11RS0005-01-2023-003747-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Романюк Л.И.,
при секретаре Флоринской И.А.,
с участием представителя ответчика Рочевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте 07 ноября 2023 года гражданское дело по иску Вострикова А.А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, обязании выплатить пенсию, к ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Востриков А.А. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми (далее - ОСФР по Республике Коми) об обязании включить в стаж периоды работы на .... с ...., с ...., признании незаконными отказов в установлении пенсии от <...> г. и от <...> г., обязании выплатить пенсию с момента обращения с ..... Так же Востриков А.А. в исковом заявлении просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. с ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК в случае установления нарушений законодательства со стороны ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК при подаче заявлений о назначении истцу пенсии. В обоснование исковых требований указано, что истец обращался в ОСФР по Республике Коми с заявлениями об установлении пенсии, однако решениями от <...> г. и <...> г. истцу было отказано, кроме того произошло изменение периода стажа при отказе в назначении пенсии от <...> г. в сторону увеличения по неустановленным причинам.
Определением Ухтинского городского суда РК от 14.08.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по РК, в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Определением Ухтинского городского суда РК от 14.08.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области.
В судебном заседании истец Востриков А.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, не присутствовал, в материалах гражданского дела имеется расписка от истца, в котором на рассмотрение гражданского дела в свое отсутствие согласен.
Представитель ответчика ОСФР по Республике Коми Рочева О.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, так как оснований для включения спорных периодов в стаж работы истца не имеется, как и оснований для назначения истцу пенсии по старости.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Канева Н.А., действующая на основании доверенности, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебном заседании не присутствовала. В предыдущих судебных заседаниях с исковыми требованиями не согласилась, сообщила, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК в рамках подготовки к назначению пенсии направляло все необходимые документы в отношении истца в ОСФР по РК, нарушений со стороны ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК не имеется.
Третье лицо, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения гражданского дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
Исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему выводу.
Истец отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с <...> г. по настоящее время.
<...> г. истец обратился в ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях») через администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК.
Решением ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми от <...> г. .... истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, так как истцом не был выработан требуемый страховой стаж. На момент обращения истца его страховой стаж составил ..... Пенсионным органом не приняты к рассмотрению представленные архивные справки от <...> г. № ...., от <...> г. .... о работе Вострикова А.А. в .....
<...> г. истец обратился в ОПФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» через администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК.
Решением ОПФР по Республике Коми от <...> г. .... истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, так как истцом не был выработан требуемый страховой стаж, а так же в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК). На момент обращения истца его страховой стаж составил ....
<...> г. истец обратился в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» через администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК.
Решением ОСФР по Республике Коми от <...> г. .... истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, так как истцом не был выработан требуемый страховой стаж, а так же в связи с отсутствием требуемой величины ИПК. На момент обращения истца его страховой стаж составил .....
В соответствии с положениями ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с ч. 2 ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 ФЗ «О страховых пенсиях».
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, предусмотрено, что применительно к периодам работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу п. 64 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015, если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (пункт 64 Правил).
Таким образом, вышеназванными Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа не исключается установление принадлежности гражданину документа о страховом стаже, в котором его имя, отчество или фамилия не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, самим пенсионным органом или судом.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований истца, возражений ответчика ОСФР по Республике Коми относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление следующих обстоятельств:
имеется ли у истца вся совокупность условий для назначения пенсии по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату подачи заявлений о назначении пенсии, в частности необходимый страховой стаж и необходимая величина ИПК с учетом периодов работы и иных периодов, подлежащих включению в страховой стаж;
какие документы представлены истцом в пенсионный орган в подтверждение своего права на назначение пенсии при первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (<...> г.);
При обращении с заявлением о назначении пенсии <...> г. в распоряжение ответчика ОСФР по Республике Коми поступили 3 архивные справки .... от <...> г. № ...., от <...> г. .... в адрес ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, из содержания которых следует, что в расчетных ведомостях работников .... года значится Востриков А.А. (так в документах, инициалы не расшифрованы, других работников с фамилией Востриков и инициалами А.А. в расчетных ведомостях не значится), должность не указана. Начисление заработной платы Вострикову А.А. производилось с .... включительно, в .... начисление заработной платы произведено за ...., в ....
Учитывая, что вышеуказанными справками подтверждается, что иных граждан с фамилией Востриков в период с .... не работало, не указание полностью имени и отчества Вострикова А.А. не может быть поставлено в вину истцу и иметь для него неблагоприятные последствия в сфере пенсионного обеспечения.
Из совокупности установленных обстоятельств в рамках гражданского дела, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований истца об обязании ОСФР по Республике Коми включить в стаж работы истца период с <...> г. по <...> г. (дата начала и окончания периода определяются из количества отработанных дней в ....).
Оснований для возложения на ответчика ОСФР по Республике Коми обязанности включить в стаж истца периоды работы с .... суд не усматривает, так как истцом не представлено соответствующих доказательств работы истца в указанный период., в материалах гражданского дела, пенсионного дела истца их так же не имеется.
....
Изменение периода стажа при отказе в назначении пенсии от <...> г. в сторону увеличения произведено ОСФР по Республике Коми по результатам проверки <...> г. специалистами ПФР по Ярославской области факта работы Вострикова А.А. в период с .... год в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области.
Исковые требования о признании решений об отказе в назначении пенсии незаконным от <...> г. и от <...> г., обязании ОСФР по Республике Коми назначить и выплатить пенсию с .... удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Так, при включении периода работы и заработной платы на основании архивных справок от <...> г. № ...., от <...> г. .... с <...> г. по <...> г., а также, периодов работы с ...., .... в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, страховой стаж истца составит .... (при требуемом стаже ....), величина ИПК составит .... Право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на <...> г. не определяется.
При включении периода работы с <...> г. по <...> г. на основании справок от <...> г. № ...., от <...> г. № ...., с <...> г. по <...> г., а также периодов работы с .... в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, страховой стаж составит .... (при требуемом стаже ....), величина ИПК - .... Право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на <...> г., на <...> г. не определяется.
ОСФР по Республике Коми в письменном отзыве от <...> г. подробно приведен порядок расчета ИПК истца.
Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ величина ИПК складывается из ИПК за периоды, имевшие место до <...> г., и ИПК за периоды, имевшие место с <...> г..
ИПК за периоды, имевшие место до <...> г., определяется из размера страховой части, трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на <...> г. по нормам Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на <...> г. (64,10 руб.).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости зависит от пенсионного капитала зарегистрированного лица, который определяется по нормам положений пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона № 173-ФЗ и рассчитывается как сумма части расчётного пенсионного капитала зарегистрированного лица (далее - РПК) по состоянию на 31.12.2001 года, исчисленного в соответствии со ст. 30 названного закона, валоризации, исчисленной в соответствии со статьёй 30.1, и страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за зарегистрированное лицо начиная с 01.01.2002 года.
Величина РПК устанавливается от расчётного размера трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 01.01.2002 года. Расчётный размер трудовой пенсии по старости зависит от стажа работы и среднемесячной заработной платы зарегистрированного лица до 01.01.2002 года.
Расчётный размер страховой пенсии по старости Вострикова А.А. определён по наиболее выгодному варианту исчисления в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
Размер страховой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на <...> г. составляет .... рублей (в соответствии с частью 7 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее .... рублей) и определен ОСФР по Республике Коми с учетом: общего трудового стажа, исчисленного в календарном порядке по состоянию на <...> г. — .... при требуемом стаже .... лет ....). При исчислении размера страховой пенсии по старости применено отношение неполного стажа к требуемому ....; среднемесячного заработка зарегистрированного лица — .... руб.; суммы валоризации —.... руб., рассчитанной в календарном порядке из трудового стажа на <...> г. год (.... за общий стаж до <...> г.); суммы страховых взносов, поступивших от работодателя за период с <...> г. по <...> г. год, в размере .... рублей; ИПК за периоды, имевшие место до <...> г. - .... ИПК за периоды, имевшие место после <...> г. - ....
Соответственно, суммарный ИПК составит ....
В соответствии со ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (действующим до 01.01.2022 года) утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно п. 3 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 года № 884н граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
В силу п. 9 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 года№ 884н граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.
Аналогичные положения предусмотрены п. 5 Приказа Минтруда России от 05.08.2021 года № 546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действующим с 01.01.2022 года.
Содержание приведенных выше норм права позволяет прийти к выводу о том, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения (перерасчета) пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является составление лицом, отбывающим наказание, заявления о назначении (перерасчете) пенсии, которое подлежит передаче в орган Пенсионного фонда вместе с документами, подтверждающими обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение права на тот или иной вид пенсионного обеспечения.
Представителем ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в материалы гражданского дела представлен запрос ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми начальнику архивного отдела .... от <...> г. о предоставлении справки о стаже и заработной плате истца. Справки от <...> г. № ...., от <...> г. .... были направлены учреждением в пенсионный орган в пределах срока рассмотрения заявления истца от <...> г. о назначении пенсии.
Изменение периода стажа при отказе в назначении пенсии от <...> г. в сторону увеличения произведено ОСФР по РК по результатам проверки <...> г. специалистами ПФР по Ярославской области факта работы Вострикова А.А. в период с .... в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области.
В ходе судебного разбирательства виновных действий со стороны ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми при направлении заявлений истца о назначении пенсии и необходимых документов в пенсионный орган, которые повлекли для истца нарушение его права на пенсионное обеспечение не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с пользу истца с ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России компенсации морального вреда в размере 100000 руб. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые Вострикова А.А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК удовлетворить частично.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми .... включить в стаж работы Вострикова А.А. период с <...> г. по <...> г..
В удовлетворении исковых требований Вострикова А.А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми об обязании включить в пенсионный стаж Вострикова А.А. период работы с ...., о признании решений об отказе в назначении пенсии незаконными от <...> г. и от <...> г., обязании назначить и выплатить пенсию с .... отказать.
В удовлетворении исковых требований Вострикова А.А. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме составлено 14.11.2023 года.
Судья Л.И. Романюк