66RS0016-01-2021-000093-21
Дело № 2а-331/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Артемовский 05 мая 2021 года
Артемовский городской суд Свердловской области в составе: судьи Поджарской Т.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства в отсутствие сторон административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области к Рябухиной С. С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 23 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рябухиной С.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 172 руб. 20 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 459 руб. 33 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 699 руб. 82 коп.
МИФНС России № 23 по Свердловской области в обоснование исковых требований в заявлении указала, что Рябухина С.С. с 10.11.2010 по 28.04.2017 являлась индивидуальным предпринимателем. В соответствии со ст. 419 НК РФ, п. 2 ст. 6 Закона об основах обязательного медицинского страхования и ст. 3 Закона № 125-ФЗ Рябухина С.С. являлась плательщиком страховых взносов. Рябухина С.С. имела задолженность в следующих размерах: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в размере 14 730 руб. 83 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на выплату страховой пенсии за расчетный период 2017 год в размере 7 670 руб. Рябухина С.С. не исполнила обязанность по уплате ОМС в размере 172 руб. 20 коп. (доначислено за 2016 год). Согласно ст. 75 НК РФ, за неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, административному ответчику начислены пени на ОМС в размере 2 459 руб. 33 коп., на ОПС в размере 699 руб. 82 коп. На основании статей 69, 70 НК РФ Рябухиной С.С. направлены требования № 42205, № 43483, № 31981, которые ответчиком в добровольном порядке исполнены не были.
Административный ответчик Рябухина С.С. представила письменный отзыв (л.д. 49-50), согласно которому с суммой задолженности не согласна, просит в иске отказать в полном объеме, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления. Учитывая, что меры для взыскания спорной задолженности не принимались, сроки для ее взыскания истекли, считает, что задолженность по страховым взносам, а также пени подлежали списанию, поскольку является безнадежной к взысканию.
Суд, ознакомившись с доводами искового заявления, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 4 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дело подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодеком административного судопроизводства Российской Федерации.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).
Согласно пунктам 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
Пунктом 2 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Пунктами 2 и 3 ст. 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно ч. 2 ст. 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с ч. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно положениям ст. ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).
Пунктами 5 и 6 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, следует из письменных материалов дела, что Рябухина С. С. с 10.11.2010 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 28.04.2017 года Рябухина С.С. прекратила деятельность связи с принятием ею соответствующего решения, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 20.01.2021 года (л.д. 30).
Таким образом, в период с 10.11.2010 года по 28.04.2017 года Рябухина С.С. являлась страхователем и плательщиком страховых взносов.
В связи с неуплатой за 2016 год страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 172 руб. 20 коп. (доначисление за 4 квартал 2016 года) в установленные сроки административному ответчику направлено требование № 43483 по состоянию на 08.02.2018 года (л.д. 10). Данное требование направлено ответчику по почте, что подтверждается реестрами отправки заказной корреспонденции (л.д. 11-12).
В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование в установленные сроки административному ответчику начислены пени за периоды до 01.01.2017 года в размере 4 040 руб. 22 коп. в соответствии с требованиями № 43483 по состоянию на 08.02.2018 года (сумма пени 1 401 руб. 56 коп.), № 31981 по состоянию на 11.09.2019 года (сумма пени 2 638 руб. 66 коп.) (л.д. 10, 15-16).
В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленные сроки административному ответчику начислены пени за периоды с 01.01.2017 года в размере 882 руб. 56 коп. в соответствии с требованиями № 42205 по состоянию на 25.01.2018 года (сумма пени 827 руб. 08 коп.), № 43483 по состоянию на 08.02.2018 года (сумма пени 55 руб. 48 коп.), за периоды до 01.01.2017 года в размере 2 638 руб. 66 коп. в соответствии с требованием № 31981 по состоянию на 11.09.2019 года (л.д. 7, 10, 15-16).
Как следует из письменных пояснений административного истца (л.д. 39), задолженность по ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, взыскивается по требованию № 43483 от 08.02.2018 года и требованию № 31981 от 11.09.2019 года. Согласно требованию № 43483, ответчику исчислен налог в размере 172 руб. 20 коп., пени в размере 1 401 руб. 56 коп., согласно требованию № 31981, исчислены пени в размере 2 638 руб. 66 коп. В связи с принятием решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам задолженность по пени в размере 1 580 руб. 89 коп. была списана. Всего с ответчика подлежит взысканию задолженность по ОМС в размере 172 руб. 20 коп., пени в размере 2 459 руб. 33 коп. Задолженность по ОПС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года, взыскивается по требованиям № 42205 от 25.01.2018 года, № 43483 от 08.02.2018 года, № 31981 от 11.09.2019 года. Согласно требованию № 42205, ответчику исчислены пени в размере 827 руб. 08 коп., согласно требованию № 43483, пени в размере 55 руб. 48 коп., согласно требованию № 31981, пени в размере 94 руб. 53 коп. В связи с принятием решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам задолженность по пени в размере 277 руб. 27 коп. была списана. Всего с ответчика подлежит взысканию пени по ОПС в размере 699 руб. 82 коп.
Статьей 11 Закона Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2019 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Исходя из пункта 9 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации ее положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов.
Исходя из положений, содержащихся в статьях 46, 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Ответчиком требований о взыскании задолженности по ОПС и ОМС (за период начисления пени) не предъявляется. Кроме того, сведений об уплате ответчиком задолженности по ОПС и ОМС в материалах дела не имеется. Данные сведения указаны только в расчетах пени, что лишает суд проверить правильность зачета истцом уплаченных ответчиком сумм в соответствующие налоговые периоды, наличие указаний назначения платежа, то есть в целом проверить расчет пени. Таким образом, правовые основания для взыскания суммы пени на обязательное медицинское страхование в размере 2 459 руб. 33 коп. и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 699 руб. 82 коп. отсутствуют.
Также, суд не усматривает оснований для взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 172 руб. 20 коп., доначисленной за 4 квартал 2016 года, поскольку истцом не представлено сведений, в каком размере ранее начислялся взнос на обязательное медицинское страхование за данный период, что явилось причиной данного доначисления, в связи с чем, суд лишен возможности проверить правомерность оснований и правильность расчета доначисленной суммы.
Таким образом, правовые основания для взыскания задолженности по страховым взносам и пени отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-179, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области к Рябухиной С. С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 172 руб. 20 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 459 руб. 33 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 699 руб. 82 коп. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Артемовский городской суд Свердловской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Т.Г. Поджарская