Решение по делу № 2-646/2022 от 22.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2-646/2022

УИД

<адрес>               17 августа 2022 г.

Зиминский городской суд <адрес> в составе судьи Гоголь Ю.Н., при секретаре судебного заседания Сурановой С.А., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Хамируевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Торговый комплекс» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Зиминский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Торговый комплекс» об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование иска указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Торговый комплекс» законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха. ООО «Торговый комплекс» эксплуатирует котельную, расположенную по адресу: <адрес>, которая **.**.** поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. На основании сведений Службы государственного экологического надзора <адрес> ООО «Торговый комплекс» имеет III категорию негативного воздействия на окружающую среду. ООО «Торговый комплекс» производственный контроль с проведением лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля, не проводится, договор с аккредитованной лабораторией на проведение лабораторных исследований на загрязняющие вещества не заключен, протоколы лабораторных исследований не ведутся. Отсутствие результатов лабораторных исследований загрязняющих веществ от источника негативного воздействия на окружающую среду, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией, при наличии утвержденного план-графика проведения контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций является нарушением ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Таким образом, у ООО «Торговый комплекс» не имеется проекта санитарно-защитной зоны, не обеспечено осуществление производственного контроля с проведением лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Данное обстоятельство привело к отсутствию результатов лабораторных исследований загрязняющих веществ от источника негативного воздействия на окружающую среду. Зиминский межрайонный прокурор просит обязать ООО «Торговый комплекс» в срок до **.**.** устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать проект санитарно-защитной зоны ООО «Торговый комплекс» по факту эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>; обеспечить в ООО «Торговый комплекс» осуществление производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, при котором должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.

Помощник Зиминского межрайонного прокурора Хамируева О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - директор ООО «Торговый комплекс» ФИО5 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования признает в полном объеме, последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны.

Представитель 3-го лица - и.о. начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила исковые требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, рассмотрев признание иска представителем ответчика в полном объеме, учитывая, что такое признание основано на законе, не нарушает прав и интересов иных лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 67 Закона об охране окружающей среды, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от **.**.** N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В силу ч. 1 ст. 25 указанного Федерального закона, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

На основании п. 73 СанПиН **.**.**-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **.**.** , хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению. При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.**.**.**-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **.**.** (далее - СанПиН 2.2.1/2.**.**.**-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от **.**.** № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

В силу п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.**.**.**-03, лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Частью 4.1 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Признание представителем ответчика ФИО5 заявленных прокурором требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку обоснованность заявленных требований подтверждена письменными материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 173 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс» (665390, <адрес>, ОГРН: ) разработать проект санитарно-защитной зоны ООО «Торговый комплекс» по факту эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>; обеспечить в ООО «Торговый комплекс» осуществление производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, при котором должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         Ю.Н. Гоголь

Мотивированное решение суда изготовлено 22.08.2022.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2-646/2022

УИД

<адрес>               17 августа 2022 г.

Зиминский городской суд <адрес> в составе судьи Гоголь Ю.Н., при секретаре судебного заседания Сурановой С.А., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Хамируевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Торговый комплекс» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Зиминский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Торговый комплекс» об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование иска указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Торговый комплекс» законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха. ООО «Торговый комплекс» эксплуатирует котельную, расположенную по адресу: <адрес>, которая **.**.** поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. На основании сведений Службы государственного экологического надзора <адрес> ООО «Торговый комплекс» имеет III категорию негативного воздействия на окружающую среду. ООО «Торговый комплекс» производственный контроль с проведением лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля, не проводится, договор с аккредитованной лабораторией на проведение лабораторных исследований на загрязняющие вещества не заключен, протоколы лабораторных исследований не ведутся. Отсутствие результатов лабораторных исследований загрязняющих веществ от источника негативного воздействия на окружающую среду, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией, при наличии утвержденного план-графика проведения контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций является нарушением ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Таким образом, у ООО «Торговый комплекс» не имеется проекта санитарно-защитной зоны, не обеспечено осуществление производственного контроля с проведением лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Данное обстоятельство привело к отсутствию результатов лабораторных исследований загрязняющих веществ от источника негативного воздействия на окружающую среду. Зиминский межрайонный прокурор просит обязать ООО «Торговый комплекс» в срок до **.**.** устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать проект санитарно-защитной зоны ООО «Торговый комплекс» по факту эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>; обеспечить в ООО «Торговый комплекс» осуществление производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, при котором должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.

Помощник Зиминского межрайонного прокурора Хамируева О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - директор ООО «Торговый комплекс» ФИО5 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования признает в полном объеме, последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны.

Представитель 3-го лица - и.о. начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила исковые требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, рассмотрев признание иска представителем ответчика в полном объеме, учитывая, что такое признание основано на законе, не нарушает прав и интересов иных лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 67 Закона об охране окружающей среды, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от **.**.** N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В силу ч. 1 ст. 25 указанного Федерального закона, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

На основании п. 73 СанПиН **.**.**-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **.**.** , хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению. При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.**.**.**-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **.**.** (далее - СанПиН 2.2.1/2.**.**.**-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от **.**.** № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

В силу п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.**.**.**-03, лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Частью 4.1 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Признание представителем ответчика ФИО5 заявленных прокурором требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку обоснованность заявленных требований подтверждена письменными материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 173 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс» (665390, <адрес>, ОГРН: ) разработать проект санитарно-защитной зоны ООО «Торговый комплекс» по факту эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>; обеспечить в ООО «Торговый комплекс» осуществление производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, при котором должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         Ю.Н. Гоголь

Мотивированное решение суда изготовлено 22.08.2022.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2-646/2022

УИД

<адрес>               17 августа 2022 г.

Зиминский городской суд <адрес> в составе судьи Гоголь Ю.Н., при секретаре судебного заседания Сурановой С.А., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Хамируевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Торговый комплекс» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Зиминский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Торговый комплекс» об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование иска указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Торговый комплекс» законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха. ООО «Торговый комплекс» эксплуатирует котельную, расположенную по адресу: <адрес>, которая **.**.** поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. На основании сведений Службы государственного экологического надзора <адрес> ООО «Торговый комплекс» имеет III категорию негативного воздействия на окружающую среду. ООО «Торговый комплекс» производственный контроль с проведением лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля, не проводится, договор с аккредитованной лабораторией на проведение лабораторных исследований на загрязняющие вещества не заключен, протоколы лабораторных исследований не ведутся. Отсутствие результатов лабораторных исследований загрязняющих веществ от источника негативного воздействия на окружающую среду, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией, при наличии утвержденного план-графика проведения контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций является нарушением ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Таким образом, у ООО «Торговый комплекс» не имеется проекта санитарно-защитной зоны, не обеспечено осуществление производственного контроля с проведением лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Данное обстоятельство привело к отсутствию результатов лабораторных исследований загрязняющих веществ от источника негативного воздействия на окружающую среду. Зиминский межрайонный прокурор просит обязать ООО «Торговый комплекс» в срок до **.**.** устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать проект санитарно-защитной зоны ООО «Торговый комплекс» по факту эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>; обеспечить в ООО «Торговый комплекс» осуществление производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, при котором должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.

Помощник Зиминского межрайонного прокурора Хамируева О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - директор ООО «Торговый комплекс» ФИО5 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования признает в полном объеме, последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны.

Представитель 3-го лица - и.о. начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила исковые требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, рассмотрев признание иска представителем ответчика в полном объеме, учитывая, что такое признание основано на законе, не нарушает прав и интересов иных лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 67 Закона об охране окружающей среды, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от **.**.** N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В силу ч. 1 ст. 25 указанного Федерального закона, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

На основании п. 73 СанПиН **.**.**-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **.**.** , хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению. При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.**.**.**-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **.**.** (далее - СанПиН 2.2.1/2.**.**.**-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от **.**.** № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

В силу п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.**.**.**-03, лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Частью 4.1 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Признание представителем ответчика ФИО5 заявленных прокурором требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку обоснованность заявленных требований подтверждена письменными материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 173 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс» (665390, <адрес>, ОГРН: ) разработать проект санитарно-защитной зоны ООО «Торговый комплекс» по факту эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>; обеспечить в ООО «Торговый комплекс» осуществление производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, при котором должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         Ю.Н. Гоголь

Мотивированное решение суда изготовлено 22.08.2022.

2-646/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зиминский межрайонный прокурор Иркутской области
Ответчики
ООО "Торговый комплекс"
Другие
Алексеенко Юлия Сергеевна
Карбуков Иван Викторович
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в. г. Зиме, Зиминском районе и г. Саянске
Глазунова Анастасия Валерьевна
Суд
Зиминский городской суд Иркутской области
Судья
Гоголь Ю.Н.
Дело на странице суда
ziminsky.irk.sudrf.ru
25.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2022Передача материалов судье
25.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2022Подготовка дела (собеседование)
17.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2022Судебное заседание
22.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2022Дело оформлено
17.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее