Решение по делу № 2-693/2023 (2-8645/2022;) от 01.12.2022

                    ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                <адрес>

Подольский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи ФИО7

при секретаре ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО8 ФИО4, ФИО2 об устранении нарушений природоохранного законодательства и по встречному исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 об обязании устранить нарушения,-

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 прокурор, уточнив требования, обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО10, ФИО2 и просил обязать ФИО1, ФИО2, ФИО9 ФИО4 устранить нарушения природоохранного законодательства, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать эксплуатируемые объекты, находящиеся на территории базы отдыха «<данные изъяты>, по адресу <адрес>», на земельном участке с кадастровым номером , сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Свои требования ФИО3 мотивирует тем, что ФИО3 прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при организации водоотведения и осуществления утилизации жидких бытовых отходов объектами туристического назначения, расположенными в водоохранных зонах рек и морей, в ходе которой установлено следующее.

База отдыха «<данные изъяты>» расположена в водоохранной зоне <адрес>, охранной зоне памятника природы регионального значения <данные изъяты>» по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , на территории базы отдыха расположены объекты капитального строительства: нежилые здания. Собственником нежилых зданий является физическое лицо ФИО1 Арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, является ФИО2

Хозяйственная деятельность на базе отдыха «<данные изъяты>» осуществляется ФИО11 которым неопределенному кругу лиц предоставляются услуги по временному размещению.

Проверкой ФИО3 прокуратуры с привлечением специалистов ФИО12 установлено, что в нарушение вышеуказанных норм территория базы отдыха «<данные изъяты>» и расположенные на ней объекты не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством. Сброс сточных (ливневых) вод осуществляется без очистки на рельеф местности и далее в водный объект - <адрес>

Договором аренды зданий сооружений имущества в них от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО1 и ФИО21, не предусмотрена обязанность арендатора по устранению нарушений природоохранного законодательства, таким образом соответствующая обязанность возлагается на собственника объектов, создающих негативное воздействие на окружающую среду, то есть на ФИО1

Вышеуказанные нарушения требований федерального законодательства, предъявляемых к осуществлению хозяйственной деятельности в водоохраной зоне водного объекта свидетельствуют о невыполнении требований по охране окружающей среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, а том числе права неопределенного круга потребителей, как воспользовавшихся услугами по временному размещению в указанных объектах, так и намеревающихся это сделать.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В связи с этим ФИО3 обратился с иском в суд.

ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО1 и просил устранить нарушения природоохранного законодательства, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать эксплуатируемые объекты, находящиеся на территории базы отдыха «<данные изъяты>, по адресу ФИО3 <адрес>, Коса «Долгая», на земельном участке с кадастровым номером , сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Свои требования ФИО3 мотивирует тем, что ФИО2 является правообладателем земельного участка по адресу: <адрес>, ФИО3 <адрес>, Коса «Долгая», б/о «Должанский курень», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>. На земельном участке с кадастровым номером , на территории базы отдыха расположены объекты капитального строительства: нежилые здания. Собственником нежилых зданий является физическое лицо ФИО1 Арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, является ФИО2 Хозяйственная деятельность на базе отдыха «<данные изъяты>» осуществляется ФИО22., которым неопределенному кругу лиц предоставляются услуги по временному размещению. Данное обстоятельство также подтверждается материалами прокурорской проверки.

Договором аренды зданий (сооружений) от    ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ответчиком ФИО1 и ФИО13 не предусмотрена обязанность арендатора по устранению нарушений природоохранного законодательства, таким образом соответствующая обязанность возлагается на собственника объектов, создающих негативное воздействие на окружающую среду, то есть на ФИО1

Вышеуказанные      нарушения     требований      федерального     законодательства предъявляемых к осуществлению хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водного объкта свидетельствуют о невыполнении требований по охране окружающей среды, чем нарушаются права ФИО2 на благоприятную окружающую сроду и среду обитания, также на сохранение земельного участка особо охраняемой природной территории с кадастровым номером в первозданном виде.

В связи с этим ФИО3 обратился с иском в суд.

ФИО3 прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, представитель в судебное заседание не явился, извещен.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Ответчик ФИО14 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Ответчик (ФИО3 по встречному иску) ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо Департамент имущественных отношений Краснодарского Края, представитель в судебное заседание не явился, извещен.

Третье лицо Черноморо-Азовское морское Управление <адрес>, представитель в судебное заседание не явился, извещен.

Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу положений ч. 1 ст. 113 ГПК РФ телефонограмма о вызове в суд является одним из видов судебного извещения.

Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении норм ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст.ст. 167, 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

В связи с неявкой в судебное заседание ответчика, извещенного надлежащим образом о дате слушания дела, суд определил рассматривать дело при данной явке, в порядке заочного судопроизводства в соответствии со статьей 233 ГПК РФ.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при организации водоотведения и осуществления утилизации жидких бытовых отходов объектами туристического назначения, расположенными в водоохранных зонах рек и морей, в ходе которой установлено следующее.

База отдыха «<данные изъяты>» (далее-объект) расположена в водоохранной зоне <адрес>, охранной зоне памятника природы регионального значения «Коса Долгая» по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , на территории базы отдыха расположены объекты капитального строительства: нежилые здания. Собственником нежилых зданий является физическое лицо ФИО1 Арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, является ФИО2

Хозяйственная деятельность на базе отдыха «<данные изъяты>» осуществляется ФИО15., которым неопределенному кругу лиц предоставляются услуги по временному размещению.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ) под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Требования в области охраны окружающей среды в водоохранных и прибрежных защитных полосах предусмотрены ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Так, ч. 1 ст. 65 ВК РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается

специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частью 16 статьи 65 ВК РФ установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; 5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

При этом, согласно указанных положений водного законодательства выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

На основании изложенного, обязанность по оборудованию, эксплуатируемых хозяйственных и иных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод обусловлена необходимостью реализации мероприятий по охране окружающей среды, которые возложены на всех юридических и физических лиц частью 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ.

Вышеуказанными положениями водного законодательства предусмотрена обязанность        по        оборудованию        сооружениями,        обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод вне зависимости от возможности негативного влияния на компоненты окружающей среды, а для решения вопроса о необходимости оборудования хозяйственных и иных объектов такими сооружениями необходим юридический факт нахождения в водоохранной зоне водного объекта.

При этом, водным законодательством, а также иными нормативно-правовыми актам не предусмотрены условия, освобождающие от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 16 ст. 65 ВК РФ.

Согласно п. 4 постановления главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении положения об охранной зоне памятника природы регионального значения «Коса Долгая» в охранной зоне допускается хозяйственная и иная деятельность, не причиняющая ущерба природным комплексам памятника природы, не ведущая к нарушению их естественного состояния и не противоречащая задачам создания памятника природы. На территории охранной зоны запрещается всякая деятельность,. влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе: " складирование и захоронение бытовых и промьппленных отходов, загрязнение отходами и мусором акватории Азовского моря.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Проверкой ФИО3 прокуратуры с привлечением специалистов ФИО16 установлено, что в нарушение вышеуказанных норм территория базы отдыха «Роза <данные изъяты>» и расположенные на ней объекты не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством. Сброс сточных (ливневых) вод осуществляется без очистки на рельеф местности и далее в водный объект - Азовское море.

Договором аренды зданий сооружений и имущества в них от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО1 и ФИО17 не предусмотрена обязанность арендатора по устранению нарушений природоохранного законодательства, таким образом соответствующая обязанность возлагается на собственника объектов, создающих негативное воздействие на окружающую среду, то есть на ФИО1

Вышеуказанные нарушения требований федерального законодательства, предъявляемых к осуществлению хозяйственной деятельности в водоохраной зоне водного объекта свидетельствуют о невыполнении требований по охране окружающей среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, а том числе права неопределенного круга потребителей, как воспользовавшихся услугами по временному размещению в указанных объектах, так и намеревающихся это сделать.

В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Кроме того, статьей 1 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что вред окружающей среде это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Указанным правовым актом предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст.75 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная,    дисциплинарная,    административная и    уголовная ответственность    в соответствии    с законодательством.

Согласно ст.3 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (ст.77 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды»).

Поскольку статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, рассматриваемое негативное влияние на окружающую природную

среду, ущерб (вред), причиненный окружающей природной среде нарушил экологические права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых ФИО3 был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 333.19 НК РФ, По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, для организаций - <данные изъяты>

Таким образом, с ответчиков, солидарно, подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в доход бюджета городского округа Подольск.

Руководствуясь ст.103,194-198,233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты> , выдан ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ код подразделения , <данные изъяты>: <адрес>), ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты> выдан ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>: <адрес>), ФИО20 (ДД.ММ.ГГГГ., <данные изъяты> <адрес> ИНН , зарегистрированного по адресу: <адрес>) устранить нарушения природоохранного законодательства, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать эксплуатируемые объекты, находящиеся на территории базы отдыха «<данные изъяты>, по адресу <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья                           Митрофанова Т.Н.

2-693/2023 (2-8645/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ейский межрайонный прокурор
Ответчики
Кузнецов Сергей Владимирович
ИП Назаров Роман Евгеньевич
Титова Анна Александровна
Другие
Черноморо-Азовское морское Управление Росприроднадзора Краснодарского края
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Митрофанова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
podolsky.mo.sudrf.ru
01.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.12.2022Передача материалов судье
05.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2022Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
24.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.02.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
14.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее