Решение по делу № 21-48/2023 от 10.01.2023

Дело № 21-48/2023

Судья Трынова Г.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

21 февраля 2023 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии Котеева В.В. (далее – должностное лицо УФАС) на решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 декабря 2022 года, вынесенное в отношении директора Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии) Андреева Александра Федоровича по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением должностного лица УФАС № 021/04/7.30-492/2022 от 16 июня 2022 года директор КУ ЧР «Республиканская службы единого заказчика» Минстроя Чувашии Андреев А.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 декабря 2022 года постановление должностного лица УФАС № 021/04/7.30-492/2022 от 16 июня 2022 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с решением судьи, должностное лицо УФАС, вынесшее постановление о привлечении Андреева А.Ф. к административной ответственности подало жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики.

Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, выслушав мнение защитника Андеева А.Ф. – Шестеринову С.В. об оставлении жалобы без удовлетворения, представителя административного органа Бубенову Т.А., признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Андреева А.Ф., извещенного надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу положений части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (все нормы законодательства приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для вынесения должностного лица Чувашской УФАС) постановления в отношении Андреева А.Ф.) утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Согласно частям 2, 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе; информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Требования к извещение об осуществлении закупки, в том числе при проведении электронного аукциона, установлены статьей 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с этими требованиями извещение должно содержать информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона и проект контракта в форме электронного документа (пункт 18 части 1 и пункт 5 части 2).

Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее - Закон о федеральном бюджете) установлено, что в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более.

Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.12.2021 N390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Закон о федеральном бюджете) установлено, что в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2024 «О правилах казначейского сопровождения» (далее - Правила) утверждены правила, которые устанавливают порядок осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения средств, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации, средств, определенных в соответствии со статьей 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и иных средств, определенных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получаемых (полученных, участниками казначейского сопровождения на основании содержащих условия, соответствующие положениям, установленным пунктом 2 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Пунктом 10 Правил установлен исчерпывающий перечень условий, которые должны содержаться в государственных (муниципальных) контрактах при казначейском сопровождении.

Как следует из постановления должностного лица УФАС№ 021/04/7.30-492/2022 от 16 июня 2022 года, основанием для привлечения директора КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии Андреева А.Ф. к административной ответственности, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, послужил факт того, что 15.03.2022 года заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov размещены извещения о проведении электронного аукциона капитальный ремонт <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей, и о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей, при этом в извещениях о проведении означенных электронных аукционов в нарушение части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что требуется банковское сопровождение контрактов, а в проектах контрактов предусмотрено, что расчеты по ним подлежат Казначейскому сопровождению, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 г. № 2024 «О правилах казначейского сопровождения».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Рассматривая жалобу Андреева А.Ф., судья районного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых должностным лицом УФАС вынесено постановление 021/04/7.30-492/2022 от 16 июня 2022 года, в связи с чем, ссылаясь на пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, вынес решение об его отмене и прекращении производства по делу.

Доводы жалобы должностного лица о доказанности вменяемого Андрееву А.Ф. административного правонарушения и обоснованности его привлечения к административной ответственности в данном конкретном случае основанием для отмены решения судьи не являются в силу следующего.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАПА РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием лица, привлекаемого к административной ответственности или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и заключения по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

Независимо от способа извещения на момент составления протокола (или постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении) у административного органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо своевременно, заблаговременно и надлежаще извещено о времени и месте совершения процессуального действия.

Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Как следует из материалов дела, 25 мая 2022 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составлен начальником отдела контроля Управления ФАС по Чувашской Республике – Чувашии в отношении должностного лица - директора КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии Андреева Александра Федоровича в отсутствие последнего и его защитника (л.д. 31-33).

В материалах имеется извещение о необходимости явки в административный орган 25 мая 2022 года в 10 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, направленное 13 апреля 2022 года адресату КУ ЧР «Республиканская службы единого заказчика» Минстроя Чувашии по адресу: <адрес> почтовым отправлением с идентификатором и на адрес электронной почты <адрес> (л.д. 26-30).

Согласно данному извещению в связи с возбуждение дела об административном правонарушении ответственному должностному лицу министерства (так указано в документе) надлежит явиться для дачи объяснений по факту нарушений при проведении электронных аукционов (извещения № , ) и подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника, уполномоченного на участие в производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. В извещении содержится указание о необходимости предоставления заверенной копии паспорта, должностной инструкции, приказа о приеме на работу и пояснений относительно рассматриваемого вопроса.

Указание о необходимости явки руководителя Андреева А.Ф. либо иного конкретного должностного лица данное извещение не содержит.

В силу изложенного направление означенного извещения нельзя признать извещение именно Андреева А.В. о составлении в отношении его протокола по делу об административном правонарушении надлежащим.

Следует отметить, что должностным лицом административного органа в нарушение требований части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении Андреева А.Ф по месту жительства последнего не направлялись, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Каких-либо иных сведений, позволяющий прийти к выводу о том, что Андреев А.Ф. был извещен о том, что именно в отношении его 25 мая 2022 года по факту вменяемых нарушений будет составлен протокол об административном правонарушении, в деле не имеется, данное обстоятельство защитником Андреева А.Ф. – Шестериновой С.В., вступившей в дело на стадии его рассмотрения, в суде второй инстанции не признано.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составлен в отсутствие Андреева А.Ф. и (или) его защитника с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Нарушение процессуальных требований КоАП РФ, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Протокол об административном правонарушении, являющийся недопустимым доказательством, исключает привлечение лица к административной ответственности и на стадии рассмотрении жалобы в порядке главы 30 КоАП РФ является основанием для отмены постановления ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено, что согласуется с пунктом 3 части 1 стать 30.7 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах решение судьи районного суда отменено быть не может.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 декабря 2022 года, вынесенное в отношении директора Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреева Александра Федоровича по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии Котеева В.В. – без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Дело № 21-48/2023

Судья Трынова Г.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

21 февраля 2023 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии Котеева В.В. (далее – должностное лицо УФАС) на решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 декабря 2022 года, вынесенное в отношении директора Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии) Андреева Александра Федоровича по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением должностного лица УФАС № 021/04/7.30-492/2022 от 16 июня 2022 года директор КУ ЧР «Республиканская службы единого заказчика» Минстроя Чувашии Андреев А.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 декабря 2022 года постановление должностного лица УФАС № 021/04/7.30-492/2022 от 16 июня 2022 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с решением судьи, должностное лицо УФАС, вынесшее постановление о привлечении Андреева А.Ф. к административной ответственности подало жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики.

Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, выслушав мнение защитника Андеева А.Ф. – Шестеринову С.В. об оставлении жалобы без удовлетворения, представителя административного органа Бубенову Т.А., признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Андреева А.Ф., извещенного надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу положений части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (все нормы законодательства приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для вынесения должностного лица Чувашской УФАС) постановления в отношении Андреева А.Ф.) утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Согласно частям 2, 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе; информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Требования к извещение об осуществлении закупки, в том числе при проведении электронного аукциона, установлены статьей 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с этими требованиями извещение должно содержать информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона и проект контракта в форме электронного документа (пункт 18 части 1 и пункт 5 части 2).

Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее - Закон о федеральном бюджете) установлено, что в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более.

Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.12.2021 N390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Закон о федеральном бюджете) установлено, что в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2024 «О правилах казначейского сопровождения» (далее - Правила) утверждены правила, которые устанавливают порядок осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения средств, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации, средств, определенных в соответствии со статьей 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и иных средств, определенных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получаемых (полученных, участниками казначейского сопровождения на основании содержащих условия, соответствующие положениям, установленным пунктом 2 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Пунктом 10 Правил установлен исчерпывающий перечень условий, которые должны содержаться в государственных (муниципальных) контрактах при казначейском сопровождении.

Как следует из постановления должностного лица УФАС№ 021/04/7.30-492/2022 от 16 июня 2022 года, основанием для привлечения директора КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии Андреева А.Ф. к административной ответственности, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, послужил факт того, что 15.03.2022 года заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov размещены извещения о проведении электронного аукциона капитальный ремонт <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей, и о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей, при этом в извещениях о проведении означенных электронных аукционов в нарушение части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что требуется банковское сопровождение контрактов, а в проектах контрактов предусмотрено, что расчеты по ним подлежат Казначейскому сопровождению, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 г. № 2024 «О правилах казначейского сопровождения».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Рассматривая жалобу Андреева А.Ф., судья районного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых должностным лицом УФАС вынесено постановление 021/04/7.30-492/2022 от 16 июня 2022 года, в связи с чем, ссылаясь на пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, вынес решение об его отмене и прекращении производства по делу.

Доводы жалобы должностного лица о доказанности вменяемого Андрееву А.Ф. административного правонарушения и обоснованности его привлечения к административной ответственности в данном конкретном случае основанием для отмены решения судьи не являются в силу следующего.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАПА РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием лица, привлекаемого к административной ответственности или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и заключения по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

Независимо от способа извещения на момент составления протокола (или постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении) у административного органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо своевременно, заблаговременно и надлежаще извещено о времени и месте совершения процессуального действия.

Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Как следует из материалов дела, 25 мая 2022 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составлен начальником отдела контроля Управления ФАС по Чувашской Республике – Чувашии в отношении должностного лица - директора КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии Андреева Александра Федоровича в отсутствие последнего и его защитника (л.д. 31-33).

В материалах имеется извещение о необходимости явки в административный орган 25 мая 2022 года в 10 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, направленное 13 апреля 2022 года адресату КУ ЧР «Республиканская службы единого заказчика» Минстроя Чувашии по адресу: <адрес> почтовым отправлением с идентификатором и на адрес электронной почты <адрес> (л.д. 26-30).

Согласно данному извещению в связи с возбуждение дела об административном правонарушении ответственному должностному лицу министерства (так указано в документе) надлежит явиться для дачи объяснений по факту нарушений при проведении электронных аукционов (извещения № , ) и подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника, уполномоченного на участие в производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. В извещении содержится указание о необходимости предоставления заверенной копии паспорта, должностной инструкции, приказа о приеме на работу и пояснений относительно рассматриваемого вопроса.

Указание о необходимости явки руководителя Андреева А.Ф. либо иного конкретного должностного лица данное извещение не содержит.

В силу изложенного направление означенного извещения нельзя признать извещение именно Андреева А.В. о составлении в отношении его протокола по делу об административном правонарушении надлежащим.

Следует отметить, что должностным лицом административного органа в нарушение требований части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении Андреева А.Ф по месту жительства последнего не направлялись, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Каких-либо иных сведений, позволяющий прийти к выводу о том, что Андреев А.Ф. был извещен о том, что именно в отношении его 25 мая 2022 года по факту вменяемых нарушений будет составлен протокол об административном правонарушении, в деле не имеется, данное обстоятельство защитником Андреева А.Ф. – Шестериновой С.В., вступившей в дело на стадии его рассмотрения, в суде второй инстанции не признано.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составлен в отсутствие Андреева А.Ф. и (или) его защитника с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Нарушение процессуальных требований КоАП РФ, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Протокол об административном правонарушении, являющийся недопустимым доказательством, исключает привлечение лица к административной ответственности и на стадии рассмотрении жалобы в порядке главы 30 КоАП РФ является основанием для отмены постановления ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено, что согласуется с пунктом 3 части 1 стать 30.7 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах решение судьи районного суда отменено быть не может.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 декабря 2022 года, вынесенное в отношении директора Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреева Александра Федоровича по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии Котеева В.В. – без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

21-48/2023

Категория:
Административные
Ответчики
директор Казенного учреждения ЧР "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства,архитектуры и ЖКХ ЧР Андреев А.Ф.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
10.01.2023Материалы переданы в производство судье
09.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023Дело оформлено
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее