ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2024 года адрес
Судья Лефортовского районного суда адрес Каргальцев Антон Игоревич при подготовке к рассмотрению дела № 5-1358/2024 (УИД: 77RS0014-02-2024-018418-68) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Дудя фио, гражданина Российской Федерации (паспортные данные......), родившегося 11 октября 1986 года в адрес, зарегистрированного по месту жительства по адресу: Москва, адрес, 39,
УСТАНОВИЛ:
27 сентября 2024 года первым заместителем прокурора адрес вынесено постановление о возбуждении в отношении Дудя Ю.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, из которого следует, что в ходе проверки, проведенной Прокуратурой адрес, установлено, что Дудь Ю.А., являясь лицом, включенным в реестр иностранных агентов, разместил на канале «вДудь» видеохостинга «YouTube» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://youtube.com/@vdud?si=dS78NJK3yVOuJLft видеоролик «Лебедев – большой разговор / вДудь» в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», без указания на то, что этот материал (информация) произведен и распространяется иностранным агентом.
09 октября 2024 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении Дудя Ю.А. поступили в Лефортовский районный суд адрес для рассмотрения по существу.
Проверив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, в числе прочего, выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола; существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
На основании ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Частью 1 ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие; копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; в случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Системный анализ положений ст. 25.1, 28.2 и 28.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении, а также прокурор при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении обязаны известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления (вынесения) названного протокола (постановления) в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ).
Из п. 1 ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что оно было вынесено первым заместителем прокурора адрес 27 сентября 2024 года.
В деле представлено требование о явке и представлении документов от 05 сентября 2024 года № Исорг-20450020-956-24/-20450020, в соответствии с которым Дудь Ю.А. вызывался для дачи объяснений и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в Прокуратуру адрес на 09 сентября 2024 года в 14 часов 00 минут.
Документально подтвержденные сведения об извещении Дудя Ю.А. о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 27 сентября 2024 года в представленных материалах отсутствуют.
Сверх того, в нарушение требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в представленных материалах отсутствуют документально подтвержденные сведения о направлении в адрес Дудя Ю.А. копии постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.
Изложенное свидетельствует о том, что при вынесении 27 сентября 2024 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ст. 25.1, 28.2 и 28.4 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении его права на защиту.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о неправильном составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о необходимости возвращения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и других материалов дела в отношении Дудя Ю.А. в Прокуратуру адрес для устранения выявленных недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.1 и 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
постановление первого заместителя прокурора адрес от 27 сентября 2024 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении Дудя фио возвратить в Прокуратуру адрес для устранения выявленных недостатков.
Судья А.И. Каргальцев
1