Решение по делу № 8а-11829/2020 [88а-11758/2020] от 02.06.2020

Дело № 88а-11758/2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июня 2020 года                                                                  г. Санкт-Петербург

    Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Зеленского А.М.,

судей:                    Жидковой О.В., Широковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прыткова Александра Борисовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Мурманской области к Великому Дмитрию Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

По первой инстанции решение принято Кольским районным судом Мурманской области от 21 ноября 2019 года (дело 2а-1307/2019)

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Великого Д.В. – Кошобинского В.В., возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Мурманской области (далее - МИФНС России №7 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Великому Д.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

    В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Великий Д.В. состоит на налоговом учете в Инспекции в качестве плательщика страховых взносов.

    За период с 01 января 2017 г. по 09 января 2018 г. Великий Д.В. обязан был уплатить задолженность по страховым взносам в общей сумме 27990 рублей.

    В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, в адрес административного ответчика было направлено требование от 22 октября 2018 г. № 4650 со сроком исполнения до 12 ноября 2018 г., которое исполнено не было.

    Мировым судьей судебного участка № 1 Кольского судебного района Мурманской области 06 марта 2019 г. вынесен судебный приказ о взыскании с Великого Д.В. указанной недоимки, который определением того же мирового судьи от 22 марта 2019 г. отменен в связи с поступившими возражениями Великого Д.В.

    До настоящего времени административным ответчиком оплата задолженности в добровольном порядке не произведена, в связи с чем административный истец просил суд взыскать с Великого Д.В. задолженность по страховым взносам за период с 01 января 2017 г. по 09 января 2018 г. в общей сумме 27990 рублей, а также пени в общей сумме 118 рублей 96 копеек.

    Решением Кольского районного суда города Мурманской области от 21 ноября 2019 года Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7    по Мурманской области к Великому Дмитрию Викторовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам удовлетворено частично.

    С Великого Дмитрия Викторовича в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Мурманской области взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год, в размере 4590 руб., по пени в размере 19 руб. 51 коп., начисленные в связи с несвоевременной уплатой указанных взносов; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год, в размере 23 400 руб., пени в размере 99 руб. 45 коп., начисленные в связи с несвоевременной уплатой указанных взносов, всего 28 108 руб. 96 коп.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 февраля 2020 года решение Кольского районного суда Мурманской области от 21 ноября 2019 г. отменено и принято по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Мурманской области к Великому Дмитрию Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени оставлено без удовлетворения.

    На апелляционное определение Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Мурманской области подала кассационную жалобу. В жалобе приводятся доводы о нарушении судом норм материального права.

    Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

    Таких обстоятельств судом не установлено.

    До 01 января 2017 г. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

    С 01 января 2017 г. вышеуказанный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются Главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

    Из статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.

    Статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации установлены тарифы страховых взносов.

    Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

    В силу статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

    Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

    В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

    Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

    Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.

    Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

    Принимая во внимание, что обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. (календарный год) должна была быть исполнена Великим Д.В. 31 декабря 2017 г., днем выявления недоимки следует считать 09 января 2018 г., т.е. следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов, с учетом нерабочих праздничных дней.

    Требование об уплате страховых взносов должно было быть направлено налогоплательщику в трехмесячный срок со дня выявления недоимки, т.е. не позднее 09 апреля 2018 г.

    Как следует из материалов дела, требование об уплате страховых взносов, пени № 4650 было направлено налоговым органом в адрес Великого Д.В. 22 октября 2018 г., то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 7).

    При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не может изменить порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.

    Данный вывод следует из разъяснений Конституционного Суда РФ в определении от 22 апреля 2014 г. № 822-0, согласно которым нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

    В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.) также разъяснено, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

    Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность сроков на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

    Несоблюдение срока направления требования об уплате страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Так, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

    В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (8 рабочих дней).

    Следовательно, принимая во внимание положения статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации и то что, общая сумма по требованию превышает 3000 рублей, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по страховым взносам за 2017 г. и пени, к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (01 марта 2019 г.) истек.

    При этом, то обстоятельство, что судебный приказ был отменен 22 марта 2019 г., а настоящий административный иск подан 20 августа 2019 г., правового значения не имеет, поскольку налоговый орган, изначально обращаясь к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, пропустил установленный законом срок.

    Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 г. № 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

    Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

    Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом в суде апелляционной инстанции не приведено.

    При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

    Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

    В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

    Нельзя согласиться с содержащимися в кассационной жалобе доводами о том, что требование об уплате налога было направлено Великому Д.В. незамедлительно после его постановки на налоговый учет в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Мурманской области, следовательно, срок на выставление требований об уплате налога инспекцией не пропущен.

    На основании положений части 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

    Таким образом, обязанность по налоговому учету плательщиков налогов и сборов, а так же по исполнению налогового законодательства возложена на налоговые органы как на единую систему. При изложенных обстоятельствах не имеют правового значения действия конкретного налогового органа. Требования Налогового кодекса Российской Федерации подлежат неукоснительному соблюдению всеми налоговыми органами, составляющими единую систему, в том числе органом по месту предыдущего налогового учета Великого Д.В.

    Установленные законом основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Мурманской области к Великому Дмитрию Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Мурманской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8а-11829/2020 [88а-11758/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России №7 по Мурманской области
Ответчики
Великий Дмитрий Викторович
Другие
Смирнова Регина Анатольевна
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зеленский Андрей Маркович
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
30.06.2020Судебное заседание
30.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее