Дело №
50RS0№-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2024 года <адрес>, ФИО3 <адрес>
Красногорский городской суд ФИО3 <адрес> в составе:
председательствующего судьи Горячевой М.Н.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 <адрес> о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 (далее истец) обратился в Красногорский городской суд ФИО3 <адрес> с иском к ФИО1 <адрес> (далее ответчик) о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом.
В обоснование искового заявления указывает, что он имеет заболевание Муковисцидоз (F508del/3849+10kbC>T), тяжелое течение, хронический гнойно- обструктивный бронхит. Диффузные бронхоэктазы. Диффузный пневмосклероз. ДН 2 <адрес> инфицирование дыхательных путей Achromobacter spp., S.aureus. Хронический панкреатит. Хроническая панкреатическая недостаточность. Хронический полипозно-гнойный риносинусит. Имеет третью группу инвалидности, общее заболевание. Наблюдается и прикреплен к ГБУЗ МО «Дедовская городская больница».
ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России был проведен консилиум, решением которого истцу были назначены по жизненным показаниям препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО, в указанных в консилиуме дозировках.
На основании решения консилиума истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения его указанными лекарственными препаратами. Между тем, до настоящего времени истец не обеспечен назначенными ему по жизненным показаниям препаратами.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд возложить на ФИО1 <адрес> обязанность организовать бесплатное обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в консилиуме от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представители истца в судебное заседание не явились, о явке извещены надлежащим образом – судебными извещениями, в представленном суда ходатайстве просили дело рассмотреть в свое отсутствие, заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просил отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица ГБУЗ МО «Истринская клиническая больница» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьих лиц ГБУЗ МО «Дедовская городская больница», ФГБУ «НИИ пульмонологии ФМБА России» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались судом — судебными извещениями.
Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства и их в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций).
Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях ФИО1 оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам.
Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом ФИО1 и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Как указано в п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений ФИО1 лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О ФИО3 <адрес> программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 г.г.» утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 <адрес> на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг..
Разделом V названной программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджета ФИО3 <адрес> осуществляется, в частности, обеспечение граждан, зарегистрированных на территории ФИО3 <адрес> в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом III группы по общему заболеванию. Истцу установлен диагноз: Муковисцидоз (F508del/3849+10kbC>T), тяжелое течение, хронический гнойно-обструктивный бронхит. Диффузные бронхоэктазы. Диффузный пневмосклероз. ДН 2 <адрес> инфицирование дыхательных путей Achromobacter spp., S.aureus. Хронический панкреатит. Хроническая панкреатическая недостаточность. Хронический полипозно-гнойный риносинусит.
Решением консилиума ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России, отраженном в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначены по жизненным показаниям длительно на постоянной основе препараты элексакафтор100мг/тезакафтор50мг/ивакафтор75мг - 730 таблеток в год и ивакафтор 150мг - 365 таблеток в год или элексакафтор100мг/тезакафтор50мг/ивакафтор75мг + ивакафтор 150мг - 1095 таблеток в год. Лечение замене не подлежит, в отсутствие терапии вышеуказанными препаратами жизнеугрожающее состояние пациента может развиться в короткие сроки.
Представитель ответчика указывает, что лекарственные препараты Кафтрио и Калидеко на территории Российской Федерации не зарегистрированы. ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации был зарегистрирован лекарственный препарат по торговому наименованию Трикафта МНН ивакафтор/тезакафтор/+элексакафтор + ивакафтор. В решении консилиума даны рекомендации исходя из МНН, указаны наименования МНН лекарственных препаратов и дозы, в которых эти препараты должны приниматься.
Из информационного письма ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России следует, что препарат таргетной терапии Трикафта (ивакафтор 75мг/тезакафтор 50 мг/лексакафтор 100 мг + ивакафтор 150 мг) одобрен в 2019 году FDA (США) для назначения пациентам с муковисцидозом у пациентов в возрасте от 2 лет и старше, у которых имеется по меньшей мере одна копия мутации F508del в гене трансмембранного регулятора муковисцидоза (CFTR). В Российской Федерации одобрен ДД.ММ.ГГГГ, но на данный момент в Российскую Федерацию не поставляется.
На Территории Евросоюза препарат одобрен ЕМА - Европейским агентством по лекарственным средствам ДД.ММ.ГГГГ под торговым наименованием Кафтрио (ивакафтор 75мг / тезакафтор 50 мг /элексакафтор 100 мг) и не содержит в себе вечернюю дозу ивакафтора 150 мг (Калидеко), который тоже является препаратом таргетного лечения. Эффект таргетной терапии достижим только при совместном применении Кафтрио и Калидеко, эффективно применяется в 27 странах ЕС.
Кафтрио предназначено для пациентов старше 2 лет с хотя бы одной мутацией F508del гена (CFTR). Кафтрио назначается в таблетках для лечения больных с муковисцидозом (МВ) в возрасте от 2 лет и старше исключительно в комбинации с лекарственным препаратом с Калидеко (ивакафтор) 150 мг.
Улучшение клинического состояния пациентов возможно на фоне ежедневного приема таргетного препарата Кафтрио в сочетании с Калидеко. Данная комбинация, используемая для ведения пациентов с муковисцидозом на территории Евросоюза, является предпочтительной из-за большей и ранней доступности, обеспечивающей достижение лучших возможностей терапевтического эффекта, имеет безопасный профиль переносимости, доказанный в клинических исследованиях. Преимущества использования Кафтрио с Калидеко является его способность обеспечить значительное улучшение функции легких.
Кафтрио (МНН ивакафтор 75мг/тезакафтор 50 мг/элексакафтор 100 мг) № и Калидеко (МНН ивакафтор 150 мг) № являются препаратами выбора, так как данная комбинация более актуальна в связи с лучшей доступность для поставок из ЕС на территорию Российской Федерации в короткие сроки в целях обеспечения надлежащей непрерывной терапии по жизненным показаниям.
Как следует из письма ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцом предоставлено заключение ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России для оформления медицинской документации для индивидуальной закупки лекарственного препарата.
Ответчик указывает, что ФИО1 <адрес> до ГБУЗ МО «Истринская клиническая больница» доведена субсидия в сумме 8 862 000 рублей для приобретения лекарственных препаратов для ФИО2
Из материалов дела следует, что ГБУЗ МО «Истринская клиническая больница» для ФИО2 осуществлена индивидуальная закупка лекарственных препаратов «Ivacaftor/Tezacaftor/Elexacaftor» 75мг/50мг/100мг в количестве 4 упаковки (1 упаковка 56 таблеток) и Ivacaftor/ ivacaftor 150 мг 2 упаковки (1 упаковка 56 таблеток), которые выданы ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Актами приема-передачи и будут выдаваться до ДД.ММ.ГГГГ.
По утверждению ответчика, возложение обязанности по организации бесплатного обеспечения истца лекарственными препаратами на ФИО1 <адрес> является необоснованным.
Согласно п. 1 Правил организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), данные Правила устанавливают порядок организации обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - больные), лекарственными препаратами для медицинского применения, предназначенными для лечения этих заболеваний, по утвержденному Правительством Российской Федерации перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном им порядке (далее - лекарственные препараты), а также порядок и условия передачи лекарственных препаратов в собственность субъектов Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном им порядке.
Из Перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (приложение № к распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р), следует, что лекарственные препараты, назначенные истцу заключением консилиума ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.
При этом в соответствии с пунктом 3 Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, перечень дорогостоящих лекарственных препаратов формируется по международным непатентованным наименованиям этих лекарственных препаратов (при отсутствии таких наименований - по группировочным или химическим наименованиям) в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, из лекарственных препаратов, отвечающих следующим критериям: а) лекарственный препарат зарегистрирован в установленном порядке в Российской Федерации; б) лекарственный препарат входит в перечень важнейших лекарственных препаратов; в) лекарственный препарат имеет преимущество по сравнению с другими лекарственными препаратами при лечении лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Согласно п. 4 Правил, организация обеспечения ФИО1 Российской Федерации за счет средств федерального бюджета больных лекарственными препаратами осуществляется с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственных препаратов.
