Дело №а-4598/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2019 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колыванова С.М.,
при секретаре судебного заседания Самородовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации городского округа Щёлково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от 08.07.2019 № №, обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить решение,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Щёлковский городской суд Московской области с вышеуказанным административным иском к администрации городского округа Щёлково Московской области, мотивируя требования следующим. Административный истец, в целях образования земельного участка для последующего его приобретения в собственность, обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Вместе с тем, решением от 08.07.2019 № № администрацией городского округа Щёлково ему отказано в предоставлении данной государственной услуги, ввиду того, участок частично находится в береговой полосе водного объекта (пруд), который также располагается на данном участке. С указанным решением административный истец не согласен, считает его необоснованным, поскольку полагает, что представленная схема расположения земельного участка не подтверждает наличия обстоятельств, послуживших основанием для отказа в ее утверждении, так как в ней отсутствуют какие-либо водные объекты и считает необоснованным указанием на частичное расположение земельного участка в береговой полосе водного объекта (пруда). На основании изложенного просит признать незаконным решение администрации городского округа Щёлково Московской области от 08.07.2019 № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участок, государственная собственность на которые не разграничена», обязать принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., на кадастровом плане территории, государственная собственность на который не разграничена и направить ФИО1 решение об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., государственная собственность на который не разграничена.
В судебном заседании представитель административного истца - ФИО1, по доверенности (л.д. 10, 21) Шабакаев Д.А., административные исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям, просил требования удовлетворить.
Явившийся в судебное заседание представитель административного ответчика - администрации городского округа Щёлково Московской области, по доверенности (л.д. 19, 20-21) Мясова С.А., административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указала следующее. При рассмотрении заявления ФИО1 администрацией использовалась Информационная система обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО). Согласно сведениям данной системы установлено, что формируемый земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта (пруда), на образуемом земельном участке расположен водный объект (пруд). Таким образом, земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу закона отнесены к землям ограниченным в обороте, береговая полоса водных объектов не предоставляется в частную собственность (л.д. 27-29). На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, в силу следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решением от 08.07.2019 № № ФИО1 администрацией городского округа Щёлково Московской области отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (л.д. 30).
Основанием отказа являлось то обстоятельство, что формируемый земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., частично расположен в береговой полосе водного объекта (пруд), на образуемом земельной участке расположен водных объект (пруд).
Вместе с тем, с указанным представлением административный истец не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ), определен порядок образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона, который предусматривает:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении, при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка, представляет из себя один из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно статье 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные этим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6). Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
Административным истцом совместно с заявлением была предоставлена схема расположения земельного участка, площадью 1 547 кв.м., из которой не следует, что спорный участок расположен в береговой полосе водного объекта и на нем располагается пруд (л.д. 11).
Вместе с тем, из заключения, подготовленного на основании Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (далее по тексту - ИСОГД МО) следует обратное (л.д. 32-41). На основании данного Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношения в Московской области ФИО1 отказано в утверждение схемы расположения земельного участка (выписка из протокола №-О от 09.07.2019 по п. 55) (л.д. 31).
Указанная информационная система - ИСОГД МО была создана на основании постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 №, этим же Постановлением утверждено Положение о данной информационной системе и рекомендовано органам местного самоуправления использовать ИСОГД Московской области при обмене данными в сфере градостроительной деятельности.
Согласно п. 1.3 Положения ведение ИСОГД Московской области осуществляется в целях:
формирования единого информационного пространства Московской области для эффективного управления развитием территории Московской области;
обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
В соответствии с Положением о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главархитектуры Московской области, утвержденным распоряжением Главархитектуры Московской области от 26.12.2016 № 31РВ-267 (далее по тексту - Положение о ВИС ГУАГ МО), ВИС ГУАГ МО система предназначена для обеспечения полномочий Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, определенных постановлением Правительства Московской области от 14 ноября 2007 г. № 858/28 «Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области», в сфере архитектуры и градостроительства на территории Московской области и представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области.
Пунктом 2.10.7 Указанного Положения о ВИС ГУАГ МО установлено, что сведения, содержащиеся в данной информационной системе включают в себя сведения по иным территориям, на которые установлены ограничения.
Участники технологических процессов ВИС ГУАГ МО - центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, указанный в приложении № 1 :
- обеспечивают участие в процессах предоставления информации, подготовки, согласования и утверждения документации, необходимой для осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области, в ВИС ГУАГ МО;
- обеспечивают достоверность и актуальность информации, предоставляемой в ВИС ГУАГ МО; определяют ответственных лиц за представление информации в ВИС ГУАГ МО;
- получают сведения из ВИС ГУАГ МО (пункт 4.1.3 Положения о ВИС ГУАГ МО).
В пункте 5 Положения о ВИС ГУАГ МО устанавливается порядок предоставления доступа к системе согласно которому обратиться за получением доступа к ВИС ГУАГ МО могут федеральные органы исполнительной власти, центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и подведомственные им организации, доступ к системе представляет собой авторизованное подключение к ВИС ГУАГ МО в виде логина и пароля оператором ВИС ГУА.
Из приведенных ранее нормативных актов, регулирующих деятельность ИСОГД МО, составной частью которой является ВИС ГУАГ МО, суд приходит к выводу, что информация содержащаяся в данных государственных информационных системах, в силу п. 9 ст. 14 Федерального закона Московской области от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», является официальной, достоверной и актуальной и при этом информация, содержащаяся в данных государственных информационных ресурсах является ограниченной по возможности доступа к ней.
При рассмотрении вопроса о предоставлении земельных участков, собственность на которые не разграничена при установлении места нахождения земельного участка и отсутствие каких-либо пересечений с смежными землепользователями или установленных в отношении испрашиваемого земельного участка ограничений, орган местного самоуправления руководствуется только данными, находящимися в указанных государственных информационных системах.
В силу подп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования, запрещается (пункт 8 названной статьи).
Таким образом, при принятии оспариваемого решения у администрации городского округа Щёлково Московской области не имелось оснований не доверять данным, выявленным с использованием систем ИСОГД МО, обосновано приняла решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку на момент принятия решения по сведениям ИСОГД, что испрашиваемый земельный участок частично находился в береговой полосе водного объекта (пруд), который также располагается на данном участке, у администрации городского округа Щёлково Московской области имелись основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
В этой связи административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации городского округа Щёлково <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от 08.07.2019 № №, обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на кадастровом плане территории, государственная собственность на который не разграничена, направить ему решение об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением схемы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., государственная собственность на который не разграничена - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд подачей апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Судья С.М. Колыванов