Решение по делу № 12-39/2024 от 21.02.2024

Дело

     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    11 марта 2024 года                            а.Тахтамукай

Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея                 Лебедева И.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении ФИО1 в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности,

     УСТАНОВИЛ:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении ФИО3 на основании п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

ФИО3 обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, в обоснование жалобы указав, что согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ он нарушил порядок общения с ребенком ФИО2 и проводил время с последней не по своему месту жительства без уведомления матери.

Заявитель считает решение о прекращении производства по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности неправомерным и подлежащим отмене, поскольку данное постановление вынесено незаконно в связи с отсутствием события административного правонарушения, под которым подразумевается реальный факт совершения им деяния (действия, бездействия), запрещенного нормой КоАП РФ.

ФИО1 не извещался о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, в административном материале отсутствуют сведения об это, нет копии соответствующего письма. ФИО1 имеет два места постоянного и преимущественного проживания, где он имеет регистрацию. Так, регистрация имеется в <адрес> и <адрес>, что не исключает его законного нахождения по обоим адресам.

В качестве доказательства к материалу проверки приложено объяснение ФИО2, которое отобрано с нарушением требований законодательства, в отсутствие педагога, кроме того, суть объяснений отражена не со слов ребенка, что видно из оборотов речи. Объяснение не содержит конкретной информации о нарушении, не указано место, где ребенок общался с отцом.

Заявитель просил суд постановление по делу об административном правонарушении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, которым прекращено производство по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекратить на основании п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО4 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что постановление административной комиссии подлежит отмене, а производство по делу – прекращению по следующим основаниям.

В силу ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении ФИО3 на основании п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

Из обжалуемого постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 нарушил п.9 определения Каневского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ забрал у матери ФИО6 свою несовершеннолетнюю дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с которой находился не по адресу проживания, а в <адрес>, о чем ФИО1 заблаговременно не уведомил ФИО7

При этом поскольку протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 поступил в комиссию с истекшим сроком, то есть после истечения двух месяцев со дня совершения правонарушения, комиссия прекратила производство по делу по указанному основанию.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ наступает за нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно положениям ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты.

Из материалов дела следует, что протокол по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 был составлен в его отсутствие при отсутствии доказательств надлежащего его извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусматривает обязательное создание судом или должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, условий, необходимых для осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, права на защиту.

Исходя из положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ праву лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела и присутствовать в судебном заседании корреспондирует обязанность суда или должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении предоставить указанному лицу такую возможность.

Таким образом, несмотря на отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего извещения ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, дело было рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу. Указанное является нарушением права на защиту и существенным процессуальным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене.

Кроме того, согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вместе с тем, как обоснованно указывает апеллянт в своей жалобе в качестве доказательства виновности ФИО1 в обжалуемом постановлении указано объяснение его несовершеннолетней дочери ФИО2, которое отобрано с нарушением требований законодательства, в отсутствие педагога, кроме того, суть объяснений отражена не со слов ребенка, что усматривается из использованных оборотов речи. Объяснение не содержит конкретной информации о допущенном нарушении, не указано место, где именно ребенок общался с отцом в нарушение установленного судом порядка общения.

Таким образом, суд принимает во внимание отсутствие в материалах административного дела каких-либо объективных доказательств, подтверждающих факт несоблюдения ФИО1 установленного определением суда порядка общения с несовершеннолетней дочерью.

Как следует из содержания ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, вследствие чего производство по делу на основании ст. 29.9, п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

                                                  ОПРЕДЕЛИЛ:

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении ФИО1 в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности- отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, т.е. на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном ст. 30.12 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья:                                     ФИО8

12-39/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Таранов П.А.
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Лебедева Ирина Анатольевна
Статьи

5.35

Дело на странице суда
tahtamukaysky.adg.sudrf.ru
22.02.2024Материалы переданы в производство судье
11.03.2024Судебное заседание
11.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее