Дело № 2а-262/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с.Дивеево. 16 декабря 2020 г.
Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего - судьи Нагайцева А.Н.,
при секретаре Масловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Родникова В. В.ча к Межрайонной ИФНС России №3 по Нижегородской области о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов,
У С Т А Н О В И Л:
Родников В.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №3 по Нижегородской области и просит:
1.Признать начисление ему пени по земельному налогу за 2014 год на сумму 60828,74 рубля незаконным.
2.Признать начисление ему пени по земельному налогу за 2016 год на сумму 58,48 рубля незаконным.
3.Признать требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В силу п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействий его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (п. 1.1).
Так как необходимость обязательного досудебного обжалования акта налогового органа ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган до обращения в суд прямо установлена п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации, несоблюдение указанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный истец указывает, что он в досудебном порядке обжаловал действия Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в УФНС России по <адрес>, направив жалобу через личный кабинет налогоплательщика.
Между тем из сообщения УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что действия Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, связанные с начислением пени по земельному налогу в сумме 60887,22 руб., включенные в требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Родников В.В в УФНС России по <адрес> не обжаловал (л.д. 59).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жалоба, поступившая в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> не была направлена в УФНС по <адрес>. Данное бездействие нижестоящего налогового органа не было оспорено административным истцом, фактически вышестоящий налоговый орган в досудебном порядке жалобу не рассматривал, что свидетельствует о том, что административным истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора.
Кроме того, согласно п.1 ст.139.2 НК РФ жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п.1 Порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме, утвержденного Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@) представление физическим лицом жалобы через личный кабинет налогоплательщика определяется в порядке ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденном приказом Федеральной налоговой службы от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.12.2017, регистрационный номер 49257).
Согласно п.19 Приказа ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, бесплатно формирует в личном кабинете налогоплательщика усиленную неквалифицированную электронную подпись и выбирает один из способов ее хранения: "ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя" либо "ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России".
Указанная усиленная неквалифицированная электронная подпись действительна только в рамках взаимодействия физического лица с налоговыми органами через личный кабинет налогоплательщика.
Порядок формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи утвержден приказом ФНС России от 20 августа 2015 г. N СА-7-6/364@ "Об утверждении порядка формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 сентября 2015 г., регистрационный номер 38949).
Документы (информация), сведения, направленные физическим лицом в налоговый орган в электронной форме, и подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам (информации), сведениям на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью физического лица.
Между тем жалоба Родникова В.В. на действия Межрайонной ИФНС России №3 по Нижегородской области, поданная через личный кабинет налогоплательщика, не подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью, что также свидетельствует о том, что административным истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Оставить без рассмотрения административное исковое заявление Родникова В. В.ча к Межрайонной ИФНС №3 по Нижегородской области о признании незаконным начисление ему пени по земельному налогу за 2014 год на сумму 60828,74 рубля, начисление ему пени по земельному налогу за 2016 год на сумму 58,48 рубля, и о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ.
На определение может быть подана частная жалоба в Нижегородский областной суд через Дивеевский районный суд в течение 15 дней.
Судья А.Н.Нагайцев