Решение по делу № 12-41/2020 от 17.02.2020

Дело № 12-41/2020

Р Е Ш Е Н И Е

29 апреля 2020 г.                         г.Архангельск

Судья Исакогорского районного суда г.Архангельска Бузина Т.Ю. (г.Архангельск, пр.Ломоносова, д.203), рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» Рашидова Э.А. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Носовского Т. И. от 30 января 2020 г. № 1493/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области (далее - Роспотребнадзор, Управление) Носовского Т.И. от 30 января 2020 г. № 1493/2019 общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» (далее - ООО «УК «Окраина», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Общества Рашидов Э.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что проверка в отношении ООО «УК «Окраина» проведена с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Органом, осуществляющим проверку, не было представлено доказательств того, что территория вокруг контейнерной площадки и контейнерная площадка относятся к общему имуществу многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес>, соответственно, вина юридического лица во вменяемом административном правонарушении не доказана.

ООО «УК «Окраина» о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, Общество своего законного представителя либо защитника в суд на рассмотрение жалобы не направило, попросив рассмотреть жалобу без его участия.

Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместитель главного государственного санитарного врача по Архангельской области Носовской Т.И. представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому с доводами жалобы не согласился.

Изучив доводы жалобы и возражений на нее, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта предусмотрена административная ответственность по ст.6.4 КоАП РФ с назначением административного наказания для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивают положения Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Статьями 42 Конституции Российской Федерации и ст.8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ст.11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 22 названного Федерального закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления: отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подп. «г, д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя:

- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно абз.3 п.2 ст.2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 5 августа 1988 г. № 4690-88 утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест (далее - СанПиН 42-128-4690-88), которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест, а также жилых и гражданских зданий.

Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п.2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88).

Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88).

В силу п.6.3 СанПиН 42-128-4690-88 учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.

В соответствии с п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Согласно п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 г. № 58, санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам; очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.

Таким образом, исходя из приведенных норм, на управляющую компанию как организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по организации и осуществлению сбора бытовых отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, в том числе, по обеспечению своевременного вывоза мусора и чистоты контейнерных площадок.

Как усматривается из материалов дела и установлено должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в ходе рассмотрения дела, ООО «УК «Окраина» является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные жилые дома по ул.<адрес> и по ул.<адрес>.

Согласно п.1.1 договора управления многоквартирным домом от 1 марта 2019 г. ООО «УК «Окраина» приняло на себя обязательство за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, лицам, пользующимся помещениями в этом доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Вместе с тем, осуществляя эксплуатацию указанных жилых домов, ООО «УК «Окраина» допустило нарушение п.п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п.п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.1.2, 2.2.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а именно:

- 20 сентября 2019 г. в 10 час. 24 мин. допущено захламление твердыми коммунальными отходами контейнерной площадки по адресу: <адрес>, прилегающей территории к контейнерной площадке; площадь захламления ориентировочно составляет 10 кв.м, крышка на контейнере отсутствует;

- 14 октября 2019 г. в 16 час. 41 мин. допущено захламление твердыми коммунальными отходами контейнерной площадки по адресу: <адрес>, прилегающей территории к контейнерной площадке; площадь захламления ориентировочно составляет 15 кв.м;

- 17 октября 2019 г. в 14 час. 42 мин. допущено захламление твердыми коммунальными отходами контейнерной площадки по адресу: <адрес>, прилегающей территории к контейнерной площадке; площадь захламления ориентировочно составляет 10 кв.м, крышка на контейнере отсутствует.

Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 13 декабря 2019 г. № 1493/2019.

Между ООО «УК «Окраина» и ООО «Авто-Спец-Транс» заключен договор на оказание услуг по планово-регулярному вывозу твердых коммунальных отходов производства и потребления и коммунальных отходов от 1 января 2019 г. с учетом дополнительного соглашения от 13 июля 2019 г. Согласно графику вывоза ТБО вывоз мусора по адресу: <адрес> осуществляется два раза в месяц, а по адресу: <адрес> - ежедневно.

Кроме того, согласно п.2.2.1 указанного договора заказчик несет ответственность за санитарное содержание площадки под мусоросборники.

Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Податель жалобы не оспаривает, что контейнерной площадкой пользуются жильцы многоквартирных жилых домов по <адрес> и по <адрес>, которые оплачивают услугу по вывозу твердых бытовых (коммунальных) отходов, следовательно, Общество обязано содержать ее в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, при этом выбор способа устранения допущенного нарушения находится исключительно в хозяйственном ведении указанного юридического лица.

В силу п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать на обслуживаемой территории наличие сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Архангельской области пришло к правильному выводу о том, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации многоквартирных жилых домов по <адрес> и по <адрес> допущены ООО «УК «Окраина».

Доводы жалобы о том, что должностным лицом не представлены доказательства того, что контейнерная площадка относится к общему имуществу многоквартирного дома, исходя из материалов дела, подтверждающих факт пользования контейнером жильцами указанных домов, является несостоятельным.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2013 г. № 290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Независимо от расположения контейнера (в пределах либо за пределами границы земельного участка многоквартирного дома) Общество обязано содержать его в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Событие административного правонарушения и вина юридического лица в полной мере подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые получили в постановлении должностного лица надлежащую оценку.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а также свидетельствующих о том, что ООО «УК «Окраина» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.

Допустив нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого дома, ООО «УК «Окраина» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.6.4 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Применение положений ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.

Объектом вмененного Обществу административного правонарушения является нарушение требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения как важнейшей составляющей здоровья населения и среды обитания человека в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на охрану жизни и здоровья людей, а также права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.ст.7, 20, 42 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением.

Административное наказание назначено ООО «УК «Окраина» в пределах санкции ст.6.4 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст.ст.4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюден.

Учитывая, что существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено, оснований для изменения или отмены постановления, прекращения производства по делу не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Носовского Т.И. от 30 января 2020 г. № 1493/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина»оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» Рашидова Э.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья                                                        Т.Ю. Бузина

12-41/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО УК "Окраина"
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельск
Судья
Бузина Татьяна Юрьевна
Статьи

6.4

Дело на странице суда
sudis.arh.sudrf.ru
17.02.2020Материалы переданы в производство судье
18.02.2020Истребованы материалы
19.03.2020Поступили истребованные материалы
30.03.2020Судебное заседание
22.05.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее