Решение по делу № 2-404/2020 от 13.12.2019

Дело № 2-404/2020

УИД: 33RS0002-01-2019-005969-30

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

10 июля 2020 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Новикове А.Е.,

с участием:

истца Щавлева И.В., его представителей Ганич Н.Д., адвоката Спиридоновой Е.А.,

представителя администрации <...> Таланова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску Щавлева И. В. к администрации <...>, Департаменту образования администрации Владимирской области, администрации МО «<...>» об обеспечении жилым помещением на территории <...>,

У С Т А Н О В И Л:

Щавлев И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд иском к администрации <...>, Департаменту образования администрации Владимирской области, в котором с учетом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением на территории <...>, включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <...>, обязать ответчиков обеспечить истца жилым помещением на территории <...>.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «<...>».

В обоснование своих требований указал, что является уроженцем <...>, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать – Щавлева К.М. была лишена родительских прав на основании решения Фрунзенского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ. До этого времени она постоянно проживала в <...>, несмотря на то, что была зарегистрирована в <...> Владимирской области. С рождения истец формально зарегистрирован в <...>, но никогда на территории указанного населенного пункта не проживал.

После того, как мать истца лишили родительских прав, с ДД.ММ.ГГГГ, по достижении восемнадцатилетнего возраста, Щавлев И.В. находился под опекой и в приемной семье Ганич Н. Д., проживал по адресу <...>18, после этого по адресу <...>29. По этому адресу посещал дошкольное учреждение, школу, обучался в Авиамеханическом колледже, состоял на учете в поликлинике, пользовался другими социальными учреждениями.

С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени снимает комнату и проживает по адресу <...>, комната 65. Трудоустроен также на территории <...>. Таким образом, с рождения и до настоящего времени истец постоянно проживает на территории <...>.

Приказом Управления образования администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ является подопечным <...>, нуждается в предоставлении жилого помещения. В 2015 году Ганич Н.Д., как опекун, обратилась в органы опеки и попечительства с целью узнать порядок и сроки обеспечения истца жилым помещением. Представители органов опеки и попечительства умышленно или по незнанию, ввели Ганич Н.Д. в заблуждение, пояснив, что ей необходимо обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения на территории <...>, по месту регистрации истца. При этом работники органов опеки имели на руках документы, работали с приемной семьей Ганич Н.Д., где истец воспитывался, знали, что Щавлев И.В. все время проживал во Владимире.

ДД.ММ.ГГГГ Ганич Н.Д. обратилась к главе администрации МО «<...>» с заявлением о постановке истца на очередь, как лицо из числа детей-сирот, на предоставление жилого помещения на территории <...>. Постановлением администрации <...> Владимирской области ### истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по <...>.

Однако своего согласия на обеспечение жилым помещением на территории <...> истец не давал. Постановление администрации <...>, которым он включен в список, получено только в ноябре 2019 года, ранее о нем не было известно. Уведомление о внесении в список получила заявитель Ганич Н.Д.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Владимирской области ###-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит иск удовлетворить.

К участию в деле в качестве соответчика привлечены администрация МО «<...>» (Управление образования).

Истец в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства извещался, в данных ранее пояснениях требования поддержал.

Представители истца в суде иск поддержали, просили его удовлетворить с учетом изменений, ссылаясь на необоснованное принятие Управлением образования МО «<...>» заявления о постановке Щавлева И.В. на очередь на получение жилья. Истец вправе претендовать на жилое помещение на территории <...>, даже если ему выделена квартира в <...>, где он не проживал.

Представитель ответчика администрации <...> в суде иск не признал, указал, что истец был зарегистрирован в <...>. Постановлением администрации МО «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ включен и находится в списке по <...>. Возможности находиться в списке по <...> не предусмотрено законодательством. Заявление на включение в список было написано опекуном. На момент подачи заявления истец был зарегистрирован в <...>, в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Представитель ответчика Департамента образования Владимирской области в суде не присутствовал, в данных ранее пояснениях иск не признавал, указав, что правовые основания для его удовлетворения отсутствуют, пояснил, что истец значится в муниципальном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями под ###, жилое помещение будет предоставлено, права не нарушены. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что истец исключен из списка в связи с предоставлением жилого помещения.

Представитель ответчика администрации МО «<...>» в суде не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства извещались, в данных ранее пояснениях, указал, что орган уполномочен в части обеспечения жилыми помещениями, однако не вправе приобретать жилые помещения на территории другого муниципального образования. Денежные средства на приобретение жилых помещений выделяются по <...>. Заявленные требования полагал не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо - Управление образования администрации <...>, извещенные о судебном заседании, в суд представителя не направили, ранее пояснили, что жилищные права Щавлева И.В. не нарушены, так как постановлением администрации муниципального района «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ ### он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории данного муниципального образования. В связи с тем, что и по настоящее время Щавлев И.В. числится в областном списке, включение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию <...> невозможно. Действующим законодательством Российской Федерации ни на федеральном, ни на региональном уровне не предусмотрен порядок изменения сведений относительно муниципального образования, на территории которого будет предоставлено жилое помещение.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Аналогичные положения содержит Закон Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Как следует из материалов дела, Щавлев И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца Щавлева К.М., умершая ДД.ММ.ГГГГ, решением Фрунзенского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении него.

Адрес регистрации Щавлева И.В. с ДД.ММ.ГГГГ - <...>, д. Бурлыгино – старое, <...>.

Постановлением главы администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### Щавлев И.В. передан под опеку Ганич Н.Д., проживающей по адресу: <...>.

Приказом Управления образования администрации <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ Щавлев И.В. передан в приемную семью Ганич Н.Д., с ней заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы МО Головинское сельское поселение <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###а Щавлев И.В. поставлен на очередь по улучшению жилищных условий.

На основании поданного ДД.ММ.ГГГГ Ганич Н.Д. в администрацию МО «<...>» заявления, Щавлев И.В. постановлением главы администрации МО «<...>» ### от ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по МО <...>.

Из материалов дела усматривается, что какого-либо жилого помещения в собственности Щавлев И.В. не имеет.

В материалы дела представлен список по МО <...> детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на ДД.ММ.ГГГГ в котором истец значился под ### (по списку по МО <...>, как следует из пояснений - ###).

Предъявляя настоящие требования, истец полагает, что вправе претендовать на получение жилого помещения на территории <...>, поскольку никогда не проживал на территории <...>.

Как видно из дела, Щавлев И.В. в 2014 году окончил МБОУ <...> СОШ ###, обучался в ГБПОУ ВО «Владимирский авиамеханический колледж», на очной форме в ВлГУ им.Столетовых.

Истцом в 2017-2019 г.г. заключались договоры найма квартиры по адресу: <...>330, аренды жилого помещения по адресу: <...>65.

Щавлев И.В. неоднократно обращался к ответчикам по вопросу обеспечения его жилым помещением на территории <...>, на обращения даны ответы с разъяснением норм действующего законодательства РФ, порядка обеспечения данной категории граждан жилыми помещениям.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Таким образом, по смыслу данного Федерального закона жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Место жительства истца было определено в несовершеннолетнем возрасте в д. Бурлыгино, в связи с чем, его проживание в <...> не влечет изменения обязанности обеспечить его жильем на территории <...>.

Право истца быть принятым на учет в целях получения жилого помещения было им реализовано в органах государственной власти по месту регистрации по месту жительства в <...>.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства Щавлев И.В. обеспечен специализированным жилым помещением по адресу: <...> Владимирской области, <...>, где он и зарегистрировался ДД.ММ.ГГГГ.

В дело также представлен договор найма специализированного жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ### от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, требования Щавлева И.В. являются не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Щавлева И. В. к администрации <...>, Департаменту образования администрации Владимирской области, администрации МО «<...>» об обеспечении жилым помещением на территории <...> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                             М.С.Игнатович

2-404/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Щавлев Илья Валерьевич
Ответчики
Департамент образования администрации Владимирской области
Управление образования администрации Судогодского района Владимирской области
Администрация города Владимир
Другие
Управление образования администрациии города Владимира
Администрация Судогодского района
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Судья
Игнатович М.С.
Дело на странице суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
13.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2019Передача материалов судье
16.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
29.06.2020Производство по делу возобновлено
29.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2020Дело оформлено
10.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее