Административное дело № 3а-45/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 июня 2021 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карачкиной Ю.Г.
при секретаре Филиппове К.С.
с участием:
представителя административного истца Обручкова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вегастрой» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Минэкономразвития Чувашии и БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил :
21 декабря 2020 года ООО «Вегастрой» через представителя обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 2223900 рублей.
Иск мотивирован тем, что спорный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности; согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости его кадастровая стоимость на 1 января 2019 года составляет 8592275 рублей, однако согласно отчету <данные изъяты> оценщика ФИО № от 03.12.2020 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию ту же дату составляет 2223 900 рублей.
Административные ответчики Кабинет Министров Чувашской Республики и Минэкономразвития Чувашии в письменном отзыве от 18.01.2021 указали, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2019 года проведена БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии, результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2019 № 485; кадастровая оценка проведена в установленном законодательством порядке, правом на досудебное урегулирование спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости ООО «Вегастрой» не воспользовалось; удовлетворение исковых требований ООО «Вегастрой» оставляют на усмотрение суда (том 1 л.д.150-151).
Административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии в письменном отзыве от 18.01.2021 указал, что представленный административным истцом отчет <данные изъяты> оценщика ФИО не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям Федеральных стандартов оценки, выполнен с нарушением п.5 ФСО № 3 и п.11(в), 22(д) ФСО № 7, что оказало существенное влияние на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки и позволяет утверждать о недостоверности определенной оценщиком величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем в удовлетворении иска ООО «Вегастрой» просит отказать (том 1 л.д.154-157).
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Чувашской Республике в письменном отзыве от 29.12.2020 сообщило, что в случае удовлетворения иска внесение в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости будет осуществлено Управлением в соответствии с п.5 ч.2 ст.14 и ч.1 ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.1, 4 ч.2 ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установленная судом кадастровая стоимость будет применяться с 1 января года подачи заявления об оспаривании до момента вступления в силу результатов очередной государственной кадастровой оценки, либо, в случае изменения характеристик объекта недвижимости до указанного момента, кадастровая стоимость, установленная решением суда, будет действовать до даты внесения в ЕГРН измененных характеристик, потому в случае изменения характеристик спорного земельного участка в период от установленной судом кадастровой стоимости до проведения очередной государственной кадастровой оценки установленная судом кадастровая стоимость в силу закона будет пересчитана государственным бюджетным учреждением, в связи с чем просит в решении суда не указывать срок окончания действия устанавливаемой кадастровой стоимости (том 1л.д.75).
Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике представило заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя (том 1 л.д.77).
В связи с наличием возражений по иску со стороны административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии суд по ходатайству представителя административного истца Обручкова А.Г. 19 января 2021 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу, производство которой поручил эксперту ООО <-1-> ФИО1
Экспертом ООО <-1-> ФИО1 в заключении № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 6080 000 рублей.
В связи с мотивированным несогласием истца с указанным экспертным заключением по ходатайству его представителя Обручкова А.Г. 8 апреля 2021 года суд назначил по делу повторную судебную оценочную экспертизу, поручив ее производство эксперту ООО <-2-> ФИО2
Экспертом ООО <-2-> ФИО2 в заключении № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 4508 938 рублей.
Явившийся на последнее заседание суда представитель административного истца Обручков А.Г. представил и поддержал уточненное административное исковое заявление с просьбой об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 4508 938 рублей.
Остальные участвующие в деле лица при надлежащем извещении явку своих представителей в последнее судебное заседание не обеспечили, из них административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии представил письменное заявление об отсутствии возражений против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с заключением эксперта и о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (том 2 л.д.158), заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике в случае неявки своего представителя письменно просило о рассмотрении дела без участия их представителя (том 2 л.д.159).
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.12.2020 (том 1 л.д.87-88) с 28 апреля 2015 года за ООО «ВегаСтрой» на праве собственности зарегистрирован земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В пункте 2 ст.66 ЗК РФ указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2019 № 485 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2019 годасоставляет 8592 275 рублей, что подтверждается представленной административным истцом выпиской из ЕГРН от 30.11.2020 (том 1 л.д.86).
Частью 1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 ст.390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1.1 ст.391 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, поскольку ООО «Вегастрой» с 28 апреля 2015 года является собственником указанного выше земельного участка, а размер земельного налога зависит от его кадастровой стоимости, размер кадастровой стоимости спорного объекта затрагивает права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на ее оспаривание.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, … в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п.7 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке).
При этом Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.
В частности ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч.4 ст.7 Федерального закона № 269- ФЗ).
Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст.22.1, из ч.1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст.22, 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения – до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, не применяются положения ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ, рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке (п.1, пп.«а» п.2, пп.«а-в» п.3 ч.2, ч.3 ст.6 Федерального закона № 269-ФЗ).
По смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
В силу ч.5 ст.247 КАС РФ, а также исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.
Истцом был представлен отчет № от 03.12.2020, выполненный <данные изъяты> оценщиком ФИО, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года составляет 2223 900 рублей (том 1 л.д.89-148).
Как уже было указано, в результате судебной экспертизы рыночная стоимость того же земельного участка на ту же дату определена в размере 6080 000 рублей, а в результате повторной судебной экспертизы – в размере 4508938 рублей. Оба эксперта мотивированно отказались от использования затратного и доходного подходов при проведении экспертизы и использовали сравнительный подход, однако рыночная стоимость спорного земельного участка, определенная при повторной судебной экспертизе, более приближена к рыночной стоимости, определенной при досудебной оценке, и никем из участвующих в деле лиц не оспаривается.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд в соответствии с положениями ст.82, 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании констатирует, что заключение повторной судебной экспертизы от 31.05.2021 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки, а содержащиеся в нем выводы обоснованны.
В этой связи суд полагает возможным определить кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года на основании результатов повторной судебной экспертизы в размере 4508938 рублей.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.14, ч.1 ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об установленной вступившим в законную силу решением суда кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат внесению в ЕГРН не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, – до даты внесения соответствующих измененных характеристик в ЕГРН.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ООО «Вегастрой» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращалась, а административное исковое заявление подало в суд 21 декабря 2020 года.
Таким образом, датой подачи ООО «Вегастрой» заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 21 декабря 2020 года.
С учетом вышеприведенных положений законов настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с 1 января 2020 года.
Определениями суда от 19 января 2021 года и 8 апреля 2021 года расходы по проведению судебных экспертиз были возложены на ООО «Вегастрой», стоимость проведения экспертизы ООО <-1-> согласно счету на оплату № от 25.05.2021 составила 20 000 рублей, ООО <-2-> согласно счету № от 31.05.2021 – 35000 рублей, доказательства оплаты счетов ООО «Вегастрой» суду не представило, ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка не настолько превышает его кадастровую стоимость, определенную обеими экспертизами и установленную судом в размере его рыночной стоимости, определенной повторной судебной экспертизой, чтобы это могло свидетельствовать о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, потому причитающиеся экспертным учреждениям 20 000 рублей и 35000 рублей суд взыскивает с административного истца, а не с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4508938 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 декабря 2020 года.
Взыскать с ООО «Вегастрой» в пользу ООО <-1-> 20000 рублей за проведение судебной экспертизы.
Взыскать с ООО «Вегастрой» в пользу ООО <-2-> 35000 рублей за проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Ю.Г. Карачкина
Мотивированное решение составлено 10 июня 2021 года.