Решение по делу № 33-103/2023 (33-2762/2022;) от 10.11.2022

Судья Барчо Р.А.                                                                 К делу № 33-103/2023

(№ дела в суде I инстанции 2-1791/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 апреля 2023 года                                                 г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Боджокова Н.К.,

судей Козырь Е.Н. и Сиюхова А.Р.,

при секретаре судебного заседания Кохужевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 адвоката ФИО7 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

в удовлетворении требования ФИО1 о прекращении публичного сервитута, установленного в пользу ПАО «Россети Кубань» на основании распоряжения председателя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 03 августа 2020 года в отношении земельного участка площадью 28 700 кв.м. +/- 1482 кв.м. с кадастровым номером , из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства», местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося за пределами земельного участка, а именно на расстоянии около 2920 м. на юго-восток от СОШ (почтовый адрес ориентира: <адрес>) - отказать.

В удовлетворении требования ФИО1 о возложении на ПАО «Россети Кубань» обязанности снести построенную на земельном участке с кадастровым номером опору ПС110-ЮВпг ПК 45+95 за счет собственных средств - отказать.

В удовлетворении требования ФИО1 о возложении на ПАО «Россети Кубань» обязанности привести земельный участок с кадастровым номером , в состояние, пригодное для эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования.

Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К., выслушав объяснения ФИО1 и его представителя Мотова Ю.В., представителя ПАО «Россети Кубань» Схаплок А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и ПАО «Россети Кубань» о прекращении публичного сервитута и о сносе опоры объекта электросетевого хозяйства, а также о приведении земельного участка в состояние пригодное для эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования.

В обоснование своих требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 28 700 кв.м. +/- 1482 кв.м. с кадастровым номером , из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства», местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося за пределами земельного участка, а именно на расстоянии около 2920 м. на юго-восток от СОШ (почтовый адрес ориентира: <адрес>

13 марта 2018 года ПАО «Россети Кубань» направил ФИО1 оферту о заключении соглашения, в соответствии с которым ФИО1 (правообладатель) предоставит ПАО «Россети Кубань» (пользователю) право ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером для строительства объекта электросетевого хозяйства регионального значения «Строительство двухцепной ВЛ 110 ВЛ 110 кВ (отпайка от ВЛ 110 кВ Афинская 220 - Октябрьская 1,2 цепь) к ПС 110 кВ Шапсуг» (Этап I - прохождение трассы по территории Республики Адыгея, ориентировочная длина 15,6 км)», с установлением в пользу правообладателя платы за сервитут в размере 31 723 рубля сроком на 1 год, а также с установлением величины убытков правообладателя в сумме 101 744 рублей.

ПАО «Россети Кубань» указало, что:

-срок акцепта оферты составляет 15 дней с даты получения адресатом;

-акцепт должен быть полным и бездоговорным и подлежит направлению в ПАО «Россети Кубань».

13 апреля 2018 года ФИО1, представил в ПАО «Россети Кубань» мотивированный отказ, основанный на 5 пунктах, в которых описано несогласие с оценкой и, соответственно, с платой за сервитут.

28 мая 2018 года администрация МО «Тахтамукайский район» выдала на имя ПАО «Россети Кубань» разрешение на строительство №R-015 в отношении объекта электросетевого хозяйства регионального значения «Строительство двухцепной ВЛ 110 ВЛ 110 кВ (отпайка от ВЛ 110 кВ Афинская 220-Октябрьская 1,2 цепь) к ПС 110 кВ Шапсуг» (Этап I - прохождение трассы по территории Республики Адыгея, ориентировочная длина 15,6 км)».

Распоряжением кабинета Министров от 12 июля 2018 года -р принято решение об изъятии для государственных нужд Республики Адыгея частей земельного участка с кадастровым номером с целью размещения энергообъекта.

ФИО1 подал в Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям обращение о проведении проверки на предмет законности действий администрации МО «Тахтамукайский район» при выдаче разрешения на строительство №R- 015 от ДД.ММ.ГГГГ.

12 декабря 2018 года Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям направил истцу письмо о том, что выявлены нарушения со стороны администрации МО «Тахтамукайский район» при выдаче разрешения на строительство №R-015 от 28 мая 2018 года, в частности отсутствие у ПАО «Россети Кубань» правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером .

Распоряжением председателя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям №245 от 03 августа 2020 года в пользу ПАО «Россети Кубань» на земельный участок площадью 28 700 кв.м. +/- 1482 кв.м. с кадастровым номером установлен публичный сервитут сроком на 49 лет с целью размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения «Строительство двухцепной ВЛ 110 ВЛ 110 кВ (отпайка от ВЛ 110 кВ Афинская 220 - Октябрьская 1,2 цепь) к ПС 110 кВ Шапсуг» (Этап I - прохождение трассы по территории Республики Адыгея, ориентировочная длина 15,6 км)» и на ПАО «Россети Кубань» возложены обязанности:

-заключить с правообладателями земельных участков соглашения об осуществлении публичного сервитута, предусматривающие размер платы за публичный сервитут в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 г. № 321 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам»;

-в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, обеспечить внесение платы за публичный сервитут единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия настоящего приказа в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельных участков за каждый год использования этих земельных участков;

-приступить к осуществлению сервитута со дня заключения соглашений об осуществлении публичного сервитута, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено пунктами 11, 13 статьи 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации;

-при осуществлении деятельности, для которой устанавливается публичный сервитут в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не Предоставленных гражданам или юридическим лицам, руководствоваться графиком проведения работ и обеспечить их завершение не позднее окончания срока публичного сервитута, установленного пунктом 3 настоящего распоряжения;

-привести земельные участки, указанные в пункте 1 настоящего приказа, в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных, участков, расположенных в границах таких зон».

08 апреля 2022 года в Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям поступило обращение ФИО1 о прекращении сервитута земельного участка с кадастровым номером , так как ПАО «Россети Кубань» приступил к исполнению сервитута без заключения соглашения с истцом и при этом плата за сервитут не была внесена ни разу.

29 апреля 2022 года Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям направил ФИО1 ответ, в котором указал, что не имеется оснований, предусмотренных п.4 ст. 48 ЗК РФ, для признания утратившим силу распоряжения председателя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям №245 от 03 августа 2020 года.

Также, в указанном письме ФИО1 сообщено о том, что 26 апреля 2022 года ПАО «Россети Кубань» направил истцу проект соглашения.

Однако, ФИО1 не получал проект соглашения ПАО «Россети Кубань».

18 мая 2022 года ФИО1 направил в ПАО «Россети Кубань» претензию о прекращении использования части земельного участка с кадастровым номером , о сносе опоры объекта электросетевого хозяйства за счет собственных средств, а также о приведении земельного участка в состояние пригодное для эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования.

Указанная претензия оставлена без исполнения ответчиком.

Истец заявляет, что:

-утверждение ДПТ, как и ее подготовка выполнены с нарушением прав ответчика (он не разрешал проведения изысканий и проектирования на своем участке);

-изъятие произведено незаконно, ввиду наличия иных вариантов размещения объект;

-разрешение на строительство выдано без правоустанавливающих документов, т.е. опора ЛЭП подлежит сносу.

В связи с изложенным, ФИО1 просил прекратить публичный сервитут, установленный в пользу ПАО «Россети Кубань» на основании распоряжения председателя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка площадью 28 700 кв.м. +/- 1482 кв.м. с кадастровым номером , из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося за пределами земельного участка, а именно на расстоянии около 2920 м. на юго-восток от СОШ (почтовый адрес ориентира: <адрес>

Обязать ПАО «Россети Кубань» снести построенную на земельном участке с кадастровым номером опору ПС110-ЮВпг ПК 45+95 за счет собственных средств.

Обязать ПАО «Россети Кубань» привести земельный участок с кадастровым номером , в состояние, пригодное для эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования.

Представитель истца по доверенности - Мотов Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить и пояснил, что фактически имеется иной способ установления сервитута, при этом основополагающей причиной спора явилось то, что стороны не согласовали плату за публичный сервитут.

Представитель ответчика ПАО «Россети Кубань» по доверенности - Мкртчян А.А.В судебном заседании пояснила, что иск не признает, так как доводы ответчика являются несостоятельными и не, могут выступить в качестве основания для удовлетворения заявленных требований. Между сторонами фактически имеет место иной спор - о размере платы за сервитут, которую ответчик готов обсуждать, а при не достижения согласия разрешить спор в судебном порядке (при необходимости).

Ответчик - Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям не обеспечил явку своего представился в судебное заседание, при этом представил письменные возражения на исковое заявление.

Суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 адвокат Мотов Ю.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требований в полном объеме.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п/п. 1 – 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 27 февраля 2009 года ФИО1 является собственником земельного участка площадью 28 700 кв.м. +/- 1482 кв.м. с кадастровым номером , из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства», местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося за пределами земельного участка, а именно на расстоянии около 2920 м. на юго-восток от СОШ (почтовый адрес ориентира: <адрес>

13 марта 2018 года ПАО «Россети Кубань» направил ФИО1 оферту о заключении соглашения, в соответствии с которым ФИО1 (правообладатель) предоставит ПАО «Россети Кубань» (пользователю) право ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером для строительства объекта электросетевого хозяйства регионального значения «Строительство двухцепной ВЛ 110 ВЛ 110 кВ (отпайка от ВЛ 110 кВ Афинская 220 - Октябрьская 1,2 цепь) к ПС ПО кВ Шапсуг» (Этап I - прохождение трассы по территории Республики Адыгея, ориентировочная длина 15,6 км)», с установлением в пользу правообладателя платы за сервитут в размере 31 723 рубля сроком на 1 год, а также с установлением величины убытков правообладателя в сумме 101 744 рублей,

ПАО «Россети Кубань» указало, что:

-срок акцепта оферты составляет 15 дней с даты получения адресатом;

-акцепт должен быть полным и бездоговорным и подлежит направлению в ПАО «Россети Кубань».

13 апреля 2018 года ФИО1, представил в ПАО «Россети Кубань» мотивированный отказ, основанный на 5 пунктах, в которых описано несогласие с оценкой и, соответственно, с платой за сервитут.

28 мая 2018 года администрация МО «Тахтамукайский район» выдала на имя ПАО «Россети Кубань» разрешение на строительство №R-015 в отношении объекта, электросетевого хозяйства регионального значения «Строительство двухцепной ВЛ 110 ВЛ 110 кВ (отпайка от ВЛ 110 кВ Афинская 220 - Октябрьская 1,2 цепь) к ПС 110 кВ Шапсуг» (Этап I - прохождение трассы по территории Республики Адыгея, ориентировочная длина 15,6 км)».

Распоряжением кабинета Министров от 12 июля 2018 года -р принято решение об изъятии для государственных нужд Республики Адыгея частей земельного участка с кадастровым номером с целью размещения энергообъекта.

ФИО1 подал в Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям обращение о проведении проверки на предмет законности действий администрации МО «Тахтамукайский район» при выдаче разрешения на строительство №R-015 от 28 мая 2018 года.

12 декабря 2018 года Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям направил истцу письмо о том, что выявлены нарушения со стороны администрации МО «Тахтамукайский район» при выдаче разрешения на строительство №-015 от 28 мая 2018 года, в. частности отсутствие у ПАО «Россети Кубань» правоустанавливающих документов с кадастровым номером .

Вступившим в законную силу решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 18 октября 2019 года постановлено установить в пользу ПАО «Кубань Энерго» (ПАО «Россети Кубань» право ограниченного пользования (сервитут) сроком на 1 год в отношении части земельного участка площадью 4118 кв.м. с кадастровым номером для строительства линейного объекта двухцепной ВЛ 110 кВ (отпайка от ВЛ 110 кВ Афинская 220-Октябрьская 1,2 цепь» к ПС 110 кВ Шапсуг» (Этап 1-прохождение трассы на территории Республики Адыгея, ориентировочная длина 15,6 км) в соответствии с пространственными характеристиками части земельного участка, а также обязать ФИО1 заключить соглашение об установлении сервитута.

Кроме этого, другим вступившим в законную силу решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 04.02.2020г.., кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22.09.2020г. и определением судьи Верховного Суда РФ от 20.08.2021г., в удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» о признании незаконным разрешения на строительство №RU0 015 от 28 мая 2018 года отказано.

Распоряжением председателя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям № 245 от 03 августа 2020 года в пользу ПАО «Россети Кубань» на земельный участок площадью 28 700 кв.м. +/- 1482 кв.м. с кадастровым номером 01:05:3116002:325 установлен публичный сервитут сроком на 49 лет с целью размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения «Строительство двухцепной ВЛ 110 ВЛ 110 кВ (отпайка от ВЛ 110 кВ Афинская 220 - Октябрьская 1,2 цепь) к ПС 110 кВ Шапсуг» (Этап I - прохождение трассы по территории Республики Адыгея, ориентировочная длина 15,6 км)» и на ПАО «Россети Кубань» возложены обязанности:

-заключить с правообладателями земельных участков соглашения об осуществлении публичного сервитута, предусматривающие размер платы за публичный сервитут в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 г. № 321 «Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам»;

-в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, обеспечить внесение платы за публичный сервитут единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия настоящего приказа в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельных участков за каждый год использования этих земельных участков;

-приступить к осуществлению сервитута со дня заключения соглашений об осуществлении публичного сервитута, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено пунктами 11,13 статьи 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации;

-при осуществлении деятельности, для которой устанавливается публичный сервитут в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, руководствоваться графиком проведения работ и обеспечить их завершение не позднее окончания срока публичного сервитута, установленного пунктом 3 настоящего распоряжения;

-привести земельные участки, указанные в пункте 1 настоящего приказа, в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

08 апреля 2022 года в Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям поступило обращение ФИО1 о прекращении сервитута земельного участка с кадастровым номером , так как ПАО «Россети Кубань» приступил к исполнению сервитута без заключения соглашения с истцом.

26 апреля 2022 года ПАО «Россети Кубань» направил истцу проект соглашения, в соответствии с п.п. 1.1, п.1.4 которого в границы публичного сервитута 01:05-6.669 попадает часть земельного участка площадью 4118 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером .

Настоящее Соглашение заключено на срок с 01 октября 2020 года по 30 сентября 2069 года.

Согласно п. 2.2 проекта соглашения, в соответствии с отчетом ООО «Южный кадастровый центр» от 21 июля 2021 года № 144/21, плата за публичный сервитут составляет 1704 рубля в год. Плата за обременение публичного сервитута части земельного участка на срок 49 лет при условии единовременной выплаты составит 13 071 рубль.

29 апреля 2022 года Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям направил ФИО1 ответ, в котором указал, что не имеется оснований, предусмотренных п. 4 ст. 48 ЗК РФ, для признания утратившим силу распоряжения председателя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 03 августа 2020 года.

Также, в указанном письме ФИО1 сообщено о том, что 26 апреля 2022 года ПАО «Россети Кубань» направил ему проект соглашения.

Однако, впоследствии ФИО1 не явился в отделение Почты России за получением корреспонденция (проекта соглашения ПАО «Россети Кубань»), в связи с чем почтовое отправление возращено отправителю.

18 мая 2022 года ФИО1 направил в ПАО «Россети Кубань» претензию о Прекращении использования части земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116002:325, о сносе опоры объекта электросетевого хозяйства за счет собственных средств, а также о приведении земельного участка в состояние пригодное для эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования.

Указанная претензия оставлена без исполнения ответчиком.

При этом, 17 июня 2022 года ПАО «Россети Кубань» внес на депозитный счет у нотариуса денежные средства в сумме 13 071 рубль на имя получателя Якунина В.И.

13 июля 2022 года нотариус Тахтамукайского нотариального округа направила ФИО1 извещение о возможности получения денежных средств, внесенных ПАО «Россети Кубань» в качестве платы за сервитут.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что несогласие с суммой оплаты за сервитут не может явиться основанием для прекращения сервитута.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, факты установленные вступившим в законную силу решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 18 октября 2019 года не подлежат оспариванию или доказыванию вновь в рамках настоящего дела, в т.ч. то, что установление сервитута не влечет за собой существенное обременение земельного участка ответчика, и, как следствие, существенное нарушение прав последнего как собственника земельного участка, выражающееся в невозможности использования своего земельного участка по целевому назначению.

Также учтено, что вступившим в законную силу решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27 ноября 2019 года в признании незаконным разрешения на строительство №R-015 от 28 мая 2018 года отказано, т.е. доводы истца относительно законности/незаконности строительства ответчиком двухцепной ВЛ 110 ВЛ 110 кВ к ПС 110 кВ Шапсуг» также не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего спора.

С указанными выводами судебная коллегия полагает возможным согласиться по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 276 ГПК РФ, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Согласно ст. 48 ЗК РФ, сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

В случае истечения срока публичного сервитута он считаемся прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

-деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

-в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

-не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом или более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

-обладатель публичного сервитута отказался от него.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

- нарушение порядка установления публичного сервитута;

- отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

- изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой. был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

- осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

- в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Согласно п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

В силу п. 8 ст. 39.46 ЗК РФ, плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47 ЗК РФ. Плата за публичный сервитут вносится в депозит нотариуса единовременным платежом.

В соответствии с п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, такое соглашение не заключено плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесшим плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.

Доводы апелляционной жалобы о направлении проекта соглашения по ошибочному адресу и не внесении платы за осуществление публичного сервитута не могут в данном случае явиться основанием для прекращения публичного сервитута, поскольку плата за осуществление публичного сервитута фактически была внесена на депозитный счет нотариуса.

Установление сервитута не влечет за собой существенное обременение земельного участка ответчика, и, как следствие, существенное нарушение прав последнего как собственника земельного участка, выражающееся в невозможности использования земельного участка по целевому назначению, что было установлено вступившим в законную силу решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 18 октября 2019 года.

Поскольку в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий. В случае несогласия с установленной платой за публичный сервитут истец не был лишен права предоставить доказательства иной стоимости платы за осуществления публичного сервитута, чего им сделано не было.

Иных доводов, которые могли бы иметь правовое значение в апелляционной жалобе не содержится.

Таким образом, материалы дела не содержат доказательств наличия законных оснований, предусмотренных ст.48 ЗК РФ для прекращения публичного сервитута.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку в жалобе нет никаких новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке.

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 адвоката Мотова Ю.В. без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий - Н.К. Боджоков

Судьи: Е.Н. Козырь, А.Р. Сиюхов

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея                                                                         Н.К. Боджоков

33-103/2023 (33-2762/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Якунин Владимир Иванович
Ответчики
ПАО "РОССЕТИ КУБАНЬ"
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Козырь Елена Николаевна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
14.12.2022Судебное заседание
10.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Судебное заседание
07.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023Передано в экспедицию
28.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее