Дело № 2-1315/2023
18МS0072-01-2022-003674-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2023 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л. В.
при секретаре Дыньковой Е. А.
при участии истца представителя истца и третьего лица Коротких И. В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к Болтачеву <данные изъяты> о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее Минсоцполитики УР) обратилось в суд с иском к Болтачеву Д. Ю. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице. Заявленные требования обосновывает тем, что Минсоцполитики УР является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения, включая расходы на выплату пособия по безработице и стипендии, производятся за счет средств федерального бюджета. Казенное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» (далее - РЦЗН) является подведомственным учреждением Минсоцполитики УР и распорядителем бюджетных средств, выделенных на осуществление социальных выплат безработным гражданам. Болтачев Д. Ю. направил заявление в электронной форме в личном кабинете информационноаналитической системы Общероссийская база вакансий «Интерактивный портал государственной службы УР», также все необходимые документы были направлены в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) по форме, утвержденной Министерстввом труда и социальной политики Российской Федерации. Зайти на «Интерактивный портал Государственной службы занятости населения» можно только по логину и паролю от портала «Госуслуги», то есть это сделать может только сам гражданин лично. Одним из разделов при подаче заявления является раздел об ответственности за предоставление недостоверных данных, а также граждане предупреждаются о том, кто не имеет права быть безработным через личный кабинет информационно- аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». 27.04.2020 через портал «Интерактивный портал ЦЗН» в РЦЗН филиал «ЦЗН города Сарапула и Сарапульского района» обратился Болтачев Д. Ю. Приказом № от 22.05.2020 Болтачев Д. Ю. был зарегистрирован в качестве безработного гражданина и ему было назначено пособие по безработице с 14.05.2020 по 30.09.2020. В процессе проверки было установлено, что Болтачев Д. Ю. является руководителем в организации «Автономная некоммерческая организация «Федерация Киокусинкай каратэ города Сарапула и Сарапульского района» №. Таким образом, Болтачев Д. Ю. не мог быть признан безработным и незаконно получил пособие по безработице. Просят взыскать с Болтачева Д. Ю. в пользу распорядителя бюджетных средств казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» сумму незаконно полученного пособия по безработице размере 40157,46 рублей.
Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее Минсоцполитики УР) обратилось в суд с иском к Болтачеву Д. Ю. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.
Просят взыскать с Болтачева Д. Ю. в пользу распорядителя бюджетных средств казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» сумму незаконно полученного пособия по безработице размере 22257,69 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 г. Сарапула от 13 апреля 2023 года указанные дела соединены в одно производство (т. 2, л.д. 66).
В судебном заседании представитель истца Коротких И. В. исковые требования поддержала. Суду пояснила, Болтачев Д. Ю. что 14.05.2020 был зарегистрирован в качестве безработного. Регистрация граждан происходила дистанционно, т.к. была пандемия. Было выявлено, что Болтачев Д. Ю. является учредителем некоммерческой организации, в связи с чем претензий к нему не было. Он принес справку о том что заработная плата не начисляется, а также приказ, о том что был принят, а затем уволен с должности директора. Позже в ЦЗН стали подавать сведения из пенсионного фонда. Поступила справка, что АНО отчитывалась как за работника. Из справки видно, что работодатель отчитывается за ответчика как за работника. Зарплата не начислялась и не выплачивалась. Согласно выписке из ЕГРЮЛ он является руководителем АНО. На сегодняшний день Болтачев Д. Ю. предоставил справку, что он там не работал, трудовую книжку, где указано что сведения о приеме на работу внесены ошибочно.
В судебном заседании ответчик Болтачев Д. Ю. исковые требования не признал. Суду пояснил, что в 2020 году встал на учет в ЦЗН в качестве безработного и ему было начислено пособие по безработице. Он получал пособие за вычетом алиментных обязательств. На момент постановки на учет, он являлся учредителем некоммерческой организации. В трудовой книжке имеется запись об отмене записи, что он был принят директором. При постановке на учет ему не разъясняли о том что он не может быть руководителем. Когда я встал первый раз на учет, то меня интересовала работа или учеба. Он не хотел обманывать государство, никаких мошеннических действий не было. Некоммерческая организация была ликвидирована 04.05.2022. Когда он состоял на учете в ЦЗН, то эта организация никакую деятельность не вела, т.к. была пандемия коронавируса. Никаких денег не поступало, доход он никакой не получал, отчетность была нулевая.
Представитель третьего лица КУ УР «Республиканский центр занятости населения» Коротких И. В. заявленные требования поддержала.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
27.04.2020 Болтачев Д. Ю. через портал «интерактивный портал ЦЗН» обратился в РЦЗН Филиал «Центр занятости города Сарапула и Сарапульского района» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (т. 2, л.д.6, 7).
Приказом РЦЗН Филиал «Центр занятости города Сарапула и Сарапульского района» № от 22.05.2020 Болтачев Д. Ю. признан безработным и ему назначено пособие по безработице. Установлен период выплаты по безработице 3 месяца с 14.05.2020 по 13.08.2020. Установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 16949,50 рублей (т. 2, л. д. 8).
Приказом РЦЗН Филиал «Центр занятости города Сарапула и Сарапульского района» № от 06.08.2020 Болтачеву Д. Ю. увеличен периорд выплаты пособия по безработице, установлен размере пособия с 14.08.2020 по 31.08.2020 – 16949,50 рублей; с 01.09.2020 по 30.09.2020 – 1725 рублей (т. 2, л.д. 8, оборот).
Приказом РЦЗН Филиал «Центр занятости города Сарапула и Сарапульского района» № от 11.12.2020 Болтачев Д. Ю. снят с регистрационного учета (личное дело получателя государственных услуг от 27.04.2020 г. №) с 10.12.2020 в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин (т. 2, л. д. 9).
В качестве обстоятельств, обосновывающих исковые требования, истцом указывается на то, что в период признания ответчика безработным (начиная с 27.04.2020) Болтачев являлся руководителем юридического лица «Автономной некоммерческой организации «Федерация Киокусинкай каратэ города Сарапула и Сарапульского района».
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами
гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 032-1) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Судом установлено, что в период нахождения на учете в качестве безработного Болтачев Д. Ю. являлся руководителем юридического лица «Автономной некоммерческой организации «Федерация Киокусинкай каратэ города Сарапула и Сарапульского района», что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (т. 2, л.д. 66-68), протоколом собрания учредителей «Автономной некоммерческой организации «Федерация Киокусинкай каратэ города Сарапула и Сарапульского района» (т. 1, л.д. 35).
Фактически истец ссылается на то, что само по себе руководство юридическим лицом является формальным препятствием для признания гражданина безработным. В частности, ответчик при обращении в орган содействия занятости с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия занятости предоставил недостоверные сведения о том, что он не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, поскольку на момент обращения с указанным заявлением Болтачев Д. Ю. являлся руководителем юридического лица.
В силу п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, излишне выплаченные ответчику суммы пособия должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Болтачевым Д. Ю. - лица, которому эта компенсация была назначена, или счетной ошибки.
Следовательно, с учетом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права, по данному делу юридически значимым являлось установление недобросовестности в действиях Болтачева Д. Ю. при получении им сумм пособия по безработице.
Определением от 30.05.2023 истцу было разъяснено, что на нем лежит бремя доказывания обстоятельств, на которых он основывает свои требования, в том числе: факт того, что ответчик без установленных законом оснований получил пособие по безработице; недобросовестность действий ответчика; обоснованность размера взыскиваемой суммы; иные обстоятельства, подтверждающие обоснованность исковых требований (т. 2, л.д. 60, 61).
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица за спорный период какие-либо выплаты ответчику не производились (т. 1, л.д. 48-51).
Согласно справке № от 08.05.2020, выданной «Автономной некоммерческой организации «Федерация Киокусинкай каратэ города Сарапула и Сарапульского района» - организация занимается некоммерческой деятельностью, поэтому трудоустройством не занимается, заработная плата не начисляется и не выплачивается (т. 1, л.д. 34).
Принимая во внимание, что добросовестность гражданина (в данном случае Болтачева Д. Ю.) по требованиям о взыскании сумм полученного пособия презюмируется, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказана недобросовестность ответчика при получении пособия.
Само по себе руководство юридическим лицом, не подтверждает того, что полученные ответчиком спорные денежные средства (пособие по безработице) подлежат квалификации в качестве его неосновательного обогащения. Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм пособия презюмируется, то, как указано выше, обязанность по доказыванию недобросовестности при получении пособия возлагается на истца, требующего их возврата, который, в свою очередь, не доказал, что ответчик действовал недобросовестно с целью получения пособия обманным путем.
Истцом не представлено доказательств того, что после обращения в службу занятости за назначением пособия за период с 14.05.2020 по 10.12.2020, ответчик фактически осуществлял руководство «Автономной некоммерческой организацией «Федерация Киокусинкай каратэ города Сарапула и Сарапульского района» и соответственно получал по нему оплату.
Также истцом не представлено доказательств совершения ответчиком каких-либо намеренных действий по сокрытию сведений о том, что является руководителем юридического лица.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика, полученного в спорный период пособия по безработице в качестве неосновательного обогащения.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что исковые требования Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к Болтачеву Д. Ю. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики (ИНН 1840035307, ОГРН 1151840000718) к Болтачеву <данные изъяты> о взыскании незаконно полученного пособия по безработице оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Сарапульский городской суд.
Решение принято в окончательной форме 12 июля 2023 года.
Судья Л. В. Майорова