№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2021 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе судьи Бочаровой Е.П., при секретаре Авдонине В.Д.,
с участием истца Азановой Ю.Ю.,ее представителя Водиной Н.К.,
представитель ответчика ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азановой Ю.Ю. к ООО "Управдом-Центр", Администрации г.Дзержинска о взыскании ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Азанова Ю.Ю. обратились в суд с иском, мотивируя тем, что она имеет в собственность автомобиль <данные изъяты> года выпуска.
01 апреля 2021г. около 17.30 час. истец припарковала свою машину во дворе <адрес> и ушла домой. 02 апреля 2021г. от своего соседа узнала, что на принадлежащий ей автомобиль упало дерево. Выйдя из дома и осмотрев машину, увидела, что на ней лежит большая ветка дерева и имеются многочисленные повреждения.
По факту повреждения автомобиля истец обратился в правоохранительные органы с соответствующим заявлением и предоставила всю информацию о произошедшем случае. Согласно протокола осмотра на машине были обнаружены следующие повреждения: сверху на крышке багажника по середине имеется вмятина с двумя трещинами снизу с повреждением ЛКП; на заднем правом бампере имеется повреждение ЛКП; на заднем левом крыле имеется вмятина без повреждения ЛКП.
03 апреля 2021 г в адрес истца поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором было указано, что признаков преступлений, предусмотренных ст. 167 УК РФ при проведении сотрудниками полиции соответствующей проверки не выявлено и ей было рекомендовано обратиться за возмещением причиненного ущерба в суд.
Согласно экспертного заключения № от 09.04.2021г. стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты> по состоянию на дату осмотра при восстановительном ремонте по среднерыночным ценам составляет 58 100 рублей.
Управляющей компанией, обслуживающей общее имущество многоквартирного <адрес>, является ООО «УК «Управдом-Центр».
Управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе по уходу за зелеными насаждениями, в силу чего причинение вреда в связи с ненадлежащим их содержанием является основанием для привлечения управляющей компании к материальной ответственности.
В виду того, что действиями (бездействиями) Ответчика имуществу истца был причинен материальный ущерб, считает возможным просить суд взыскать стоимость материального ущерба в размере 58 100 рублей с Ответчика в полном объеме.
Согласно прилагаемым к настоящему иску документам мной понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 950 руб., расходы на проведение независимой экспертизы в размере 6 300 руб. Данные расходы просит взыскать с Ответчика в полном объеме.
Просит суд взыскать с надлежащего ответчика в пользу Азановой Ю.Ю. сумму ущерба, причинённого автомобилю <данные изъяты>, необходимую для восстановительного ремонта, в размере 58 100 рублей, сумму расходов в виде оплаты стоимости экспертного заключения в размере 6 300 рублей, расходы по оплате госпошлины, в размере 1 950 рублей.
Истец Азанова Ю.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца в порядке ст. 53 ГРК РФ Водина Н.К. поддержала позицию своего доверителя. Просит также взыскать расходы на представителя в размере 10000 руб.
Представитель ответчика ООО "Управдом-Центр" ФИО4 пояснила, что их организация является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Администрации г. Дзержинска Нижегородской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, представлен отзыв.
Суд полагает возможным провести судебное заседание в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Установленная данной статьей презумпция вины причинителя вреда предполагает, что на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является именно ответчик (причинную связь между его действиями и нанесенным ущербом). В свою очередь, причинитель вреда несет только обязанность по доказыванию отсутствия своей вины в таком причинении, если законом не предусмотрена ответственность без вины.
При этом ответственность, предусмотренная вышеназванной нормой, наступает при совокупности условий, включающей наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подтвержденность размера причиненного вреда, а также, причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Судом установлено, что Азановой Ю.Ю. принадлежит на праве собственности автомобиль марки <данные изъяты> года выпуска.
01 апреля 2021г. около 17.30, истец припарковала свою машину во дворе <адрес> и ушла домой. 02 апреля 2021г. от своего соседа узнала, что на принадлежащий ей автомобиль упало дерево. Выйдя из дома и осмотрев машину, увидела, что на ней лежит большая ветка дерева и имеются многочисленные повреждения.
По факту повреждения автомобиля истец обратился в правоохранительные органы с соответствующим заявлением и предоставила всю информацию о произошедшем случае. Согласно протокола осмотра на машине были обнаружены следующие повреждения: сверху на крышке багажника по середине имеется вмятина с двумя трещинами снизу с повреждением ЛКП; на заднем правом бампере имеется повреждение ЛКП; на заднем левом крыле имеется вмятина без повреждения ЛКП.
03 апреля 2021 г в адрес истца поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором было указано, что признаков преступлений, предусмотренных ст. 167 УК РФ при проведении сотрудниками полиции соответствующей проверки не выявлено и ей было рекомендовано обратиться за возмещением причиненного ущерба в суд.
Управляющей компанией, обслуживающей общее имущество многоквартирного <адрес>, является ООО «УК «Управдом-Центр».
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п/п 25 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно п.п. 1 и 4 ст. 3 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г. № 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области» озелененные территории – территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся неотъемлемой составной частью данных озелененных территорий земель населенных пунктов, а зеленые насаждения – древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая растительность в парках, на бульварах, в скверах, садах, цветниках и на газонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники.
Пунктами 3 и 4 ст. 7 данного закона определено, что органы местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области организуют благоустройство и озеленение территорий, а также осуществляют иные полномочия.
Органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, ведется учет озелененных территорий ограниченного пользования, включая озелененные территории внутриквартального пользования, озелененных территорий специального назначения (п. 8 ст. 11).
На основании ст. 11.1 названного Закона экспертная оценка зеленых насаждений проводится с целью принятия решения о их вырубке (сносе). Экспертная оценка проектов реконструкции озелененных территорий проводится с целью оценки возможности их реализации. Экспертная оценка зеленых насаждений и экспертная оценка проектов реконструкции озелененных территорий проводятся по инициативе уполномоченного органа, органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственника (владельца) земельного участка, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке (п. 1).
Решение о вырубке (сносе) аварийных деревьев и о проведении санитарных рубок принимается по результатам обследования (визуального осмотра или инструментального исследования), произведенного ответственным должностным лицом (лицами) органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, или по результатам экспертной оценки. При комиссионном обследовании аварийных деревьев состав комиссии утверждается органом местного самоуправления. По результатам обследования зеленого насаждения составляется акт с описанием зеленого насаждения (месторасположение, видовой и возрастной состав) и признаков аварийности и болезней, а также с приложением материалов фото- или видеофиксации признаков аварийности и повреждений (п. 8).
Пунктом 19 ч. 5, п. 7 ч. 8 ст. 57 Устава городского округа город Дзержинск, принятого постановлением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 26.12.2005г. № 34, определено, что к полномочиям администрации города относятся осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории городского округа, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города.
В соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, принятыми решением Городской Думы от 27.06.2013г. N 586, установлено, что все виды деятельности на территориях, в пределах которых произрастают зеленые насаждения, осуществляются с соблюдением требований по охране зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации. Юридические и физические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании, а также осуществлять контроль за состоянием соответствующих зеленых насаждений, обеспечивать их удовлетворительное состояние и нормальное развитие, регулярно проводить весь комплекс агротехнических мероприятий по содержанию зеленых насаждений в соответствии с утвержденными правилами и нормами. Снос, пересадка или вырубка зеленых насаждений, в том числе сухостойных и больных, на территориях общего пользования допускается только при наличии разрешения, выданного администрацией города. Субъекты обеспечения чистоты и порядка в отношении зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании, обязаны обеспечить сохранность насаждений (п.п. 1-3, п/п 1 п. 6 ст. 5).
Согласно п. 1 ст. 44 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск содержание элементов благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориалов, следует осуществлять физическими и (или) юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, владеющими соответствующими элементами благоустройства. Содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях, должны осуществлять лица, указанные в части 1 настоящей статьи. Организация содержания иных элементов благоустройства должна осуществлять администрация города либо уполномоченная ею организация по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
Постановлением Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 30.07.2019г. № 2840, утвержден Порядок осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания на территории городского округа Дзержинск, согласно которому муниципальный контроль за соблюдением Правил благоустройства и санитарного содержания на территории городского округа город Дзержинск осуществляет администрация города Дзержинска в лице уполномоченного органа – Управления муниципального контроля администрации города Дзержинска (пункт 1.2).
В силу п.п. 6.1, 7.1 и 7.2 названного Порядка по результатам проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт проверки, и в случае выявления при проведении проверки нарушений требований, установленных Правилами благоустройства и санитарного содержания, должностное лицо администрации города Дзержинска, проводившее проверку, обязано выдать предписание об устранении таких нарушений с указанием срока устранения нарушения, при этом должностные лица администрации города Дзержинска обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 10.09.2019г. № 3386 утвержден Порядок выдачи разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений и проведение работ, связанных с пересадкой зеленых насаждений, который обязателен для исполнения всеми действующими на территории городского округа город Дзержинск организациями, независимо от их форм собственности, а также должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, и который предусматривает, что охране подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории городского округа, а обязанности по защите зеленых насаждения, обеспечению их удовлетворительного состояния, развития и воспроизводства несут юридические или физические лица, в чьей собственности, владении или пользовании находятся земельные участки (п.п. 1.3, 1.5, 1.8).
Из п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. «е» ст. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, принятыми решением Городской Думы от 27.06.2013г. N 586, придомовая территория - территория, внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, строения) и отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, строение) и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения. Придомовая территория жилых домов (зданий и строений) включает в себя: территорию под жилым домом (зданием, строением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки для выгула домашних животных; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения).
Из акта осмотра территории от 02.04.2021 года, составленного комиссией отдела благоустройства, озеленения и освещения управления благоустройства департамента благоустройства и дорожного хозяйства, следует, что с технической стороны <адрес> на территории общего пользования (пер. Газетный) произрастают деревья породы клен ясенелистный, у одного из которых обломлена ветка, находящаяся около дороги. Вдоль обочины дороги под деревьями припаркованы автомобили. Ветка одного из деревьев под тяжестью мокрого снега обломилась и упала на автомобиль.
Как установлено судом, место произрастания указанного дерева не относится ни к территории, на которой расположен жилой дом, ни к придомовой территории, которая обслуживается управляющей организацией, таким образом, дерево произрастало на территории общего пользования.
С учетом вышеизложенных норм действующего законодательства содержание зеленых насаждений на данной территории возлагается на Администрацию города Дзержинска Нижегородской области.
Таким образом, бездействие Администрации города Дзержинска Нижегородской области, выразившееся в невыполнении вышеперечисленных требований закона и муниципальных правовых актов, находится в прямой причинно-следственной связи с наступившим вредом – повреждением транспортного средства истца в результате падения дерева, ответственность за содержание которого несет муниципальное образование в лице Администрации города.
Таким образом, суд полагает, что обязанность по возмещению материального ущерба должна быть возложена на Администрацию г.Дзержинска.
Вместе с тем,суд приходит к следующему.
Частью 2 ст.3. 8 Кодекса Нижегородской области от 20.05.2003 года №34-3 «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за размещение транспортных средств на газонах.
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 29.12.2017 №443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах, а также установление границ элемента планировочной структуры осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.
По смыслу пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что понятие грубой неосторожности применимо лишь в случае возможности правильной оценки ситуации, которой потерпевший пренебрег, допустив действия либо бездействие, приведшие к неблагоприятным последствиям. Грубая неосторожность предполагает предвидение потерпевшим большой вероятности наступления вредоносных последствий своего поведения и наличие легкомысленного расчета, что они не наступят.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.02.2008 N 120-О-О, комментируя использование в данной норме Кодекса такого понятия, как «грубая неосторожность», в качестве требования, которым должен руководствоваться суд при определении размера возмещения потерпевшему, указал на отсутствие неопределенности в содержании этой нормы, поскольку разнообразие обстоятельств, допускающих возможность уменьшения размера возмещения или отказа в возмещении, делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование федеральным законодателем этой оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, что само по себе не может расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод потерпевшего.
Вопрос о том, является ли неосторожность потерпевшего грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда, разрешается в каждом случае судом с учетом конкретных обстоятельств. При этом, применяя общее правовое предписание к конкретным обстоятельствам дела, судья принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что также не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод. Разрешение же вопроса о том, является ли обоснованным тот или иной размер компенсации вреда, взысканный с виновного, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела.
Как установлено судом, истец припарковал автомобиль под деревом на обочине дороги, где в летний период времени имеется газон (что подтверждается фотографией в летний период времени), в месте - не предназначенном для парковки и стоянки автомобилей.
Согласно сведений ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, 18 часов 01 апреля до 18 часов 02 апреля облачно. Небольшие и умеренные осадки преимущественно в виде дождя, ночью с мокрым снегом. Ветер юго-западный с переходом на северо-восточный 5-10 м/с. Температура воздуха ночью -2...+3°С, днем +4...+9°С. На дорогах местами гололедица.
С учетом сезона, выпадения осадков в виде мокрого снега, особенностей деревьев, решение об оставлении транспортного средства под деревом не может быть признано разумным и осмотрительным.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что истец, припарковал автомобиль под деревом, в месте, не предназначенном для парковки, тем самым, не проявил должную осторожность и осмотрительность при парковке автомобиля, суд считает возможным учесть вину потерпевшего в размере 20%.
Согласно экспертного заключения № от 09.04.2021г. стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты> по состоянию на дату осмотра при восстановительном ремонте по среднерыночным ценам составляет 58 100 рублей.
Учитывая, что суду не представлено каких-либо доказательств, опровергающих заключение № Э-020 от 09.04.2021г. о стоимость восстановительного ремонта автомобиля, о судебной экспертизе никем из участников процесса не заявлено, суд принимает указанное заключение в качестве достоверного и достаточного доказательства размера причиненного истцу ущерба.
Таким образом, с ответчика Администрации г. Дзержинска в пользу истца, с учетом степени его вины 20%, следует взыскать в счет возмещения материального ущерба - стоимость восстановительного ремонта в размере 46480 руб.
В удовлетворении исковых требований к ООО "Управдом-Центр" – следует отказать.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, проанализировав качество и объем оказанных юридических услуг, категорию дела, удовлетворение иска частично, суд полагает возможным взыскать с ответчика расходы на оказание юридических услуг в размере 5000 руб.
Пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на проведение оценки в размере 5040 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 1594,40 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,55, 56,67, 192-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Азановой Ю.Ю. удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации г. Дзержинска в пользу Азановой Ю.Ю. в счет возмещения ущерба 46480 руб., расходы по оплате экспертного заключения 5040 руб., расходы по оплате госпошлины 1594, 40 руб. и расходы на представителя 5000 руб.
Азановой Ю.Ю. в удовлетворении исковых требований к ООО "Управдом-Центр" и взыскании денежных средств в большем размере – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Дзержинский городской суд в апелляционном порядке.
Судья: п.п. Е.П. Бочарова
Копия верна:
Судья: Е.П.Бочарова