ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2023 г. г. Тольятти
Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
судьи Ивановой О.Б.,
при секретаре Карягиной К.Ю.,
с участием представителя истца: Шелкопляса В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-940/2023 (2-10491/2022) по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Попову Ивану Викторовичу о возложении обязанности ликвидировать несанкционированно размещенные твердые коммунальные отходы,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Попову Ивану Викторовичу о возложении обязанности ликвидировать несанкционированно размещенные твердые коммунальные отходы, мотивируя требования тем, что прокуратурой выявлены нарушения федерального законодательства в области охраны окружающей среды, выразившееся в использовании земельного участка ответчиком с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности. В ходе прокурорской проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № общей площадью 637 кв.м, № общей площадью 952 кв.м, № общей площадью 973 кв.м, расположенных в Базарносызганском районе, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (пластик, резина, стеклянные бутылки, шифер). Собственником указанных земельных участков является ответчик. Длительное размещение Поповым И.В. твердых коммунальных отходов на земельном участке, не являющего объектом для размещения отходов, с нарушением требований законодательства создает угрозу загрязнения компонентов природной среды.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Попова Ивана Викторовича ликвидировать несанкционированно размещённые твердые коммунальные отходы, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № расположенные в Базарносызганском районе.
Представитель истца в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в иске, просил требования удовлетворить.
Ответчик Попов И.В. в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о слушании дела извещен надлежащим образом. До начала судебного заседания представил ходатайство об отложении слушания дела ввиду невозможности устранения свалки ТКО в зимний период в связи с погодными условиями.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку ответчиком при подаче ходатайства об отложении судебного заседания не представлено относимых и допустимых доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о невозможности устранения свалки ТКО по состоянию на 10.03.2023 г. Представитель истца против отложения слушания дела также возражал, указав, что погодные условия уже позволяют ликвидировать свалку, т.к. снег практически везде сошел.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом вышеуказанного, а также длительности нахождения дела в производстве суда, суд не находит оснований для отложения рассмотрения дела на более длительный срок.
Также от ответчика в материалах дела имеется письменный отзыв на иск, в котором указано, что 19 сентября 2022 г. Отделом государственного земельного надзора по Ульяновской области был проведен выезд и осмотр спорных земельных участков. После осмотра земельных участков было установлено захламление поверхности данных участков твердыми коммунальными отходами. При этом, земельный участок без категории и границ с общими координатами № не находится в собственности и не передан в аренду Попову И.В. Он, как собственник земельных участков с кадастровыми номерами № №, направил заявление в участковый пункт полиции Базарносызганского района Ульяновской области для проведения проверки и привлечении к ответственности лиц, допустивших свалку ТКО на принадлежащих ему земельных участках. Данная свалка является несанкционированной и незаконной, осуществлена посторонними лицами без его согласия и разрешения. Спорные земельные участки переданы по договору субаренды от 15 апреля 2022 года в пользование Ивашова Александра Андреевича, сроком на 11 месяцев. В соответствии с договором субаренды субарендатор обязан использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде. Таким образом, ответственность за несанкционированно размещенные твердые коммунальные отходы, на земельных участках с кадастровыми номерами №, несет субарендатор (л.д. 52).
Протокольным определением суда от 07.02.2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Ивашов А.А.
Третье лицо Ивашов А.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Причины неявки не сообщил, возражений относительно заявленных требований не предоставил.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Базарносызганский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, причины неявки не сообщил.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления на почву.
В силу п. 1 ст. 11 от 10.01.2002 № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 51 вышеуказанного Закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с письмом заместителя Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Родионова Р.Р. от 12.09.2022 № о выделении специалиста Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям (далее - Межрегиональное управление) для участия в проверке по вопросу несанкционированных свалок в Базарносызганском районе Ульяновской области, в качестве специалиста направлен Самойлов А.П. - государственный инспектор Российской Федерации по Самарской и Ульяновской областям, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области.
В ходе проведения Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки 16.09.2022 г., совместно со специалистами Межрегионального управления, а также Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области, был осуществлен осмотр неразграниченного земельного участка, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером № (ориентировочные координаты: №).
В ходе осмотра установлено, что на территории земельного участка расположена грунтовая дорога, ведущая к, находящимся на поверхности участка, кучам обрезков древесины, древесных опилок, визуально походящим на отходы. Данные отходы хаотично свалены на земельном участке, не имеют укрытия от атмосферных осадков.
В ходе проведения проверки осмотрена территория земельных участков с кадастровыми номерами: № (ориентировочные координаты: № (ориентировочные координаты: № (ориентировочные координаты: №). Согласно данным, полученным с публичной кадастровой карты, данные земельные участки, относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
В ходе осмотра установлено захламление поверхности данных участков твердыми коммунальными отходами.
Также в ходе проведения проверки осмотрен неразграниченный земельный участок, расположенный к северу от р.п. Базарный Сызган, между автомобильной дорогой и земельным участком с кадастровым номером № (ориентировочные координаты: №).
При осмотре установлено наличие на территории значительного количества отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, строительных отходов.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле: как природному объекту.
Из материалов дела также следует, что в соответствии с требованием Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры от 12.09.2022 № по вопросу несанкционированных свалок в Базарносызганском районе 16.09.2022 г. проведен выезд и осмотр следующих земельных участков:
1. Земельный участок без категории и границ с общими координатами №. На земельном участке находятся опилки и обрезки пиломатериалов.
2. Земельный участок с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования площадью 12 198 000 кв.м с кадастровым номером №. В ходе осмотра выявлена несанкционированная свалка твёрдых коммунальных отходов (ТКО) (пластик, резина, стеклянные бутылки, шифер, мешковина, древесные остатки и т.д.), общей площадью ТКО 637 кв.м. Нарушенный земельный участок имеет координаты № (координаты определены и зафиксированы GPS навигатором GARMIN OREGON 750t).
3. Земельный участок с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства площадью 1 101 104 кв.м с кадастровым номером №. В ходе осмотра выявлена несанкционированная свалка твёрдых коммунальных отходов (ТКО) (пластик, резина, стеклянные бутылки, шифер, бумага, древесные остатки и т.д.), общей площадью ТКО 973 кв.м: Нарушенный земельный участок имеет координаты ТКО № (координаты определены и зафиксированы GPS навигатором GARMIN OREGON 750t).
4. Земельный участок с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства площадью 1 212 603 кв.м с кадастровым номером №. В ходе осмотра выявлена несанкционированная свалка твёрдых коммунальных отходов (ТКО) (пластик, резина, стеклянные бутылки, шифер, бумага, древесные остатки и т.д.), общей площадью ТКО 952 кв.м Нарушенный земельный участок имеет координаты ТКО № (координаты определены и зафиксированы GPS навигатором GARMIN OREGON 750t).
5. Земельный участок без категории и границ с общими координатами №. На земельном участке находится свалка ТКО.
Земельные участки 1 и 5 согласно Публичной кадастровой карте (ПКК) не разграничены, межевание не проведено, категория земель не установлена. Управление Россельхознадзора не наделено полномочиями по рассмотрению данного вопроса (л.д. 5).
Таким образом, в ходе прокурорской проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № общей площадью 637 кв.м, № общей площадью 952 кв.м, № общей площадью 973 кв.м, расположенных в Базарносызганском районе, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (пластик, резина, стеклянные бутылки, шифер). Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, правообладателем вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами №, № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, является Попов Иван Викторович. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Заключениями выездного обследования объектов земельных отношений без взаимодействия с контролируемым лицом от 27.10.2022 г., составленными Управлением Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области в отношении спорных земельных участков установлено, что в ходе выездного обследования факты причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не установлены, что даёт основание в соответствии с п. 29 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для объявления гражданину Российской Федерации Попову Ивану Викторовичу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (л.д. 31-44).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под:
- отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» граждане обязаны: сохранять природу и окружающей среду, бережно относится к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
Согласно пп. 4 п. 3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 № 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с пп. 2 п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должно соблюдаться следующее условие: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.).
Кроме того, в силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования, в т.ч., экологических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Земля, как природный объект, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории в силу ст. 9 Конституции Российской Федерации. Не выполнение мероприятий по охране земель, водных объектов является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране земель, водных объектов, а также привести к иным негативным последствиям.
Таким образом, размещение на землях сельскохозяйственного назначения свалок твердых бытовых отходов нарушает принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, кроме того, ущемляются право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возникает угроза загрязнения почвы и водоемов, тем самым негативного воздействия на жизнь и здоровья граждан.
В материалы дела ответчиком предоставлен договор субаренды земельного участка от 15.04.2022 г., заключенный между ИП Поповым И.В. и Ивашовым А.А., по условиям которого земельные участки с кадастровыми номерами № переданы в субаренду субарендатору Ивашову А.А. сроком на 11 месяцев (п. 2.1. Договора) (л.д. 53-55).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Проанализировав нормы действующего законодательства, представленные в материалы дела доказательства, суд полагает необоснованными доводы ответчика о том, что ответственность за несанкционированно размещенные твердые коммунальные отходы на спорных земельных участках несет субарендатор.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные земельные участки были переданы собственником субарендатору в надлежащем виде, без размещения на них ТКО, соответствующих актов приема-передачи земельных участков к договору не приложено и суду не представлено. Таким образом, давность размещения отходов представленными в материалы дела документами не определена, и определить давность размещения отходов не представляется возможным.
В связи с чем, ответственность за надлежащее содержание земельных участков должна быть возложена на его собственника.
По состоянию на дату вынесения решения суда выявленные нарушения не устранены. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы ответчика об обращении в участковый пункт полиции Базарносызганского района Ульяновской области для проведения проверки и привлечении к ответственности лиц, допустивших свалку ТКО на принадлежащих ему земельных участках, также своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, поскольку из ответа на судебный запрос усматривается, что от Попова И.В. никаких заявлений или обращений в МО МВД России «Инзинский» не поступало (л.д. 73).
Поскольку в нарушение перечисленных норм права Попов И.В., как собственник спорных земельных участков, не выполняет возложенную на него обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, земельного законодательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет городского округа Тольятти государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Попова Ивана Викторовича, 22.04.1985 года рождения, уроженца гор. Аркалык Тургайской обл. Респ. Казахстан, СНИЛС №, ликвидировать несанкционированно размещённые твердые коммунальные отходы, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенные в Базарносызганском районе Ульяновской области.
Взыскать с Попова Ивана Викторовича, 22.04.1985 года рождения, уроженца гор. Аркалык Тургайской обл. Респ. Казахстан, СНИЛС № в бюджет городского округа Тольятти государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.03.2023 г.
Судья О.Б.Иванова