В окончательной форме решение суда принято 28 сентября 2021 года
Дело № 2а- 3670/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 28 сентября 2021 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Синяговского И.Н., представителя ответчиков – Вьюгиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Савченко Алексея Леонидовича к Администрации города Ялта, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Савченко А.Л. обратился в суд с иском о признании незаконным постановления Администрации города Ялта № 2269-1 от 3 августа 2021 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 150 кв. метров, кад. №<номер>, расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав; возложении на Департамент имущественных и земельных отношений обязанности в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть его заявление от 10.12.2019 года и принять по нему решение с учетом установленных судом обстоятельств.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Ялтинского городского Совета от 25 мая 2012 года ему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0150 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>, с последующей передачей в собственность. 18 ноября 2015 года он обратился в Администрацию города Ялта с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, в удовлетворении которого было отказано постановлением Администрации города Ялта от 03.08.2021 года, в связи с нахождением земельного участка в территориальной зоне многофункциональной застройки. Считает постановление незаконным, поскольку на момент предоставления истцу разрешения на составление проектной документации земельный участок был предназначен для индивидуальной жилой застройки и согласно данным публичной кадастровой карты он расположен в зоне малоэтажной, среднеэтажной и многоквартирной жилой застройки.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчиков против исковых требований возражала. Возражения мотивировала тем, что при рассмотрении обращения истца, в процедуре межведомственного взаимодействия были получены ответы из Департамента архитектуры и градостроительства, Министерства культуры Республики Крым, согласно которых испрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах защитной зоны объекта культурного наследия, новое строительство в пределах которой запрещено. На основании полученной информации, истцу было отказано в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным п. 14.1 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Ялтинского городского Совета № 78 от 25 мая 2012 года Савченко А.Л. было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений земельного участка ориентировочной площадью 0,0150 га по адресу: <адрес>, из земель жилой и общественной застройки.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014года N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).
В соответствии с частью пятой статьи 13 Закона № 38-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Советом Министров Республики Крым постановлением от 2 сентября 2014 года № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313), в соответствии с пунктом 4 которого завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка № 313.
02.11.2015 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кад. номера №<номер>.
10.12.2019 года Савченко А.Л. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в собственность с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Во исполнение пункта 9 Порядка № 313, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты направил копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, Министерство культуры Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.
В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 26.10.2020 года, согласно условным обозначениям к карте функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов регионального и местного значения генерального плана МОГО Ялта РК, утвержденного решением 75-й сессии 1-го созыва Ялтинского горСовета № 3 от 03.12.2018 года, вышеуказанный земельный участок находится в функциональной зоне – «Зона многофункциональной застройки Т3-05/1-276», в связи с чем установление испрашиваемого вида разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» в указанной территориальной зоне возможно согласно п. 1 решения Ялтинского горСовета № 13 от 6 сентября 2019 года и п. 2 ст. 33 Тома 1 ПЗЗ.
В тоже время, в заключении указано о наличии ограничений, установленных градостроительной документацией в отношении указанного объекта недвижимости, а именно:
Зона с особой архитектурно – планировочной организацией территории МОГО Ялта. Постановление Совета Министров РК № 582 от 08.11.2017 года.
Защитная зона объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Воскресения Христова» (конец Х1Х века) 90.25.2.285.
Защитная зона объекта культурного наследия регионального значения «Дом князя Л.Н.Ратиева» (конец Х1Х века – начало ХХ века) 90.25.2.266.
Водоохранная зона (ВОЗ) Черного моря на территории Республики Крым. 90.25.2.1.
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым был представлен ответ Администрации города Ялта, что земельный участок с кад. номером №<номер>, не отнесен к землям лесного фонда, не расположен на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Крым.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах водоохранной зоны Черного моря на территории Республики Крым (городской округ Ялта).
Министерством культуры Республики Крым был представлен ответ на запрос Департамента имущественных и земельных отношений, в котором указано, что на территории земельного участка с кад. номером №<номер> объекты культурного наследия отсутствуют.
Вместе с тем, указанный земельный участок находится в границах защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Дом князя Л.Н.Ратиева» (конец Х1Х века – начало ХХ века), включенного в Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым № 627 от 20.12.2016 года.
Новое строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров, в защитной зоне, установленной в радиусе 200 метров от указанного объекта культурного наследия, запрещается.
Постановлением Администрации города Ялта № 2269-п от 03 августа 2021 года в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность Савченко А.Л. было отказано, на основании части 14.1 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона N 38-3PK, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, является:
наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 14.1 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ определено, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в том числе в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Пунктом 2 статьи 104 ЗК РФ определено, что в целях, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 5 статьи 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 106 ЗК РФ указано, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должен быть определен исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий.
В силу пункта 24 статьи 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 342-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 данной статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
Как следует из вышеуказанного ответа Министерства культуры Республики Крым, а также заключения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, согласно действующей градостроительной документации, испрашиваемый истцом в собственность земельный участок полностью расположен в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Дом князя Л.Н. Ратиева» (конец Х1Х-начало ХХ века).
В соответствии с пунктом 1 ст. 34 Федерального Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
То есть, указанной нормой прямо предусмотрен особый режим использования земель и земельных участков, расположенных в защитной зоне объекта культурного наследия, в том числе запрет строительства.
Таким образом, предоставление Савченко А.Л. в собственность земельного участка, полностью расположенного в защитной зоне объекта культурного наследия, для индивидуального жилищного строительства, противоречило бы указанному нормативному правовому акту, устанавливающему прямой запрет на производство строительных работ на указанной территории.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность для испрашиваемых заявителем целей.
На основании установленных обстоятельств, суд считает отказ органа местного самоуправления в предоставлении истцу в собственность земельного участка законным и обоснованным, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных им исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Савченко Алексея Леонидовича к Администрации города Ялта, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова