Решение по делу № 33-4581/2014 от 20.08.2014

Дело № 33-4581/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень                       17 сентября 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего: Лаврентьева А.А.
судей: Михеенко К.М. и Пуминовой Т.Н.
с участием прокурора: С.
при секретаре: А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 30 июня 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах Юртаевой С.М. удовлетворить.

Обязать Правительство Тюменской области предоставить Юртаевой С.М., <.......> года рождения жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Ишимского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.

Возложить на администрацию Ишимского муниципального района после предоставления жилого помещения из специализированного жилого фонда Тюменской области Юртаевой С.М. заключить с ней на указанное жилое помещение договор найма специализированного жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., представителя Правительства Тюменской области П.., просившую об отмене решения суда, судебная коллегия

установила:

Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Юртаевой С.М. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Ишимского района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить Юртаевой С.М. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Ишимского района, общей площадью не менее 18 кв.м. и возложить на Администрацию Ишимского района обязанность заключить с Юртаевой С.М. договор найма специализированного жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что Юртаева С.М., <.......> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Приказом начальника сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Ишимского района Юртаева С.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ишимского района. До настоящего времени Юртаева С.М. пригодным для проживания жильём не обеспечена.

Истица Юртаева С.М., помощник Ишимского межрайонного прокурора Хлыстова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области Козинец Л.И., действовавшая в судебном заседании на основании доверенности №<.......> от <.......> года, возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку предоставление жилья истице вне порядка, установленного действующим законодательством, нарушит права других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Представитель третьего лица сектора по опеке, попечительства и охраны прав детства Ишимского района Департамента социального развития Тюменской области Тумашева Е.В., действовавшая в судебном заседании на основании доверенности №<.......> от <.......> года, полагала возможным обеспечить истицу жилым помещением в порядке последовательности в соответствии со списком.

Представитель ответчика Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласно Правительство Тюменской области в лице представителя Козинец Л.И., действующей на основании доверенности №<.......> от <.......> года.

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает, что судом неправильно применены нормы ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из буквального толкования данной нормы права следует, что вопрос определения порядка предоставления жилых помещений лицам, относящихся к вышеуказанной категории граждан, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации. При таких обстоятельствах, следует применять положения законодательства Тюменской области, в частности ст.30.1 и 30.2 Закона Тюменской области «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 года №137 и Постановление Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п «Об утверждении порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», предусматривающие использование принципа последовательности при ведении списка и при предоставлении жилых помещений. Следовательно, включение в список граждан не может означать лишь констатацию права граждан на получение жилья, а является предпосылкой и необходимым условием для предоставления жилых помещений в порядке, установленном законодательством Тюменской области. Часть 1 ст.109.1 ЖК РФ содержит отсылочную норму к положениям ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и законодательству субъектов РФ. Иных правовых норм, регулирующих порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа ни в ЖК РФ, ни в иных нормативно-правовых актов не содержится. В связи с чем, по мнению ответчика, предоставление жилья Козинец Л.И. вне порядка, установленного законодательством Тюменской области, нарушит права других лиц, включённых в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник Ишимского межрайонного прокурора Хлыстова Е.Ю. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав заключение прокурора о законности решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Юртаева С.М., <.......> года рождения (л.д.9), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать <.......>. умерла <.......> года, сведения об отце были внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребёнка (л.д.10,14).

Приказом сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Ишимского района №<.......>-о от <.......> 2013 года Юртаева С.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению на территории Ишимского района (л.д.8).

До настоящего времени Юртаева С.М. жильём не обеспечена, недвижимого имущества в собственности не имеет (л.д.11-13,22,23,32,33).

Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребёнка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребёнка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очерёдность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что этот порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений подразумевает предоставление жилья указанной категории в соответствии с какой-либо очерёдностью.

Не содержит указаний об очерёдности предоставления жилого помещения и п.4.1 «Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», утверждённый Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п, в действующей на момент рассмотрения дела редакции, утверждённой Постановлением Правительства Тюменской области от 22 апреля 2014 года №198-п.

Как следует из содержания указанного пункта, он в настоящее время также не предусматривает принципа очерёдности, а предусматривает в качестве основания для принятия решения о предоставлении лицам указанной категории жилого помещения лишь возникновение оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предусмотренных пунктом 3.1 (достижение ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, иных случаях ранее чем по достижении ими возраста 18 лет, предусмотренных законодательством Тюменской области).

При этом пунктом 4.1 предусматривается лишь ситуация, когда на момент предоставления жилых помещений возникают указанные основания (достижение совершеннолетия) более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, и тогда в указанном случае жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список, однако это обстоятельство само по себе не свидетельствует о создании очерёдности при принятии уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, в частности, определение перечня документов, которые должны быть представлены, формы заявлений, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, сроки принятия им решения, и иные процедурные вопросы.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предусмотренного в п.3 ст.8 указанного выше федерального закона, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет своей целью определение количества лиц указанной категории, в связи с этим определение количества жилья и потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объёма субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба Правительства Тюменской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 30 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-4581/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Юртаева С.М.
Ишимский м.п.
Ответчики
Правительство Т.о.
Администрация Ишимского муниципального районаТюменской области
Другие
Козинец Л.И.
Тумашова Е.В.
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Лаврентьев Александр Алексеевич
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
17.09.2014Судебное заседание
19.09.2014Передано в экспедицию
19.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее