Решение по делу № 2а-943/2019 от 13.06.2019

                                

                 50RS0004-01-2019-001163-46

<данные изъяты>                                     Дело № 2а-943/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2019 года                            г.Волоколамск

Волоколамский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Е.П.

при секретаре судебного заседания                 Четвероус Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Продовольственная безопасность» к государственному лесному инспектору Московской области, Государственному казенному учреждению Московской области «Мособллес» о признании предписаний незаконным,

У с т а н о в и л:

Административный истец ООО «Продовольственная безопасность» обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному лесному инспектору филиала ГКУ «Мособллес» Московской области Калинину С.В., в котором просит признать предписание государственного лесного инспектора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, мотивируя свои требования тем, что в оспариваемом предписании отсутствует указание на конкретный земельный участок, на котором предписывается провести противопожарные мероприятия, не указано какими данными подтверждается выявленное нарушение, кроме того, земельный участок с кадастровым номером находится в долгосрочной аренде у ФИО8 (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области ДД.ММ.ГГГГ). Эти сведения содержатся в выписке ЕГРН, которая была получена инспектором при возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в рамках которого было вынесено первое предписание от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Продовольственная безопасность» не имеет возможности осуществлять какие-либо действия на переданных в пользование земельных участках, поскольку на период аренды не владеет данными земельными участками. В отношении общества внеплановой проверки не проводилось, требуемым законодательством актом проверки не оформлялось и обществу не направлялось. Кроме того, маршрутное патрулирование, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ был повторно проведен осмотр лесного участка, относится к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическим лицом. В силу п.1.3 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в границах Московской области основанием для начала организации и проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах является приказ (распоряжение) председателя (заместителя) КЛХ МО, генерального директора (заместителя) ГКУ МО «Мособллес». Таким образом, проведение каких-либо мероприятий по контролю невозможно на основании приказов (распоряжений) должностных лиц Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес». Более того, проведенное маршрутное патрулирование не относится к наблюдению, поскольку систематическое наблюдение производится посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица, то есть без проведения визуального осмотра на местности. Административным регламентом по осуществлению федерального государственного лесного надзора и Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в границах Московской области предусмотрены лишь плановые (рейдовые) осмотры и плановые\внеплановые проверки. Кроме того, постановлением должностного лица Комитета лесного хозяйства МО от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство в отношении общества по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения, поскольку данный земельный участок передан в аренду. Другими словами,0 признано отсутствие у общества обязанности исполнять п.9(1) пожарной безопасности в лесах.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу привлечено в качестве соответчика ГКУ «Мособллес» Московской области.

Представитель административного истца ООО «Продовольственная безопасность» по доверенности Моисеев Р.Е. заявленные административным истцом административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Государственный лесной инспектор филиала ГКУ «Мособллес» Московской области Калинин С.В. возражал против удовлетворения заявленных административным истцом административных исковых требований.

Представитель ГКУ «Мособллес» Московской области по доверенности Степанова Ю.В. в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам письменных возражений.

Заслушав представителя административного истца по доверенности Моисеева Р.Е., административного ответчика Калинина С.В., представителя административного ответчика по доверенности Степанову Ю.В., исследовав материалы административного дела в их совокупности, уд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данным законом предусмотрена обязательная процедура назначения и проведения проверок, оформление акта с указанием выявленных нарушений, а также принятие соответствующих мер реагирования.

По смыслу статьи 17 указанного Федерального закона предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

На необходимость применения положений вышеназванного Федерального закона при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охране) прямо указано в части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу положений статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор вправе осуществлять уполномоченные должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 данной статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими. К числу таких учреждений в Московской области относится и ГКУ МО "Мособллес".

На основании ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Мероприятия по контролю проводятся должностными лицами органов государственного надзора при патрулировании лесов в целях выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, а также в целях участия в обеспечении мер по устранению последствий выявленных нарушений в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Должностное лицо при осуществлении мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах руководствуется Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах и Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора ( лесной охраны), утвержденным Приказом Минприроды России от 12.04.2016 г. № 233.

Согласно п.п. 8 п.15 Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора ( лесной охраны). должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор, имеют право:

8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения требований лесного законодательства нарушений, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда лесам, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда, а также других мероприятий, обязательных для выполнения в соответствии с федеральными законами (далее - предписание об устранении выявленных нарушений), и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В судебном заседании установлено, что ООО «Продовольственная безопасность» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:07:0030306:264 площадью 178391 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 30 мин. в рамках федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального пожарного надзора в лесах, осуществлено патрулирование лесного участка в квартале 47 выделе 1 Пригородного участкового лесничества Волоколамского лесничества вблизи <адрес>. Патрулирование проводилось на основании распоряжения №Р-67 от 04.06.2019 года.

В рамках проведения мероприятия по контролю исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ООО «Продовольственная безопасность» о проведении мероприятий на земельном участке с кадастровым номером граничащем с землями лесного фонда квартал 47 выдел 1 Пригородного участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного вблизи д.Хворостинино городского поселения <адрес>, в соответствии с п.9 (1) «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что к лесному участку к кварталу 47 выделу 1 Пригородного участкового лесничества примыкает земельный участок с кадастровым номером который не очищен от порубочных остатков и других горючих материалов (полученных от раскорчевки) на полосе шириной не менее 10 метров от территории лесного фонда.

Согласно п. 9(1) Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 17.04.2019) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

По итогам указанного обследования был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Продовольственная безопасность» об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам указанного обследования лесным инспектором Калининым С.В. было вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «Продовольственная безопасность» необходимо устранить следующие нарушения: провести мероприятия на земельном участке, граничащем с землями лесного фонда в квартале 47 выделе 1 Пригородного участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенном вблизи <адрес>, в соответствии с п. 9(1) «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, т.е. прилегающую к лесному фонду территорию отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 10 м от территории лесного фонда.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. В преамбуле названного закона подчеркивается, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В статье 1 приведенного закона раскрываются основные понятия, применяемые в целях этого закона, а именно:

"пожарная безопасность" - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

"противопожарный режим" - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;

"меры пожарной безопасности" - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

"нормативные документы по пожарной безопасности" - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

"профилактика пожаров" - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

"первичные меры пожарной безопасности" - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает названный федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона о пожарной безопасности).

Правительство Российской Федерации утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим (статья 16 Закона о пожарной безопасности).

Пожароопасный сезон в лесу - это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 19 декабря 1983 г. N 6263). С учетом природно-климатических факторов Правительство Российской Федерации определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова. Начало пожароопасного сезона в соответствии с пунктом 490 Правил противопожарного режима ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.

В соответствии с Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, начало пожароопасного сезона на территории Московской области установлено с ДД.ММ.ГГГГ

Протокол об административном правонарушении и предписание об устранении нарушений лесного законодательства в отношении ООО «Продовольственная безопасность» вынесены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, то есть после установления в Московской области пожароопасного сезона.

В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ за . Также из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается, что спорный земельный участок передан в аренду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 договор аренды зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за . Сведений о передаче земельного участка в аренду указанному юридическому лицу имелись в рамках разрешения дела об административном правонарушении ООО «Продовольственная безопасность».

Таким образом, на момент выявления правонарушения, лицом, использующим земельный участок с кадастровым номером являлась ФИО8 В связи с чем предписание о выполнении требований п.9 (1) «Правил пожарной безопасности в лесах» должно было выноситься в отношении арендатора спорного земельного участка.

Постановлением заместителя начальника Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями ФИО5 за от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении возбужденное в отношении ООО «Продовольственная безопасность» по ст.8.32 ч.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ) прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения поскольку ООО «Продовольственная безопасность» является ненадлежащим субъектом административной ответственности по вменяемому правонарушению.

На основании изложенного и руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений лесного законодательства является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Административные исковые требования ООО «Продовольственная безопасность» к государственному лесному инспектору Московской области, Государственному казенному учреждению Московской области «Мособллес» о признании предписаний незаконными – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание государственного лесного инспектора Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Калинина Сергея Викторовича от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.

Председательствующий судья:    подпись         Козлова Е.П.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-943/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Продовольственная безопасность"
Ответчики
Волоколамского филиала ГКУ МО "Мособллес"
Государственный лесной инспектор Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО "Мособллес" Калинин С.В.
Другие
Козырев Денис Евгеньевич
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Дело на странице суда
volokolamsk.mo.sudrf.ru
25.04.2020Регистрация административного искового заявления
25.04.2020Передача материалов судье
25.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2020Подготовка дела (собеседование)
25.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2020Дело оформлено
25.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее