Дело № 2-212/2020 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 г. с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Литовченко А.Л.
с участием заявителей Емельяновой А.Н., Емельянова Н.С.
представителя заинтересованного лица - администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Пассар Г.Р.
при секретаре Рубцовой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Емельяновой Алены Николаевны, Емельянова Николая Сергеевича об установлении факта возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Емельянова А.Н., Емельянов Н.С. обратились в суд с заявлением об установлении факта возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке. В обоснование заявления указано, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>2. Земельный участок по данному адресу используется ими для ведения личного подсобного хозяйства и выращивания сельскохозяйственных культур. В результате повышения уровня воды в реке Амур, в период чрезвычайной ситуации в Нанайском районе в июле-сентябре 2020г., земельный участок был затоплен. В силу этого они имеют право на получение единовременной материальной помощи, в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур, однако лишены возможности ее получить, по причине отсутствия надлежащих документов на землю.
В судебном заседании Емельянова А.Н., Емельянов Н.С. свои требования поддержали, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.
Заинтересованное лицо администрация района с заявлением не согласилась, полгая, что вид разрешенного использования земли не предполагает ведения личного подсобного хозяйства.
Заинтересованное лицо лица администрация Дубовомысского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Емельянова А.Н., Емельянов Н.С. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>2, и записаны в похозяйственной книге личного подсобного хозяйства по данному адресу как его члены.
Постановлением администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 20 июля 2020г. №687 в связи с подтоплением территории Дубовомысского сельского поселения в результате выпадения обильных осадков в период с 18 по 19 июля 2020 г., на территории Нанайского муниципального района с 18 июля 2020 г. введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании постановления администрации района от 04 августа 2020г. №756, земельный участок по <адрес>2 включен в границы зоны затопления. По результатам его комиссионного обследования, на земельном участке установлен факт гибели урожая сельскохозяйственных культур на общей площади 0,0195 га.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 11 того же Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 №318-пр, утвержден Порядок оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, утвержденный (далее - Порядок).
В силу пунктов 8.2 и 8.3 Порядка, единовременная материальная помощь выплачивается:
- гражданам РФ, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на момент возникновения ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, за поврежденное частное жилое помещение;
- гражданам, которые лишились урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках, предоставленных им и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, права на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, а также совместно проживающим с ними и (или) совместно осуществляющим с ними ведение личного подсобного хозяйства на таком приусадебном участке членам их семей, указанным в похозяйственной книге.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания граждан в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
При отсутствии государственной регистрации прав на земельный участок единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, лишившимся урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, в отношении которого представлены:
-правоустанавливающие документы на земельный участок, права на который возникли до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
-договор аренды земельного участка, предоставленного для целей ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке, заключенный на срок менее чем один год.
В иных случаях отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок факт возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
Аналогичные положения предусмотрены Порядком предоставления помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета, утвержденного постановлением главы района от 23 сентября 2020 №971.
Согласно части 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
При обращении в суд заявители просят установить факт возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном, указывая в качестве правовых последствий его установления получение единовременной помощи, предусмотренной пунктом 8 Порядка.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, предпринимались ли заявителями меры к получению единовременной материальной помощи до обращения в суд.
Кроме того, в силу статьи 4 Федерального законаот 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебные земельные участки являются одним из видов земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок (статья 3 Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ).
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм Федерального закона и Порядка, которым обосновывает свои требования заявитель, условием выплаты единовременной материальной помощи является ведение личного подсобного хозяйства в соответствии с требованиями Федерального законаот 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Права на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, включая приусадебные земельные участки, должны быть зарегистрированы или подтверждаться соответствующими правоустанавливающими документами.
Документов, которые бы подтверждали приобретение либо предоставление Емельяновой А.Н. и Емельянову Н.С. указанного в заявлении земельного участка и вид его разрешенного использования суду не представлено. По данным ЕГРН, прав на земельный участок по адресу: <адрес>2 (кадастровый №) не зарегистрировано. Видом разрешенного использования земельного участка является «жилищное строительство, для объектов жилой застройки».
В обоснование своих требований заявители указывают на наличие похозяйственной книги и уплату земельного налога, однако данные доводы несостоятельны.
Действующее гражданское и земельное законодательство не относит похозяйственную книгу к числу правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 3 статьи 5 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков - это лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 НК РФ).
В пунктах 1,4,5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 данного Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона (31 января 1998 г.), признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта (пункт 4)
Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (пункт 5).
Таким образом, уплата земельного налога является не основанием, а следствием возникновения титула собственника, землепользователя или землевладельца в значении, придаваемом этим терминам земельным законодательством.
При этом, согласно пункту 9.2 статьи 85 НК РФ (в редакции, действовавшей до 02 мая 2015) органы местного самоуправления обязаны были ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
По данным налогового органа, земельный участок по адресу: <адрес>2 находится во владении и пользовании Емельяновой А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку Емельянова А.Н. вступила во владение и пользование земельным участком после ДД.ММ.ГГГГг., запись об этом подлежала обязательному внесению в ЕГРН (ранее - ЕГРП), однако соответствующая запись в реестре отсутствует.
С учетом изложенного, несмотря на уплату налога, фактическое использование Емельяновой А.Н., Емельяновым Н.С. земельного участка для выращивания сельскохозяйственных культур не является ведением личного подсобного хозяйства в соответствии с требованиями Федерального законаот ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", в связи с чем правового значения также не имеет.
Таким образом, установленные законом условия, при наличии которых возможно установление фактов, имеющих юридическое значение, применительно к заявителю не соблюдены, что исключает возможность удовлетворениях ее требований.
При этом заявители не лишены возможности обжаловать решения, действия или бездействие налоговых органов либо органов местного самоуправления, в том случае, если они нарушают их права.
Руководствуясь статьями 194-199, 264-267 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Емельяновой Алены Николаевны, Емельянова Николая Сергеевича об установлении факта возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 29 сентября 2020г.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья А.Л.Литовченко