Пункт 5 Правил предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в ФИО1 Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов по форме, утвержденной указанным ФИО1 (далее - заявки), с приложением обоснований по их объему, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в субъектах Российской Федерации (далее - организации-получатели), в целях поставки организациям-получателям лекарственных препаратов.
Потребность (объем поставки) в лекарственном препарате определяется с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственного препарата исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарственных препаратах в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждена форма заявки на поставку лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, согласно которой лекарственные препараты в заявке указываются исходя из их международного непатентованного наименования (столбец 2 формы).
При этом направление повторных заявок на дополнительные поставки лекарственных препаратов возможно только в случае изменения численности лиц, включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Таким образом, Минздравом России может осуществляться только централизованная закупка лекарственных средств по их международным непатентованным наименованиям на основании представленных заявок Федерального медико-биологического агентства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сформированных с учетом предложений заинтересованных органов местного самоуправления.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами с конкретными торговыми наименованиями за счет средств Федерального бюджета в индивидуальном порядке действующим законодательством не предусмотрено и ФИО1 Российской Федерации не осуществляется.
На основании п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалидам предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статья 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача.
В силу п. 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Согласно Положению о ФИО1 <адрес>, ФИО1 <адрес> является органом исполнительной власти ФИО3 <адрес>, обеспечивающим проведение в ФИО3 <адрес> государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства ФИО3 <адрес> в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – ФИО3 <адрес>) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентам может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
При этом, не зарегистрированные на территории Российской Федерации препараты КАФТРИО (МНН ивакафтор 75мг/тезакафтор 50 мг/элексакафтор 100 мг) и КАЛИДЕКО (МНН ивакафтор 150 мг) были назначены истцу по жизненным показаниям решением консилиума врачей, указано на то, что лечение замене не подлежит, в отсутствие терапии вышеуказанными препаратами жизнеугрожающее состояние пациента может развиться в короткие сроки.
Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства, истец инвалид вправе получать назначенное ему по жизненным показаниям лекарственные средства за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку отсутствие указанного препарата на территории Российской Федерации, не является основанием для не предоставления государственной гарантии оказания медицинской помощи. Иное означает снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.
Принимая во внимание, нуждаемость по жизненным показаниям в лечении лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО) в объеме и дозировке, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до его отмены, с учетом норм действующего законодательства, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить и возложить на ФИО1 <адрес> обязанность по бесплатному обеспечению ФИО2 лекарственным препаратом элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) назначенным по жизненным показаниям, указанным в Консилиуме от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России в объеме и дозировке, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до его отмены, а также возложить на ФИО1 <адрес> обязанность по бесплатному обеспечению ФИО2 лекарственным препаратом ивакафтор (КАЛИДЕКО) назначенным по жизненным показаниям, указанным в Консилиуме от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России в объеме и дозировке, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе до его отмены.
На основании ст. 212 ГПК РФ, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к ФИО1 <адрес> о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом - удовлетворить.
Возложить на ФИО1 <адрес> обязанность по бесплатному обеспечению ФИО2 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) назначенным по жизненным показаниям, указанным в Консилиуме от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России в объеме и дозировке, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до его отмены.
Возложить на ФИО1 <адрес> обязанность по бесплатному обеспечению ФИО2 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственными препаратами ивакафтор (КАЛИДЕКО) назначенным по жизненным показаниям, указанным в Консилиуме от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России в объеме и дозировке, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе до его отмены.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО3 областной суд через Красногорский городской суд ФИО3 <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись М.Н. Горячева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись М.Н. Горячева