Судья Зиновьева С.П. Дело №33-4742/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
гор. Волгоград 10 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Олейниковой В.В.
судей Чекуновой О.В., Лисовского А.М.
при секретаре Яковлевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску администрации Дзержинского района Волгограда к Матвееву А.В., Мухиной О.П., Варданяну В.А., Петренко Ю.А., Саустовой Е.В., Летникову А.В., Сморчкову Е.Б., Сморчковой Т.С., Шаповалову В.Э., Иванилову Ю.В., Хржановскому А.Е., Молчанову А.В. о сносе объекта самовольного строительства
по частной жалобе администрации Дзержинского района Волгограда
на определение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 29 января 2019 года, которым производство по гражданскому делу по иску администрации Дзержинского района Волгограда к Матвееву А.В., Мухиной О.П., Варданяну В.А., Петренко Ю.А., Саустовой Е.В., Летникову А.В., Сморчкову Е.Б., Сморчковой Т.С., Шаповалову В.Э., Иванилову Ю.В., Хржановскому А.Е., Молчанову А.В. о сносе объекта самовольного строительства, - прекращено.
Заслушав доклад судьи Чекуновой О.В., выслушав представителя администрации Дзержинского района Волгограда – Абрамову К.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя Матвеева А.В. и Мухиной О.П. – Силищеву Н.М, представителя Петренко Ю.А. – Петренко А.А., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Администрация Дзержинского района Волгограда обратилась в суд с иском к Матвееву А.В., Мухиной О.П., Варданяну В.А., Петренко Ю.А., Саустовой Е.В., Летникову А.В., Сморчкову Е.Б., Сморчковой Т.С., Шаповалову В.Э., Иванилову Ю.В., Хржановскому А.Е., Молчанову А.В. о сносе объекта самовольного строительства по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе администрация Дзержинского района Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного постановления ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, просит его отменить.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, обсудив доводы частной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Прекращая производство по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Дзержинского района Волгограда с иском о сносе самовольной постройки, нарушающей градостроительные и иные нормы, обращаться не может, в связи с отсутствием полномочий.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Как следует из п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Из статьи 11 ЗК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены ст. 8 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ст.4 Устава города-героя Волгограда, территория городского округа Волгограда составляет населенный пункт город Волгоград, прилегающие к нему земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа Волгоград.
Землепользование в пределах территории городского округа Волгоград реализуется муниципальными правовыми актами Волгограда, носящими нормативный правовой характер, на основе федерального и регионального законодательства.
В силу ст.38 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, состоящим из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений – органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего структурного подразделения.
Пунктом 1.1 Положения об администрации Дзержинского района Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40\1252 определено, что администрация Дзержинского района Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Дзержинского района Волгограда.
Согласно п.1.5 вышеуказанного Положения, администрация Дзержинского района Волгограда вправе заключать муниципальные контракты (договоры), приобретать имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах.
Пунктом 2.1.4.10 Положения, администрации Дзержинского района Волгограда делегированы полномочия по выявлению объектов самовольного строительства на территории Дзержинского района Волгограда, принятию мер по сносу самовольных построек, в том числе путем направления исковых материалов в суд.
Правоотношения, связанные с выявлением объектов самовольного строительства и сносом самовольных построек, урегулированы Порядком выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 15.06.2016 № 894, в соответствии с которым, администрации районов Волгограда наделены полномочиями на обращение в суд с иском о сносе самовольных построек.
Так, согласно п.4.2 Порядка № 894 следует, что для инициирования судебного разбирательства о признании постройки самовольной и подлежащей сносу, администрация района Волгограда, на территории которой находится самовольная постройка, в течение 14 рабочих дней со дня составления акта осмотра объекта обеспечивает подготовку и подачу в соответствующий суд искового заявления и признании постройки самовольной и подлежащей сносу с заявлением об обеспечении иска в виде запрета совершать определенные действия, касающиеся предмета спора и (или) иных обеспечительных мер.
Следовательно, в данном случае, администрация Дзержинского района наделена полномочиями предъявлять иски о сносе самовольной постройки, возведенной без необходимых разрешений и (или) с нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
При таких обстоятельствах, оспариваемое определение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 29 января 2019 года – отменить, дело по иску администрации Дзержинского района Волгограда к Матвееву А.В., Мухиной О.П., Варданяну В.А., Петренко Ю.А., Саустовой Е.В., Летникову А.В., Сморчкову Е.Б., Сморчковой Т.С., Шаповалову В.Э., Иванилову Ю.В., Хржановскому А.Е., Молчанову А.В. о сносе объекта самовольного строительства направить в Дзержинский районный суд г. Волгограда для рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи: