Решение по делу № 2а-160/2021 от 27.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Топчиха                                                                                19 мая 2021 года

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Четвертных А.В.,

при секретаре Тенсиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-160/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю к Волвенко В. А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю (далее – налоговый орган, инспекция) обратилась с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика Волвенко В.А. сумму недоимки по транспортному налогу в размере 2500 руб., пени в размере 1166 руб. 42 коп. При этом, административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки с должника.

В обоснование требования указано, что Волвенко В.А. является плательщиком транспортного налога на принадлежащее ему транспортное средство Ниссан Цефиро, 1997 года выпуска, дата регистрации права 02.12.2008. Налогоплательщик транспортный налог за 2015 год не уплатил, сумма задолженности составила 2500 руб. Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление по уплате налога, в связи с его неуплатой направлялось требование об уплате налога, штрафных санкций. На сумму несвоевременно уплаченного налога начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов.

Причиной пропуска срока на подачу административного искового заявления налоговый орган отмечает тот факт, что, осуществляя контроль за своевременной уплатой местных налогов физическими лицами, инспекция также контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и федеральных налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В связи с чем, произвести взыскание задолженности в полном объеме со всех должников, в установленные НК РФ сроки, затруднительно.

Представитель административного истца и административный ответчик в суд не явились, извещались о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела. Обязательной явку данных лиц суд не признавал.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Правовые отношения по взысканию транспортного налога регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» № 66-ЗС от 10.10.2002.

Объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке. Налогоплательщиками налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Из представленных инспекцией материалов следует, что Волвенко В.А. являлся в 2015 году плательщиком транспортного налога на принадлежащее ему транспортное средство - автомобиль Ниссан Цефиро, 1997 года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, государственный регистрационный знак , что подтверждается также сведениями, представленными по запросу суда РЭО ГИБДД МО МВД России «Алейский». Задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год составила в размере 2500 руб., доказательства уплаты которой налогоплательщиком не представлено. Волвенко В.А. направлялось налоговое уведомление на уплату транспортного налога, а, в связи с его неуплатой, направлялось требование об уплате налога, пени.

Разрешая заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, суд учитывает следующие положения.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

В силу п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст.48 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Таким образом, налоговым законодательством установлен срок применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога в отношении налогоплательщика в случае неисполнения последним данной обязанности.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей может быть восстановлен судом.

Налоговым органом направлялось налогоплательщику налоговое уведомление № 88376096 от 28.07.2016 на уплату транспортного налога за 2015 год в размере 2500 руб. по сроку уплаты до 01.12.2016. Согласно представленному требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 145809 по состоянию на 21.07.2020 был установлен срок погашения задолженности до 27.08.2020.

С учётом установленных сроков исполнения требования срок для направления заявления в суд для принудительного взыскания налога истёк.

Административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали обратиться в суд с заявлением о взыскании налога с административного ответчика в течение установленного законом срока за спорный период.

Право установления наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд и оценки уважительности этих причин принадлежит суду.

Налоговый орган просит восстановить пропущенный срок, однако доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, не предоставил. Заявленный мотив пропуска срока, изложенный в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, не может быть принят судьей в качестве уважительного.

Тем самым, срок для обращения в суд административным истцом является пропущенным без уважительных на то причин.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного действующим законодательством, следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.

Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного статьей 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства или нет.

Согласно статей 14 и 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, из чего следует, что бремя доказывания уважительности причины пропуска срока на обращение в суд лежит на административном истце. Административным истцом не представлено суду доказательств, приведенных доводов, уважительности причин пропуска срока, а с учетом периода, в течение которого истец не предпринимал никаких действий по взысканию сумм налогов, пеней, у суда нет оснований для признания причин срока уважительными и его восстановления.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Пунктом 20 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснено, что установленный шестимесячный срок давности взыскания налоговых санкций является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению судом.

Судебный порядок взыскания налоговых платежей с физических лиц служит цели судебного контроля за законностью требований государства в лице налоговых органов, направленного на недопущение произвольного административного вмешательства в права личности. То есть, по существу рассматривая дела о взыскании недоимки и пени, суд должен осуществлять функции контроля в отношении налогового органа. При этом необходимо учитывать, что налоговые правоотношения носят властный характер, они предполагают субординацию сторон, одной из которых – государству – в лице налогового органа принадлежит властное полномочие, другой – налогоплательщику – обязанность исполнения. При рассмотрении данного спора, учитывая подчиненное положение налогоплательщика в налоговых правоотношениях, должны быть предоставлены дополнительные процессуальные гарантии защиты прав, характерные для закрепленной законом процедуры рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, которые подсудны районному суду. Следовательно, вопрос о нарушении налоговым органом срока для обращения в суд для взыскания суммы задолженности по налогам, подлежит выяснению, поскольку он является обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел указанной категории.

Нарушение налоговым органом срока для обращения в суд для взыскания налогов и пени является обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел данной категории.

Суд считает, что пропуск административным истцом срока для взыскания заявленного налога с административного ответчика, и непредставление доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для обращения в суд с данными требованиями в установленные законом сроки, является основаниям для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю к Волвенко В. А. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Топчихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий                               А.В. Четвертных

    22RS0013-01-2021-001301-81

2а-160/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МРИ ФНС №1 по Алтайскому краю
Ответчики
Волвенко Вячеслав Анатольевич
Суд
Топчихинский районный суд Алтайского края
Судья
Четвертных Александр Викторович
Дело на сайте суда
topchihinsky.alt.sudrf.ru
27.04.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
27.04.2021Передача материалов судье
27.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее