Дело № 3а-103/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан 23 марта 2018 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Маховой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сидоренко А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Сидоренко А.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, просит установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере 19 835 200 руб.
Определением судьи от 22 февраля 2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра», администрация г. Саяногорска.
Административный истец Сидоренко А.А. в судебное заседание не явился, направил представителя.
Представитель административного истца Буханченко Т.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила установить кадастровую стоимость нежилого здания (столовая <данные изъяты>) с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в указанном размере с 1 января 2017 г. до 13 декабря 2017 г.
Представители административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управления Росреестра по Республике Хакасия, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации г. Саяногорска в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменных отзывах представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Зубец Н.В., Управления Росреестра по РХ Музалева Н.А. указали, что не оспаривают право административного истца на установление рыночной стоимости объекта недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости).
Выслушав объяснения представителя административного истца, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).
Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Сидоренко А.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Сидоренко А.А. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
На основании пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
Статьей 1 Закона Закон Республики Хакасия от 14 июля 2015 г. № 64-ЗРХ установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.
Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Хакасия, утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27 октября 2016 г. № 020-146-п. В приложении № 1 к данному приказу указан, в том числе объект недвижимости с кадастровым номером №, кадастровая стоимость 56 705 519 руб. 10 коп. Дата определения кадастровой стоимости нежилого здания – 1 января 2016 г.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была пересмотрена.
Так, 13 декабря 2017 г. в результате изменения учетных характеристик объекта недвижимости кадастровая стоимость определена в размере 63 563 058 руб. 20 коп., что следует из акта № и подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ
В пункте 14 (абз. 2) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28).
На основании части 10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Полагая, что установленная Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия кадастровая стоимость нежилого здания не соответствует рыночной стоимости и нарушает права как плательщика налога на имущество за 2017 г., 29 декабря 2017 г. Сидоренко А.А. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № Сидоренко А.А. отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
29 января 2018 г. в суд поступило административное исковое заявление, направленное Сидоренко А.А. по почте.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки; для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности; в той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Требование Сидоренко А.А. о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, должно быть рассмотрено по существу, так как на дату обращения в суд сохраняется его право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, для целей налогового законодательства.
В обоснование требований административным истцом представлен отчет № №, выполненный ООО "Общество", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 19 835 200 руб. (л.д. 16-74).
Суд полагает возможным принять указанный отчет в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям закона.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость нежилого здания превышает его рыночную стоимость.
Возражений относительно достоверности определенной в отчете стоимости объекта недвижимости и соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Сидоренко А.А. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Часть 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению; установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилого здания подлежит применению для целей, предусмотренных налоговым законодательством, с 1 января 2017 г. до 13 декабря 2017 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Сидоренко А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поступившее в суд 29 января 2018 г. (заявления о пересмотре кадастровой стоимости поступило в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 29 декабря 2017 г.), удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (столовая <данные изъяты>) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 19 835 200 рублей с 1 января 2017 г. до 13 декабря 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.П. Редько
В окончательной форме решение изготовлено 28 марта 2018 г.