Дело № 2-6104/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2015 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черняковой Л.О. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л :
Чернякова Л.О. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО Сыктывкар об обязании предоставить жилье, указав, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей. В связи с чем просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного найма жилого помещения площадью не ниже 33 кв.м.
В судебном заседании истец Чернякова Л.О. поддержала заявленные требования.
Представитель администрация МО ГО «Сыктывкар» Дроздова Н.А. возражала против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц администрации МО МР «...», администрации МО СП «...», Министерства труда и социальной защиты Республики Коми в судебное заседании не явились, о слушании извещены.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Чернякова Л.О., 12.04.1991 г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать и отец истца лишены родительских прав в соответствии с решением ... районного суда Республики Коми от ** ** **
Жилое помещение по адресу: ..., закреплено за Черняковой Л.О. и ее братьями и сестрами в соответствии с постановлением главы администрации ... сельского совета от ** ** ** №...
Согласно акту о сохранности жилого помещения, закрепленного за Черняковой Л.О., ** ** ** г.р., составленного ** ** ** и утвержденного заместителем начальника Управления – начальником отдела по дела семьи, детства, опеке и попечительству, санитарное состояние квартиры – неудовлетворительное, в течение многих лет не делался ремонт, разобрана печь, сняты рамы с окон, разобран пол. Из мебели и бытовой техники ничего нет, жилье бесхозное. Также сделан вывод о непригодности данного жилого помещения.
В соответствии с постановлением главы сельского поселения «...» от ** ** ** №... Чернякова Е.О. поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения как сирота.
Таким образом, установлен факт непригодности закрепленного жилого помещения и наличие фактической нуждаемости.
Согласно информации, представленной администрацией МО МР «...», Чернякова Л.О. в администрации МО МР «...» не числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с соответствующим заявлением в администрацию МО ГО Сыктывкар не обращалась.
Согласно информации, представленной администрацией МО СП «...», предыдущей администрацией было принято постановление №... от ** ** **, но при этом учетного дела сформировано не было, заявлений о постановке на учет до ** ** ** не поступало.
Согласно представленной информации в период с ** ** ** по ** ** ** Чернякова Л.О. находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ «...».
В период с ** ** ** по ** ** ** истец Чернякова Л.О. проходила обучение в ГОУ НПО ПУ №..., проживала в общежитии по адресу: ...
На момент подачи иска проживала по адресу: .... В судебном заседании ** ** ** пояснила, что проживает по адресу: ...
Недвижимого имущества на праве собственности истец не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП и ответом ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ».
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц на территории Республики Коми определяется Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1 которого наделила указанными полномочиями органы местного самоуправления.
Вид договора и характеристики жилого помещения определяются ст. 8 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ, согласно которой жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
2. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
3. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, составляет пять лет.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган местного самоуправления обязан принять решение об исключении жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда и заключить с гражданами договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
4. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа местного самоуправления.
Порядок выявления обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящей части, устанавливается Правительством Республики Коми.
Договор найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, заключенного на новый пятилетний срок в соответствии с настоящей частью, орган местного самоуправления обязан принять решение об исключении жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда и заключить с гражданами договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
Согласно ст. 14 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ граждане, включенные органами местного самоуправления в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, до вступления в силу настоящего Закона, которые не реализовали принадлежащее им право на обеспечение указанными жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми" данная норма в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
В связи с вынесением данного Постановления в данную статью были внесены изменения Законом Республики Коми от 29.12.2011 N 165-РЗ, и до 31.12.2012 данная норма предусматривала следующее: жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" в редакции, действующей до 31.12.2012, жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде отдельной квартиры площадью 33 квадратных метра (ст.ст. 1,10).
Таким образом, до ** ** ** на ответчике лежала обязанность по предоставлению указанной категории лиц жилья на условиях социального найма в виде отдельной квартиры площадью не менее 33 кв.м.
Закон Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ предусматривает с 01.01.2013 предоставления жилья на условиях специализированного найма по норме предоставления.
Согласно решению Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" норма предоставления в г. Сыктывкаре составляет 13,5 кв.м.
В соответствии с п.п. 2 п. 2 и п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 31.12.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди на основании решения органа местного самоуправления площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в действующей редакции) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Оценив правовое регулирование данного вопроса, суд приходит к выводу о том, федеральный законодатель, изложив ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в новой редакции, изменил вид договора найма – вместо социального с 01.01.2013 заключается договор специализированного найма с условиями перехода в разряд договоров социального найма по истечении 5 лет, что сделано в целях недопущения возможных мошеннических действий в отношении указанной категории лиц, не имеющих жизненного опыта, и отчуждение данного жилья в первые пять лет.
Также изменения коснулись формулировки, по которой определяется площадь. Ранее «не ниже установленных социальных норм», с 01.01.2013 «по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». Ранее предусмотренное Законом понятие «социальная норма» по существу и являлась «нормой предоставления по договору социального найма». Жилищный кодекс РФ не содержал и не содержит понятие социальной нормы, а устанавливает понятие нормы предоставления.
Таким образом, на федеральном уровне изменения по существу затронули только вид договора социального найма, в связи с чем с 01.01.2013 возможно лишь предоставление жилья на условиях специализированного найма.
На территории же Республики Коми с учетом действия Закона Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" в ранее действующей редакции с учетом Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 у указанной группы населения возникло право на получение жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.
Конституционный Суд Республики Коми в своем постановлении от 11.07.2011 указал следующее:
Таким образом, с вступлением в силу Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.
Кроме того, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
Изменения, действующие с 01.01.2013, не коснулись иных льготных категорий граждан, указанных в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья сохранены.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, вновь устанавливаемое правовое регулирование при издании нормативных правовых актов не может быть ниже достигнутого уровня социальной защиты и должно обеспечивать их сохранение и возможное повышение.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
Учитывая изложенное, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения в виде отдельной квартиры площадью не менее 33 кв.м. на условиях специализированного найма.
Довод ответчика о том, что истец проигнорировал порядок обеспечения жилым помещением и о том, что истец не состоит в списках, не принимается во внимание, поскольку отсутствие заявления установленной формы истца в органы, отвечающие за постановку на учет и реализацию жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу социального статуса истца, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о праве истца на жилое помещение, нельзя расценивать как основание для отказа в удовлетворении требований при обращении в суд.
Достижение 23 летнего возраста также не является основанием для отказа, поскольку в список нуждающихся на внеочередное получение жилого помещения как сирота истец включен в ** ** ** году. Отсутствие сформированного учетного дела со стороны администрации МО СП «...» свидетельствует о бездействии со стороны ответственных должностных лиц и не может быть поставлено в вину истцу.
Поскольку истец Чернякова Л.О. включена в число лиц, имеющих право на предоставления жилья как сирота и не была снята с учета в установленном порядке, право на получение жилья на льготных основаниях, несмотря на отсутствие перерегистрации и учетного дела, за ней сохраняется.
Довод о том, что истец подлежит обеспечению жильем по месту первичного выявления отклоняется судом.
С ** ** ** года истец проживает в г. Сыктывкаре, снимает жилье, регистрация по адресу: с..., имеет формальный характер, дочь истца – О., ** ** ** г.р., посещает детский ... с ** ** ** года в г. Сыктывкаре, что подтверждается справкой МБДОУ ...».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что местом жительства истца является г. Сыктывкар, связь с Усть-Вымским районом утеряна более 7 лет назад.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.05.2011 "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по жалобам граждан Купцовой Олеси Олеговны и Шебыревой Татьяны Вячеславовны" пункт 1 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1).
Учитывая вышеназванные нормы, фактические обстоятельства дела, принцип реальной направленности оказания социальной помощи, законный интересы истца, обеспеченные федеральным законодательством, суд полагает, что истец вправе претендовать на получения жилья на территории г. Сыктывкара.
Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Черняковой Л.О. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предоставить Черняковой Л.О. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в г.Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма на состав семьи один человек общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов