Решение по делу № 2-1113/2024 (2-9432/2023;) от 08.12.2023

56RS0018-01-2023-011545-82

№2-1113/2024 (2-9432/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2024 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Плясуновой А.А.,

при секретаре Колесниковой Е.Е.,

с участием представителя ответчика и третьего лица Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - Кочановой Т.С.,

представителя третьего лица ООО «Орто-Инновация Москва», ООО «Орто-Инновация Оренбург» - Влазнева П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Оренбурга в интересах Навроцкого Егора Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор г. Оренбурга обратился в суд в защиту интересов Навроцкого Е.М., указав, что согласно индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида N от ... Навроцкому Е.М. рекомендован протез голени модульный, в том числе, при недоразвитии.

В соответствии с договором N от ..., заключенным между истцом и ООО «Орто-Инновации Москва», выполняется по заказу пациента, по его индивидуальным антропометрическим параметрам, работ по протезированию/ортезированию следующего изделия: протез голени модульный, в том числе, при недоразвитии, в количестве 1 шт. в соответствии с техническим заданием.

В соответствии с актом приема-передачи от ... Навроцким Е.М. протез получен, произведена оплата в размере 950 000 рублей.

... через личный кабинет ЕПГУ от Навроцкого Е.М. поступило заявление на компенсацию расходов за самостоятельное приобретение протеза голени модульного, в том числе, при недоразвитии в количестве 1 шт, стоимостью 950 000 рублей.

... Навроцкий Е.М. согласно рекомендации ИПРА, поставлен на учет в ОСФР по ... по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями.

... по результатам конкурсных процедур заключен государственный контракт N, который предусматривал стоимость протеза модульного, в том числе, при недоразвитии, в размере 118 895,33 рублей.

... Навроцкому Е.М.произведено перечисление денежных средств в сумме 118 895,33 рублей.

Просит суд взыскать с ответчика в пользу Навроцкого Е.М. недоплаченную часть компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 831 104,67 рублей, компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.

Определением Ленинского районного суда ... от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Орто-Инновации Москва».

В судебное заседание истец прокурор ..., Навроцкий Е.М. не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ..., третьего лица Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации – Кочанова Т.С., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований возражала.

Представитель третьих лиц ООО «Орто-Инновация Москва», ООО «Орто-Инновация Оренбург» - Влазнев П.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании удовлетворение требований оставил на усмотрение суда.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Навроцкий Е.М. является инвалидом третьей группы, инвалидность установлена повторно ....

На основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида N от ..., разработанной и выданной ... с ... года и бессрочно инвалиду Навроцкому Е.М. рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, в числе которых: (8-07-09) протез голени модульный, в том числе при недоразвитии. Исполнителем данного рекомендованного реабилитационного мероприятия является Департамент труда и социальной защиты населения ....

... Навроцкий Е.М. заключил договор с ООО «Орто-Инновации Москва» на выполнение работ по заказу пациента, по его индивидуальным антропометрическим параметрам, работ по протезированию/ортезированию изделия: 8-07-09 протез голени модульный, в том числе, при недоразвитии, в количестве 1 шт. в соответствии с техническим заданием.

Стоимость работ по изготовлению ПОИ составляет 950 000 рублей.

В Приложении N к указанному договору имеется техническое задание, содержащее, описание товара:

(8-07-09) протез голени модульный с приемной гильзой АО индивидуальному гипсовому слепку. ...

Согласно акту приема-передачи протезно-ортопедического изделия (ПОИ) от ..., изделие по указанному договору передано Навроцкому Е.М., оплата произведена в полном объеме (кассовый чек от ... на сумму 950 000 рублей).

... через личный кабинет ЕПГУ от Навроцкого Е.М. поступило заявление на компенсацию расходов за самостоятельное приобретение протеза голени модульного, в том числе, при недоразвитии в количестве 1 шт, стоимостью 950 000 рублей.

Уведомлением от ... N Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ произведена выплата денежных средств на общую сумму 118 895,33 рубля Навроцкому Е.М. за самостоятельно приобретенный протез голени модульный.

В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.

Согласно статье 10 Закона о социальной помощи инвалидов государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. (часть 2 статьи 11)

Согласно части 6 статьи 11 указанного Закона в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу положений части 1 статьи 11.1 Закона о социальной помощи инвалидов к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

К числу технических средств реабилитации отнесены протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты). ( часть 2 статьи 11.1)

Согласно части 14 статьи 11.1 Закона о социальной помощи инвалидов технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с пунктом 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, одним из способов обеспечения инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями является предоставления соответствующего технического средства (изделия) (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Пунктом 3.1 названных Правил предусмотрено в целях информирования инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о размере компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил, и предельной стоимости технического средства (изделия) и услуги по его ремонту в случае их оплаты с использованием электронного сертификата, предусмотренного пунктом 15(2) настоящих Правил, предоставление информации о технических средствах и изделиях, рекомендуемых в программе реабилитации (заключении), посредством электронного каталога технических средств (изделий).

Функции по формированию и ведению каталога осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации посредством размещения сведений о технических средствах (изделиях), предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, а также об организациях, предоставляющих указанные технические средства (изделия), в том числе с использованием электронного сертификата, предусмотренного пунктом 15(2) настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 3(2) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации каталог включает следующие сведения:

код технического средства (изделия), услуги по ремонту технического средства (изделия);

наименование технического средства (изделия), услуги по ремонту технического средства (изделия);

показатели, характеризующие техническое средство (изделие), услугу по ремонту технического средства (изделия) (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, фотографии, цифровые модели технического средства (изделия) и единица их измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения);

основные виды комплектующих изделия индивидуального изготовления и типовые комплектации;

справочная информация (сведения о местах продажи технического средства (изделия) и (или) оказания услуги по ремонту технического средства (изделия) (при наличии);

размер компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил;

предельная стоимость единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, предусмотренная частью 3 статьи 7 Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата";

информация из перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 631 "О формировании и утверждении перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Код технического средства (изделия), услуги по ремонту технического средства (изделия), предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, учитывается продавцами (исполнителями), осуществляющими продажу технических средств (изделий) и оказание услуг по их ремонту с использованием электронного сертификата, в торговой деятельности.

В силу пункта 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 30 августа 2019 года № 605н утвержден Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы.

Согласно пункту 2 Порядка от 30 августа 2019 года № 605н медико-техническая экспертиза осуществляется уполномоченным органом в рамках рассмотрения заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240.

Для осуществления медико-технической экспертизы уполномоченным органом создается экспертная комиссия (далее - Комиссия), в состав которой входит не менее пяти человек, включая председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии (пункт 4).

При принятии решения о соответствии приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям) Комиссия руководствуется следующими критериями:

1) выполнение (невыполнение) техническим средством (изделием) функций по компенсации или устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ветерана) в сравнении с аналогичным техническим средством (изделием), предоставляемым уполномоченным органом в порядке, определенном Правилами;

2) соответствие (несоответствие) технического средства (изделия) функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, установленным (указанным) производителем (поставщиком) в рамках государственного контракта на поставку аналогичного технического средства (изделия), заключенного с ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по результатам отбора уполномоченным органом в соответствии с Правилами;

3) соответствие (несоответствие) приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) виду технического средства (изделия), предусмотренному классификацией технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 года, регистрационный № 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 года, регистрационный № 54799) (пункт 15).

Решения Комиссии о необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технического средства (изделия), либо о возможности и сроке дальнейшего пользования им, либо о соответствии (несоответствии) приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства (изделия) предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям) в течение двух рабочих дней после проведения экспертной оценки оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии и членами Комиссии, принимавшими участие в ее заседании.

На основании данного протокола уполномоченным органом готовится заключение медико-технической экспертизы по форме, предусмотренной приложением № 2, в 2 экземплярах, один из которых выдается инвалиду (ветерану) (далее - заключение), в котором делается вывод о необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технического средства (изделия), либо о возможности и сроке дальнейшего пользования им, либо о соответствии (несоответствии) приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства (изделия) предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям) с указанием причин принятия такого решения. Заключение в форме электронного документа направляется в личный кабинет инвалида (ветерана) на едином портале (пункт 17).

Из приведенных положений следует, что в случае приобретения инвалидом соответствующего технического средства (изделия) за собственный счет, он имеет право на выплату компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия), но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

В целях информирования инвалидов о размере указанной компенсации Фонд социального страхования Российской Федерации, после его реорганизации –Фонд пенсионного и социального страхования РФ формирует каталог технических средств, в котором указываются, в том числе, показатели, характеризующие техническое средство (изделие): функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, фотографии, цифровые модели технического средства (изделия), а также основные виды комплектующих изделия индивидуального изготовления и типовые комплектации.

Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) устанавливается на основании утвержденной классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств, которую проводит уполномоченный орган.

В ходе проведения медико-технической экспертизы устанавливается в первую очередь, выполняет ли приобретенное инвалидом за свой счет техническое средство (изделием) функции по компенсации или устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ветерана) в сравнении с аналогичным техническим средством (изделием), предоставляемым в порядке, определенном Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Также устанавливается соответствие либо несоответствие технического средства (изделия) функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, установленным (указанным) производителем (поставщиком) в рамках заключенного с ним государственного контракта на поставку аналогичного технического средства (изделия).

Как следует из материалов дела, в индивидуальной программе реабилитации истца установлена её нуждаемость в протезе голени модульном, в том числе при недоразвитии бессрочно 1 шт. (номер вида 8-07-09).

Заключением профильных специалистов организации на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями N от ... установлено, что Навроцкий Е.М. в выполнении ... получил минно... в связи с чем произведена ампутация левой голени на уровне с/3. Противопоказаний к протезированию и ограничению использования протезом нет. Пациент находится в удовлетворительной физической форме, ведет активный образ жизни, занимается боевыми единоборствами, работает Инструктором по адаптивной физической культуре, живет с семьей, воспитывает двоих детей. Передвигается без помощи ТСР.

В целях достижения пациентом полноценной социально-бытовой реабилитации, повышения динамики ходьбы, использования в полном объеме имеющегося реабилитационного потенциала, пациенту рекомендован протез голени мольный, в том числе, при недоразвитии, а именно: ...

Навроцким Е.М. было приобретено техническое средство реабилитации «протез голени модульный» с номером вида 8-07-09 за 950 000 рублей с указанными выше характеристиками.

Принимая решение о выплате истцу компенсации за самостоятельно приобретенный протез голени модульный 8-07-09, ответчик определил размер данной компенсации на основании государственного контракта N от ..., в котором стоимость технического средства реабилитации «протез голени модульный, в том числе при недоразвитии» с номером 8-07-09 определена в размере 118 895,33 рублей.

Согласно пункту 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н (далее – Порядок выплаты компенсации) размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

Между тем, техническое средство реабилитации «протез голени модульный, в том числе при недоразвитии» с номером 8-07-09 стоимостью 118 895,33 рублей, указанное в государственном контракте N от ..., не соответствует по характеристикам, относящимся к протезу голени модульному с номером 8-07-09, приобретенному истцом самостоятельно, что также подтверждается заключением профильных специалистов организации на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями N от ..., согласно которому технические и функциональные характеристики протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, выданного Навроцкому Е.М. в соответствии с договором N от ... и актом приема-передачи протеза от ... не имеют признаков однородности с описанием технических характеристик протеза голени, указанных в Государственном контракте N от ....

Технические и функциональные характеристики протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, выданного Навроцкому Е.М. в соответствии с договором N от ... и актом приема-передачи протеза от ... являются однородными по отношению к описанию технических характеристик протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, указанных в Государственном контракте N от ....

Ответчиком доказательств того, что на основании поданного Навроцким Е.М. заявления от ... о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации ответчиком проводилась медико-техническая экспертиза на предмет соответствия приобретенного истцом протеза критериям, указанным в пункте 15 вышеприведенного Порядка осуществления медико-технической экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.08.2019 N 605н, не представлено.

Таким образом, поскольку Навроцким Е.М. самостоятельно приобретено техническое средство реабилитации, рекомендованное ИПРА, соответствующее номеру вида технического средства реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н, имеющее функциональные характеристики, определенные заключением профильных специалистов организации на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями № 88 от 19 июня 2023 года, в целях получения должного эффекта от реабилитации, суд приходит к выводу о том, что решение ответчика о частичной компенсации Навроцкому Е.М. стоимости самостоятельно приобретенного им протеза не может быть признано законным, поскольку при определении размера указанной компенсации учтена стоимость технического средства реабилитации, не являющегося однородным и аналогичным по своим характеристикам тому, которым истец должна быть обеспечена в соответствии с ИПРА в порядке, предусмотренном Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Государственным контрактом N от ... на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2023 году предусмотрено выполнение работы по обеспечению изделием в количестве 2 шт в соответствии со спецификацией (приложение № 1) по цене 950 000 рублей.

В приложении № 1 к договору указан протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, 8-07-09, с указанием описания в соответствии с функциональной классификацией.

Содержащиеся в описании указанного изделия функциональные характеристики совпадают с характеристиками приобретенного истцом технического средства реабилитации.

Указанный контракт исполнен, что подтверждается сведениями на сайте www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, поскольку последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации является государственный контракт N от ..., на основании стоимости указанного в нем изделия и должен определяться размер компенсации, подлежащей выплате истцу.

На основании изложенного, суд требования истца удовлетворяет и взыскивает с ответчика компенсацию за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в размере 831 104,67 рублей (950 000 руб. – 118 895,33 руб.)

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

На основании части 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи предоставление средств реабилитации, абилитации, а также компенсация за их самостоятельное приобретение направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Длительная задержка полной выплаты гарантированной государством компенсации повлияла на качество жизни истца, что очевидно причинило ему нравственные страдания.

В данном случае в результате бездействия ответчика, не компенсировавшего в полном объеме и своевременно затраты на приобретение технического средства реабилитации, были нарушены права Навроцкого Е.М., не созданы необходимые для инвалида и гарантированные законом комфортные условия существования, чем причинены нравственные и физические страдания, в связи чем суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах Навроцкого Егора Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда - удовлетворить.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (ИНН N) в пользу Навроцкого Егора Михайловича (СНИЛС N) компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 831 104,67 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2024 года

Судья: Плясунова А.А.

2-1113/2024 (2-9432/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Оренбурга
Навроцкий Егор Михайлович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области
Другие
ООО "Орто-Инновации Оренбург"
ООО "Орто-Инновации Москва"
Фонд пенсионного и социального страхования РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Плясунова Анастасия Александровна
Дело на странице суда
leninsky.orb.sudrf.ru
08.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
13.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее