Решение по делу № 33-6592/2018 от 26.11.2018

Судья Улитина О.А.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 декабря 2018 года № 33-6592/2018

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Корешковой В.О., Арсеньевой Н.П.,

при секретаре Полысаловой Э.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Касаткина Л. Н., Касаткиной Е. И. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28 сентября 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований Касаткина Л. Н., Касаткиной Е. И. к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВСК – Линия жизни», следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области о взыскании страхового возмещения отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Корешковой В.О., объяснения истцов Касаткиной Е.И., Касаткина Л.Н., их представителя Хомутова С.В., представителя ответчика СУ СК РФ по Вологодской области и третьего лица СК РФ Серова А.Г., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., судебная коллегия

установила:

К.Н.Л. с 15 января 2011 года проходил службу в должности ..., с 3 по 28 октября 2016 года он был прикомандирован к следственному отделу по г. Вологде.

10 октября 2016 года К.Н.Л. погиб.

Актом руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области (далее – СУ СК России по Вологодской области) от 29 сентября 2017 года установлено, что гибель (смерть) сотрудника наступила вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью и связана с исполнением им служебных обязанностей.

1 февраля 2016 года между Следственным комитетом Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВСК – Линия жизни» (далее – ООО «СК «ВСК – Линия жизни») заключен государственный контракт № 107-16, в соответствии с которым произведено обязательное государственное личное страхование сотрудников Следственного комитета.

В соответствии с пунктом 3.1.1 названного контракта страховым случаем является гибель (смерть) застрахованного лица, если она наступила вследствие причинения застрахованному лицу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей.

ООО «СК «ВСК – Линия жизни» наступившее событие страховым случаем не признало, в страховой выплате фактически отказало.

26 июня 2018 года Касаткин Л.Н. и Касаткина Е.И. обратились в суд с иском к ООО «СК «ВСК – Линия жизни», СУ СК России по Вологодской области, в котором просили обязать ответчиков признать факт гибели их сына К.Н.Л. страховым случаем; взыскать в их пользу страховую выплату в размере 12 451 590 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, неустойку за каждый день просрочки страховой выплаты в размере 1 % от цены иска за период с 1 апреля 2018 года по день вынесения решения суда, штраф, расходы по уплате государственной пошлины в размере 46 800 рублей, оплате юридических услуг в размере 25 000 рублей.

В судебном заседании истцы Касаткин Л.Н., Касаткина Е.И. и их представитель по устному ходатайству Хомутов С.В. иск поддержали.

Представитель ответчика СУ СК РФ по Вологодской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СК РФ Серов А.Г. требования, заявленные истцами к ООО «СК «ВСК Линия жизни», полагал обоснованными, возражал против удовлетворения иска в части требований к СУ СК РФ по Вологодской области.

Представитель ответчика ООО «СК «ВСК – Линия жизни» Крутиков А.И. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что у страховщика обязанности по выплате страхового возмещения не возникло, поскольку смерть К.Н.Л. не является страховым случаем.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Касаткин Л.Н., Касаткина Е.И., указав, что гибель их сына К.Н.Л. связана с исполнением им служебных обязанностей, что подтверждено результатами проверки, проведенной СУ СК России по Вологодской области, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск в полном объеме.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель СУ СК России по Вологодской области Серов А.Г. просил решение суда отменить в части требований к ООО «СК «ВСК – Линия жизни», взыскать со страховщика в пользу истцов страховое возмещение.

Судебная коллегия с учетом требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, полагает, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Разрешая спор и отказывая истцам в иске, суд первой инстанции руководствовался статьей 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и исходил из того, что смерть К.Н.Л. наступила не в связи с исполнением им служебных обязанностей.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он противоречит имеющемуся в деле доказательству - акту от 29 сентября 2017 года (л.д. 48-53), не получившему оценки суда первой инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что постоянно действующая комиссия по определению причинной связи гибели (смерти) сотрудников СУ СК России по Вологодской области, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, решению вопросов о выплатах сотрудникам или членам их семей страховых сумм и компенсаций и оформлению документов на их выплату, созданная приказом руководителя СУ СК РФ по Вологодской области от 18 сентября 2017 года № 127, на основании материалов проверки, проведенной в порядке 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по факту гибели К.Н.Л. установила, что в момент гибели ... К.Н.Л.. исполнял служебные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, утвержденной руководителем указанного следственного отдела 6 мая 2016 года.

В соответствии со статьей 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Статьей 934 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность страховщика произвести страховую выплату при наступлении предусмотренного события (страхового случая) установленного договором страхования.

Отношения, связанные с прохождением службы в Следственном комитете Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ», в статье 36 которого определен порядок обязательного государственного личного страхования сотрудников Следственного комитета, при этом в части 1 названной статьи установлено, что сотрудники Следственного комитета подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье сотрудников: со дня начала службы в следственных органах Следственного комитета по день увольнения со службы.

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ», пунктом 4.3.1. государственного контракта № 107-16 от 1 февраля 2016 годапредусмотрена обязанность страховщика по выплате наследникам сотрудника Следственного комитета страхового возмещения в случае гибели (смерти) застрахованного лица, если она наступила вследствие причинения застрахованному лицу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей – наследникам погибшего (умершего), в размере, равном 180-кратному размеру его среднемесячного денежного содержания.

В соответствии с пунктом 7.6. государственного контракта № 107-16 от 1 февраля 2016 года выплата страховой суммы производится страховщиком в течение 15 дней со дня получения всех документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, а также документально оформленных сведений, запрошенных страховщиком в соответствии с пунктом 6.3 названного контракта (сведения у правоохранительных органов, медицинских и других учреждений и организаций, связанные со страховым случаем).

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 11 апреля 2017 года наследником погибшего 10 октября 2016 года К.Н.Л.., является его мать Касаткина Е.И. (л.д. 32).

Справкой СУ СК РФ по Вологодской области от 15 декабря 2017 года (л.д. 36) подтверждено, что среднемесячное денежное содержание К.Н.Л. составляет ....

Судебная коллегия, учитывая, что письмом от 20 ноября 2018 года № 25/103 ООО «СК «ВСК – Линия жизни» уведомила Касаткину Е.И., как единственного наследника К.Н.Л.., о том, что страховщиком принято решение о страховой выплате в размере 12 451 509 рублей по обязательному государственному личному страхованию сотрудников Следственного Комитета России наследникам погибшего, что соответствует размеру выплаты, установленному законом (...), приходит к выводу о том, что принятым решением ответчик подтвердил факт наступления страхового случая и возникновения у него обязанности перед выгодоприобретателем Касаткиной Е.И. о производстве страховой выплаты.

Вместе с тем, в силу статей 39, 173, 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска полностью либо в части, письменное заявление истца в таком случае приобщается к делу, суд разъясняет истцу последствия отказа от иска. При принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу и в котором указывает, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В соответствии со статьей 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 названного кодекса. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Принимая во внимание, что в суде апелляционной инстанции истцы подтвердили факт выплаты ООО «СК «ВСК – Линия жизни» Касаткиной Е.И., как единственному наследнику погибшего К.Н.Л.., страхового возмещения в размере 12 451 509 рублей платежным поручением №... от <ДАТА>, реализуя свое процессуальное право, истцы отказались от иска в части требований о взыскании неустойки и штрафа, о чем подтвердили письменным заявлением от 14 декабря 2018 года, судебная коллегия полагает, что отказ истцов Касаткиных от иска в части требований неустойки и штрафа не противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем подлежит принятию судом апелляционной инстанции с прекращением дела в части требований, от которых истцы отказались.

В остальной части Касаткины доводы своей апелляционной жалобы поддержали, просили об отмене судебного акта и взыскании со страховщика компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 46 950 рублей, связанных с подачей иска и апелляционной жалобы на решение суда, расходов по оплате юридических услуг и услуг представителя в размере 25 000 рублей.

Из материалов дела следует, что необходимый для принятия решения о страховой выплате пакет документов был направлен в страховую компанию письмом СУ СК РФ по Вологодской области 27 декабря 2017 года № 218-18-2017, однако, выплата произведена страховщиком с нарушением установленных государственным контрактом от 1 февраля 2016 года № 107-16 сроков, что свидетельствует о нарушении ответчиком ООО «СК «ВСК – Линия жизни» прав выгодоприобретателя Касаткиной Е.И.

Поскольку факт нарушения прав Касаткиной Е.И. установлен, что является достаточным основанием для взыскания со страховщика компенсации морального вреда.

С учетом положений статей 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», исходя из принципов разумности и справедливости судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ООО «СК «ВСК – Линия жизни» в пользу Касаткиной Е.И. компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

Принимая во внимание удовлетворение ответчиком требований истца в части страховой выплаты после принятия судом решения, исходя из требований статей 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что с указанного ответчика в пользу истца Касаткиной Е.И. подлежат взысканию судебные издержки: государственная пошлина, уплаченная при подаче иска и апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции, в сумме 46 950 рублей, расходы по оплате юридических услуг и услуг представителя, подтвержденные документально, в сумме 10 000 рублей.

Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истцу Касаткину Л.Н., который не является наследником погибшего К.Н.Л.. и выгодоприобретателем при наступлении страхового случая, а также в части требований, заявленных истцами Касаткиными в отношении ответчика СУ СК РФ по Вологодской области, следует оставить без изменения, соответственно апелляционную жалобу Касаткина Л.Н. и Касаткиной Е.И. – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 39, 173, 220, 221, 326.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28 сентября 2018 года отменить в части отказа Касаткиной Е. И. в иске к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВСК-Линия жизни».

Принять по делу в указанной части новое решение.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВСК-Линия жизни» в пользу Касаткиной Е. И. страховое возмещение в сумме 12 451 509 рублей.

Решение суда в указанной части в исполнение не приводить в связи с добровольной выплатой ответчиком.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВСК-Линия жизни» в пользу Касаткиной Е. И. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей и по уплате государственной пошлины в размере 46 950 рублей.

Принять отказ от иска Касаткиной Е. И., Касаткина Л. Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВСК-Линия жизни» в части требований о взыскании неустойки и штрафа.

Прекратить производству по делу в указанной части.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Касаткина Л. Н., Касаткиной Е. И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-6592/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Касаткина Елена Ивановна
Касаткин Л.Н.
Касаткина Е.И.
Касаткин Леонид Николаевич
Ответчики
СУСК России по Вологодской области
ООО "ВСК-линия жизни"
Другие
Следственный комитет Российской Федерации
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
05.12.2018Судебное заседание
14.12.2018Судебное заседание
26.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2018Передано в экспедицию
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее