Судья ФИО3
Дело [номер]
УИД 52RS0[номер]-32
ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело [номер]
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
[адрес] 23 апреля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе:
председательствующего судьи ФИО4,
судей ФИО9, ФИО11
при секретаре судебного заседания ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] на решение Арзамасского городского суда ФИО2 [адрес] от [дата],
заслушав доклад судьи ФИО9,
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что она относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. [дата] Администрацией [адрес] ФИО2 [адрес] вынесено постановление [номер] «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа [адрес] ФИО2 [адрес]», которым она включена в данный список. Какого-либо жилого помещения в собственности либо по социальному найму у неё не имеется. Проживает с матерью, которая в отношении нее лишена родительских прав, в одной комнате, которая ведет аморальный образ жизни.
При изложенных обстоятельствах истец просила суд обязать администрацию городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда на территории [адрес] ФИО2 [адрес], отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда ФИО2 [адрес] по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м.).
Решением Арзамасского городского суда ФИО2 [адрес] от [дата] постановлено:
«Исковые требования ФИО1 (СНИЛС [номер]) к Администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] (ИНН 5243009300) о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] предоставить ФИО1, [дата] рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа [адрес] ФИО2 [адрес], отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда ФИО2 [адрес] по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м.).
В удовлетворении иска в остальной части отказать».
В апелляционной жалобе представителем администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что администрация городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того апеллянт указывает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после выделения денежных средств на данные цели, а предоставление истцу жилого помещения по решению суда поставит его в преимущественное положение перед другими лицами, включенными в Список.
От представителя Министерства строительства ФИО2 [адрес] – министра ФИО7, а также от ФИО1 поступили возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени его проведения своевременно и надлежащим образом извещены. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте ФИО2 областного суда.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от [дата] №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1 абз.1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (п.1 абз.2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и главе 3.3-1 Закона ФИО2 [адрес] «О жилищной политике в ФИО2 [адрес]».
Постановлением Правительства ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которое предусматривает, что специализированное жилое помещение предоставляется из специализированного жилищного фонда, управление которым осуществляет орган местного самоуправления, принявший решение о включении лица, в список. В качестве предоставляемых специализированных жилых помещений используются отнесенные в установленном порядке к специализированному жилищному фонду следующие жилые помещения: - жилые помещения из состава имеющегося муниципального жилищного фонда; - жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья, а также построенные органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования (за исключением городского округа [адрес] по муниципальному контракту; жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья на территории [адрес] министерством социальной политики ФИО2 [адрес] или государственным бюджетным учреждением ФИО2 [адрес], функции и полномочия учредителя которого осуществляет министерство социальной политики ФИО2 [адрес], по государственному контракту.
Специализированное жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, включенного в список, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3.4.
Специализированное жилое помещение предоставляется лицам, включенным в список, по их заявлению о предоставлении специализированного жилого помещения в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, [дата] года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. её мать-одиночка ФИО8 решением Арзамасского городского суда ФИО2 [адрес] от [дата] лишена родительских прав.
Постановлением администрации [адрес] ФИО2 [адрес] [номер] от [дата] ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа [адрес] ФИО2 [адрес].
Согласно справке ГБПОУ ФИО2 [адрес] «Арзамасский медицинский колледж» от [дата], ФИО1 является студенткой 1 курса очной формы обучения, предполагаемый срок окончания обучения [дата].
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от [дата] за ФИО1 прав на какое-либо недвижимое имущество не зарегистрировано.
До настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечена и гарантированное ей Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не реализовано.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из установленного факта ненадлежащего исполнения уполномоченным органом местного самоуправления обязанностей по предоставлению истцу, включенному в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Суд также исходил из того, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан не поставлено законом в зависимость от каких-либо условий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно п. 3.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства ФИО2 [адрес] от [дата] [номер], специализированное жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. [адрес] специализированного жилого помещения не может быть меньше нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м.) и не может превышать указанную величину более чем на 50 процентов.
Положениями Закона ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО2 [адрес] отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» установлено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
Законом ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «О жилищной политике в ФИО2 [адрес]» в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда ФИО2 [адрес] осуществляется уполномоченными Правительством ФИО2 [адрес] органами исполнительной власти ФИО2 [адрес], в том числе, путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда ФИО2 [адрес] для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес].
Отсутствие у администрации полномочий на приобретение жилых помещений не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа, поскольку отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Доводы жалобы заявителя о том, что решение суда поставило истца в преимущественное положение перед другими лицами, включенными в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, также подлежат отклонению, поскольку предоставление жилых помещений указанной категории граждан вышеуказанными правовыми нормами не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Таким образом, с момента включения ФИО1 в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, причем необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока обучения, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
Предоставление указанным категориям лиц жилых помещений позже наступления совершеннолетия и по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования возможно при наличии отдельного заявления лица, относящегося к указанной категории (абз. 3 п. 1 статья 8 Федерального закона от [дата] №159-ФЗ).
С заявлением о предоставлении жилого помещения по окончании обучения ФИО1 не обращалась, соответственно, жилое помещение специализированного жилищного фонда ей должно быть предоставлено немедленно по достижении 18 лет и это не связывается с окончанием обучения в образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные статьей 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Арзамасского городского суда ФИО2 [адрес] от [дата] оставить без изменения, апелляционную жалобу представителем администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].