развития Московской области, третьему лицу - Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) об индексации ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой на основании судебного акта за счет средств федерального бюджета – удовлетворить.
Взыскать с Министерства социального развития Московской области в пользу Китаева В. В. ежемесячно в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере <данные изъяты> коп. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2018 года