Решение по делу № 2-1289/2018 от 20.06.2018

Дело № 2-1289/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий                               «18» июля 2018 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Бондарь Е.М.,

с участием Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Яцечко О.В.,

при секретаре Смердиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Шахта «Заречная» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «Шахта «Заречная» (АО «Шахта «Заречная») о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что АО «Шахта «Заречная», основным видом деятельности которого является добыча угля коксующегося и бурого подземным способом, использует на территории Полысаевского городского округа Кемеровской области поверхностный водный объект – реку Иня, <адрес> находящуюся в федеральной собственности, для сброса сточных вод посредством выпуска № 2.

По выпуску № 2 сточные воды (шахтный водоотлив) после очистных сооружений отводятся Обществом на сброс в водный объект.

АО «Шахта «Заречная» в водный объект сбрасываются в составе сточных вод следующие загрязняющие вещества: <данные изъяты> что подтверждается сведениями из журнала учета качества сбрасываемых АО «Шахта «Заречная» сточных вод по выпуску № 2 за январь - май 2018 года.

При осуществлении сброса сточных вод в поверхностные водные объекты (непосредственно в водный объект либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод), предприятие является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение.

АО «Шахта «Заречная», являясь водопользователем, использует в настоящее время водный объект – р. Иня рыбохозяйственного значения с целью сброса сточных вод по выпуску № 2, <адрес>, в отсутствие решения органа исполнительной власти о предоставлении водного объекта в пользование – законного основания возникновения права пользования водным объектом, в отсутствие разрешения органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.

Ранее решением Департамента от 07.08.2012 <номер>, зарегистрированным в государственном водном реестре 21.08.2012 <номер> ОАО «Шахта «Заречная» был предоставлен в пользование водный объект – река Иня в целях сброса сточных вод посредством выпуска № 2. Срок водопользования был установлен с даты регистрации решения в государственном водном реестре по 30.06.2017.

Факт использования Обществом водного объекта – р. Иня по выпуску № 2 с целью сброса сточных вод, а также его использование в настоящее время в отсутствие решения исполнительного органа государственной власти и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект подтверждается информацией отдела водных ресурсов по Кемеровской области от 21.05.2018 <номер>, информацией Департамента от 13.06.2018 <номер>, сведениями из журнала учета качества сбрасываемых АО «Шахта «Заречная» сточных вод по выпуску № 2 за январь - май 2018 года, актом проверки <номер> от 23.04.2018.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области, с целью понуждения к устранению нарушения водного законодательства, выразившегося в осуществлении сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в отсутствие разрешения, Обществу выдавались соответствующие предписания <номер> от 16.06.2015, <номер> от 27.05.2016, <номер> от 28.04.2017. Однако, до настоящего времени нарушение закона ответчиком не устранено, что также подтверждается протоколами <номер> от 27.05.2016, <номер> от 02.05.2017, <номер> от 24.04.2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства), актом проверки <номер> от 23.04.2018, составленном Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области.

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц просит суд понудить АО «Шахта «Заречная» (ИНН <номер>): обеспечить до 01.09.2018 пользование рекой Иня в целях сброса сточных вод по выпуску № 2 при наличии решения департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области о предоставлении водного объекта в пользование; обеспечить до 01.04.2019 сброс в реку Иня по выпуску № 2 загрязняющих веществ в составе сточных вод при наличии разрешения Управления Росприроднадзора по Кемеровской области на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.

В судебном заседании Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор Яцечко О.В. исковые требования уточнил, просил суд понудить АО «Шахта «Заречная» (ИНН <номер>): обеспечить до 01.10.2018г. пользование рекой Иня в целях сброса сточных вод по выпуску № 2 при наличии решения департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области о предоставлении водного объекта в пользование; обеспечить до 01.06.2019г. сброс в реку Иня по выпуску № 2 загрязняющих веществ в составе сточных вод при наличии разрешения Управления Росприроднадзора по Кемеровской области на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.

Представитель ответчика АО «Шахта «Заречная» Чащина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.

Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании, в том числе, принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Пунктом 19 статьи 1 ВК РФ дано определение сточным водам, как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В соответствии с п.6 ч.2 ст.39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны выполнять предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

В силу ч.1 ст.9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод допускается только на основании решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование и с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (п.2 ч.3 ст.11, ч.1 ст.44 ВК РФ).

Согласно п.14 ст.1 ВК РФ под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п.4 ст.1 ВК РФ).

К поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) (п.2 ч.2 ст.5 ВК РФ).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что при осуществлении сброса сточных вод в поверхностные водные объекты (непосредственно в водный объект либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод), предприятие является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение.

Согласно п.1 ч.1 ст.26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.23 ВК РФ юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

В силу п.11 ст.4 Закона Кемеровской области от 14.02.2007 N 12-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере использования и охраны водных объектов» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 31.01.2007), п.4.3.7 Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10.2014 № 411, на территории Кемеровской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водных объектов для обеспечения обороны страны и безопасности государства, является Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее Департамент).

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006г. № 844 утверждены «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», в соответствии с которыми к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод юридическим лицом прилагаются документы, перечисленные в п.п.10, 11 вышеназванных Правил, в составе которых должна присутствовать информация о намечаемых заявителем мероприятиях по охране водного объекта, о размере и источниках средств, необходимых для их реализации, а также сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте, расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных вод и показателей их качества.

Исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 30 дней с даты поступления документов рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства (п.«а» ч.20 Правил).

Решение органа исполнительной власти о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должно содержать наряду со сведениями, перечисленными в ч.1 ст.22 ВК РФ, указания на объем допустимых сбросов сточных вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод (ч.3 ст.22 ВК РФ).

В соответствии с ч.5 ст.23 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

В силу ч.2 ст.16 Федерального закона № 7-ФЗ сбросы загрязняющих веществ в водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к которым относятся нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.

Частью 4 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Государственная услуга по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (п.11 Административного регламента Росприроднадзора, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2). На территории Кемеровской области таким органом является Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.

В соответствии с п.13 Административного регламента Росприроднадзора разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС); в пределах лимитов на сбросы.

Водное законодательство основывается на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, приоритета охраны водных объектов перед их использованием; регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды (ст.3 ВК РФ).

Судом установлено, что согласно сообщению отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления от 21.05.2018г. АО «Шахта «Заречная» как субъект хозяйственной деятельности осуществляет нелегитимное пользование водным объектом - р.Иня по выпуску № 2, с целью сброса сточных вод, а также его использование в настоящее время в отсутствие решения исполнительного органа государственной власти и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект без оформления правоустанавливающих документов по состоянию на 17.05.2018г. (л.д. 18-19, на л.д.20-24-сведения из журнала учета качества сбрасываемых АО «Шахта «Заречная» сточных вод по выпуску № 2 за январь-май 2018г.).

Согласно предписанию Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области <номер> от 28.04.2017г. АО «Шахта «Заречная» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска № 2 в водный объект - р.Иня без Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). Срок исполнения предписания 01.04.2018г. (л.д. 28).

Согласно акту проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области <номер> от 23.04.2018г., проведенной с целью контроля за устранением АО «Шахта «Заречная» нарушений, выполнение которых обязательно в соответствии с ранее выданным проверяемому лицу предписанием об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта от 28.04.2017г. <номер> <номер>, срок исполнения которых истек, АО «Шахта «Заречная» не выполнило в установленный срок указанные предписания (л.д. 35).

Судом также установлено, что Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области, с целью понуждения к устранению нарушения водного законодательства, выразившегося в осуществлении сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в отсутствие разрешения, АО «Шахта «Заречная» выдавались соответствующие предписания <номер> от 16.06.2015г. (л.д.25), <номер> от 27.05.2016г. (л.д.27), однако до настоящего времени нарушение закона ответчиком не устранено, что подтверждается протоколами об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КРФобАП <номер> от 27.05.2016г. (л.д. 29), <номер> от 02.05.2017г. (л.д.31), <номер> от 24.04.2018г (л.д. 33).

АО «Шахта «Заречная» было привлечено к административной ответственности за совершение указанных административных правонарушений по ч.1 ст.19.5 КРФобАП (постановления мирового судьи от 16.06.2016г., 18.05.2017г., 17.05.2018г.).

Из сообщения Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 13.06.2018г. следует, что 24.04.2018г. АО «Шахта «Заречная» обратилось в департамент с заявлением о предоставлении водного объекта (р.Иня) в пользование с целью сброса сточных вод. Письмом от 11.05.2018г. документы были отозваны от рассмотрения. Письмом департамента <номер> от 14.05.2018г. документы возвращены заявителю. Повторных обращений с целью оформления права пользования водными объектами от АО «Шахта «Заречная» по состоянию на 13.06.2018г. в департамент не поступало (л.д. 38-41).

Судом также установлено, что ранее решением Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области <номер> от 07.08.2012г., зарегистрированным в государственном водном реестре (отделе водных ресурсов по КО Верхне-Обского БВУ) 21.08.2012г. за <номер> ОАО «Шахта «Заречная» был предоставлен в пользование водный объект – р.Иня в целях сброса сточных вод посредством выпуска № 2. Срок водопользования был установлен с даты регистрации решения в государственном водном реестре по 30.06.2017г. (л.д. 12).

Таким образом, судом достоверно установлено, что АО «Шахта «Заречная», являясь водопользователем, в нарушение вышеприведенных нормативных правовых требований, использует в настоящее время водный объект – р. Иня рыбохозяйственного значения с целью сброса сточных вод по выпуску № 2, <адрес>, без решения органа исполнительной власти о предоставлении водного объекта в пользование – законного основания возникновения права пользования водным объектом, в отсутствие разрешения органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект, в связи с чем суд считает уточненные исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2017г. по делу № А27-7656/2016 ОАО «Шахта «Заречная» признано банкротом, введено конкурсное производство.

В единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с п.2 ст.20 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесена запись о том, что Общество находится в стадии ликвидации (л.д. 42).

    Прокурор от уплаты государственной пошлины, при обращении в суд, освобожден в соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

    Частью 1 статьи 103 ГПК РФ установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

    При обращении в суд общей юрисдикции с исковым заявлением неимущественного характера истцу - прокурору, обратившемуся в суд в защиту интересов, в том числе неопределенного круга лиц, надлежало уплатить государственную пошлину в размере 300,00 рублей (ст.ст.333.17, 333.18, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300,00 рублей.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Шахта «Заречная» о понуждении к совершению действий удовлетворить в полном объеме.

Возложить на акционерное общество «Шахта «Заречная» следующие обязанности:

обеспечить до 01.10.2018г. пользование рекой Иня в целях сброса сточных вод по выпуску № 2 при наличии решения Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области о предоставлении водного объекта в пользование;

обеспечить до 01.06.2019г. сброс в реку Иня по выпуску № 2 загрязняющих веществ в составе сточных вод при наличии разрешения Управления Росприроднадзора по Кемеровской области на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.

Взыскать с акционерного общества «Шахта «Заречная» государственную пошлину в доход бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа в сумме 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено «23» июля 2018 года.

Председательствующий: подпись                                                    Е.М. Бондарь

Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-1289/2018 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области

2-1289/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Акционерное общество "Шахта Заречная"
Другие
Конкурсный управляющий АО "Шахта "Заречная" Третьяк Григорий Павлович
Суд
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
Судья
Бондарь Е.М.
Дело на странице суда
leninsk-kuznecky.kmr.sudrf.ru
20.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2018Передача материалов судье
21.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2018Подготовка дела (собеседование)
04.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2018Судебное заседание
23.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2018Дело оформлено
23.11.2018Дело передано в архив
11.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее