Дело №а-1399/20
УИД 26RS0№-09
Решение
Именем Российской Федерации
27 мая 2020 года <адрес>
Пятигорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пушкарной Н.Г.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
старшего помощника судьи ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия,
установил:
Свои требования административный истец мотивирует тем, что Прокуратурой города в ходе проверки по обращению ФИО3 выявлены факты, свидетельствующие о ненадлежащем исполнения и требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно ст. 36 Правил благоустройства территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденных Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N3-43 РД при проектировании объектов благоустройства, улиц и дорог, объектов культурно-бытового обслуживания предусматривается доступность среды населенных пунктов для пожилых лиц и инвалидов, оснащение этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению пожилых лиц и инвалидов, в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Согласно правилам благоустройства муниципального образования города- курорта Пятигорска, утвержденным Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № РД, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, при проектировании объектов благоустройства, улиц и дорог, объектов культурно-бытового обслуживания предусматривается доступность среды населенных пунктов для пожилых лиц и инвалидов, оснащение этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению пожилых лиц и инвалидов, в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.
Проверкой установлено, что на пересечении пр-та Кирова, <адрес> в <адрес>:
- отсутствуют пандусы, поручни, ограничения на лестничном марше на входе на центральную аллею в сторону парка «Цветник»,
- отсутствует парковка, в т.ч. для маломобильных граждан, обеспечивающая беспрепятственный доступ к ступеням лестницы и пандусу;
- вдоль ТЦ «Центральный» в сторону <адрес>, имеются поврежденные ступени, вдоль лестничного марша отсутствуют поручни, пандус.
- на всех ступенях лестниц отсутствуют поручни и контрастная маркировка по <адрес> возле ТЦ «Центральный» и кафе «Рома Пицца»;
- на остановке трамвая «Цветник» отсутствует пологий спуск, позволяющий инвалидам использовать трамвайную остановку.
- на перекрестке пр-та Кирова и <адрес>, включая соборную площадь, остановка «Цветник» и лестничные маршруты, отсутствует непрерывный доступ для всех категорий населения, в т.ч. для маломобильных граждан. Тротуарная зона на пути движения к храму не отделена от парковки автомобилей путем установки ограждения и разметки.
В целях устранения выявленных нарушений по данному факту ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> прокуратурой города внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения до настоящего времени не устранены.
Выявленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нарушают установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, в том числе инвалидов, в связи с чем настоящее заявление подано в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 39 КАС РФ в их защиту.
На основании изложенного просит: признать незаконным бездействие администрации <адрес> по организации движения граждан, в том числе инвалидов на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес>, путем не принятия мер к ремонту лестниц, установке поручней и пандусов для инвалидов; возложить на администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда выполнить ремонт ступеней, установку пандусов и перил на лестничных маршах на пересечении <адрес> и <адрес>, в <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации <адрес>, к извещению которого судом принимались надлежащие меры в соответствии со ст. 96 КАС РФ, в судебное заседание не явился, о причинах уважительности своей неявки суд в известность не поставил.
Представитель заинтересованного лица – МУ «Управление архитектуры, строительства и ЖКХ» извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела так же не явился, с ходатайством об отложении либо о невозможности участия в судебном заседании не обращался.
На основании ст. 150 КАС РФ суд, с учетом мнения представителя истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, исследовав материалы гражданского дела, суд, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 78 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
Конституция РФ, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в ст. 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, они определяются исходя из Конституции РФ федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со ст. 2 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; 4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей; 5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии); 6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Главой 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Бездействие администрации <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выявлено прокуратурой города в ходе проведения проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, прокурором соблюден предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой города в ходе проверки по обращению ФИО3 выявлены факты, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Проверкой установлено, что на пересечении пр-та Кирова, <адрес> в <адрес>:
- отсутствуют пандусы, поручни, ограничения на лестничном марше на входе на центральную аллею в сторону парка «Цветник»,
- отсутствует парковка, в т.ч. для маломобильных граждан, обеспечивающая беспрепятственный доступ к ступеням лестницы и пандусу;
- вдоль ТЦ «Центральный» в сторону <адрес>, имеются поврежденные ступени, вдоль лестничного марша отсутствуют поручни, пандус.
- на всех ступенях лестниц отсутствуют поручни и контрастная маркировка по <адрес> возле ТЦ «Центральный» и кафе «Рома Пицца»;
- на остановке трамвая «Цветник» отсутствует пологий спуск, позволяющий инвалидам использовать трамвайную остановку.
- на перекрестке пр-та Кирова и <адрес>, включая соборную площадь, остановка «Цветник» и лестничные маршруты, отсутствует непрерывный доступ для всех категорий населения, в т.ч. для маломобильных граждан. Тротуарная зона на пути движения к храму не отделена от парковки автомобилей путем установки ограждения и разметки.
В целях устранения выявленных нарушений по данному факту ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> прокуратурой города внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения до настоящего времени не устранены.
Исходя из положений ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно ст. 36 Правил благоустройства территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденных Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N3-43 РД при проектировании объектов благоустройства, улиц и дорог, объектов культурно-бытового обслуживания предусматривается доступность среды населенных пунктов для пожилых лиц и инвалидов, оснащение этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению пожилых лиц и инвалидов, в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Согласно правилам благоустройства муниципального образования города- курорта Пятигорска, утвержденным Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № РД, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, при проектировании объектов благоустройства, улиц и дорог, объектов культурно-бытового обслуживания предусматривается доступность среды населенных пунктов для пожилых лиц и инвалидов, оснащение этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению пожилых лиц и инвалидов, в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.
Ранее ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в рамках проведения проверки главе администрации <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения до настоящего времени не устранены.
Выявленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нарушают установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, в том числе инвалидов.
Указанные нарушения законодательства затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Анализ указанных доказательств и их оценка каждого в отдельности и в совокупности дает основания суду считать, что заявленные прокурором <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ,-
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░ ░.<░░░░░>