Дело № 12-13/2024
УИД 34RS0038-01-2023-001944-51
РЕШЕНИЕ
р.п. Средняя Ахтуба 12 января 2024 года
Судья Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области Серова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Комарова В.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 131 Среднеахтубинского судебного района Волгоградской области от 25 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 131 Среднеахтубинского судебного района Волгоградской области от 25.07.2023 года Комаров В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением мирового судьи, Комаров В.С. обратился в Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области с жалобой, содержащей ходатайство о восстановлении срока на её подачу, в которой просит вышеуказанное постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на допущенные при вынесении постановления существенные нарушения норм права, поскольку он не вызывался на составление протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрение дела, никаких документов не получал, так как с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит на регистрационном учёте по адресу: <адрес>. О деле об административном правонарушении ему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ из СМС -уведомления.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Комаров В.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
Представитель ГБУ Волгоградской области «Природный парк «Волго -Ахтубинская пойма» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом.
Выслушав Комарова В.С., изучив доводы жалобы, исследовав приложенные к жалобе доказательства и представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Признание той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае должностным лицом, судом, правомочным рассматривать жалобу, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое постановление получено Комаровым В.С. ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области поступила жалоба Комарова В.С. на постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, в целях реализации прав заявителя жалобы, считаю возможным восстановить срок на подачу жалобы на постановление мирового судьи.
Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с частью 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Из материалов дела следует, что на основании Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утверждённого постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, полученной информации <.....> ДД.ММ.ГГГГ вх. № и приказа директора от ДД.ММ.ГГГГ №, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на ООПТ регионального значения ФИО3 и ФИО4 произведён внеплановый выезд по наблюдению за состоянием территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» по адресу: №
Обследованием установлено, что в момент осмотра данного участка обнаружено вещество тёмного цвета предварительно асфальтовая крошка размером <.....> на <.....> м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Комарова В.С. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 КоАП РФ.
Между тем с постановлением мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган должностное лицо вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, рассмотрение дела осуществляется при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а при его отсутствии - основным условием является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте совершения указанных процессуальных действий, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные статьями 25.1 и 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом следует учитывать, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Выполнение указанных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комарова В.С. было направлено извещение о составлении протокола об административном правонарушении по адресу: <адрес>.
Согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <.....> извещение не доставлено по причине неудачной попытки вручения.
Вместе с тем, как следует из паспорта ФИО1, адресом его регистрации с ДД.ММ.ГГГГ является <адрес>.
Сведений о направлении извещения о составлении протокола об административном правонарушении в отношении Комарова В.С. по адресу его регистрации материалы дела не содержат.
Кроме того, о времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении Комаров В.С. был извещён мировым судьёй заказными почтовыми отправлениями также по адресу: <адрес>, конверт возвращён за истечением срока хранения.
В нарушение ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении Комарова В.С. в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не убедившись в его надлежащем извещении и не выяснив причины неявки.
Доказательств надлежащего извещения Комарова В.С. о месте и времени его рассмотрения в деле об административном правонарушении не имеется.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе Комарова В.С. о том, что он не был уведомлён о дате и месте составления протокола об административном правонарушении и дате рассмотрения дела нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение такого выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого судебного акта.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учётом вышеизложенного, принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истёк, постановление мирового судьи судебного участка № 131 Среднеахтубинского судебного района Волгоградской области от 25.07.2023 года подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении данного дела мировому судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для дела, предоставить лицу, в отношении которого ведется производство по делу, возможность реализации предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных прав, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 30.3 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить Комарову В.С. срок для обжалования постановления мирового судьи судебного участка № 131 Среднеахтубинского судебного района Волгоградской области от 25 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление мирового судьи судебного участка № 131 Среднеахтубинского судебного района Волгоградской области от 25 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Комарова В.С. - отменить, дело передать на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № Среднеахтубинского судебного района Волгоградской области.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья /подпись Т.А. Серова
Подлинник документа подшит в деле №12-13/2024,
которое находится в Среднеахтубинском районном
суде Волгоградской области