РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2018 года г. Черемхово
Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Некоз А.С., при секретаре Цуленковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-920/2018 по иску Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области к Бочарову Александру Петровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области обратилась в суд с иском к Бочарову А.П. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав в обоснование своих требований, что Бочаров А.П., согласно сведениям ГИБДД является владельцем транспортных средств, указанных в налоговом уведомлении, и в соответствии со ст. 357 НК РФ несет обязанность по уплате транспортного налога. На основании п.п.1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ, ст. 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 г. № 53-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, категории транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ, сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, с учетом количества месяцев владения транспортным средством. Расчет транспортного налога, подлежащего уплате за 2015 г.: (налоговая)* (налоговая ставка)*(количество месяцев владения транспортным средством) – 10675, 00 руб.: (150*25*12/12)+ (185*30,5*12/12)+(135*9,5*12/12). В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога налогоплательщику были начислены пени в размере 60,49 руб. На основании ст.52 НК РФ налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты транспортного налога. В целях досудебного урегулирования спора, согласно п. 2 ст. 69, п.1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате вышеуказанной суммы задолженности, однако до настоящего времени требование не исполнено. Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Бочарова А.П. Однако определением ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 111 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области отказано в принятии данного заявления, в связи с обращением налогового органа за пределами установленного абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ срока. Причинами пропущенного процессуального срока административным истцом является смена программного обеспечения, большой объем работы и изменение законодательства о взыскании обязательных платежей и санкций.
В связи с чем, административный истец просил восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Взыскать с Бочарова А.П. задолженность по налогам за 2015 г. в сумме 10735, 49 руб., в т. ч. транспортный налог с физических лиц в размере 10675, 00 руб., пеню в размере 60,49 руб.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области, не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте, дате и времени рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Бочаров А.П. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются соответствующие сведения. Об уважительности причин неявки суду не сообщил, возражений по сути заявленных требований не представил, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав представленные материалы, давая анализ доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Бочаров А.П. имеет в собственности транспортные средства: TOYOTA CHASER, г.р.з. № года выпуска, МИЦУБИСИ ФИО2, г.р.з. №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, ЗИЛ 431412, г.р.з. №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
Согласно сведениям налогового органа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Бочарова А.П. имеется общая задолженность по налогам, пени и штрафам, сформировавшаяся в период до 2016г., и с учетом пени и составляющая: 70867, 25 руб., в том числе налог в сумме 54800, 46 руб.
В силу ч. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Рассматривая ходатайство Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области к Бочарову А.П. о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно частям 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Бочарову А.П. МИФНС России № 18 по Иркутской области направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить общую задолженность по налогам и пени в размере 70867, 25 рублей.
Однако указанное требование административным ответчиком не исполнено, недоимка по налогу, пени не уплачены, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании истек ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 18 по Иркутской области обратилась к мировому судье судебного участка № 111 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Бочарова А.П. задолженности по транспортному налогу за 2015 г. и пени в сумме 10 735, 49 руб., то есть с пропуском предусмотренного законом срока.
Определением мирового судьи судебного участка № 111 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС N 18 по Иркутской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу в связи с пропуском процессуального срока.
Поскольку заявленная к взысканию сумма превысила 3000 рублей, а срок исполнения самого раннего требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с учетом вышеуказанных положений НК РФ, срок на обращение в суд с настоящим административным иском истек ДД.ММ.ГГГГ, налоговая инспекция обратилась в судебный участок № 111 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного срока, в связи с чем, утратил право на требование о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 10735, 49 руб., что является достаточным основанием для отказа в иске.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трех месяцев после вынесения определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, административным истцом МИФНС № по Иркутской области в суд представлено административное исковое заявление о взыскании налогов и пени с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока для взыскания обязательных платежей в судебном порядке.
Доводы административного истца о том, что срок на обращение с заявлением в суд, пропущен в связи с реорганизацией учреждения и слиянием компьютерных программ, а также уничтожение документов по истечении сроков их хранения, суд находит несостоятельными. Поскольку в качестве уважительных причин пропуска срока административный истец фактически указывает на внутренние организационные причины налогового органа, повлекшие несвоевременную подачу заявления, которые не могут быть признаны судом в качестве уважительных.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Административным кодексом РФ. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).
Таким образом, сроки принудительного взыскания задолженности по налогам и пени на момент обращения в суд истекли.
О наличии у административного ответчика задолженности по налогам в бюджет налоговому органу было известно с момента не уплаты налогоплательщиком обязательных платежей в установленные сроки, в рассматриваемом случае в 2016 г. Вместе с тем, каких-либо мер по взысканию задолженности до настоящего времени налоговым органом не производилось. Доказательств иного суду истцом не представлено.
На налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика.
Исходя из чего, суд полагает, что ненадлежащие действия самого налогового органа по осуществлению налогового контроля привели к пропуску им срока на обращение с заявлением в суд, причины которого не могут быть признаны судом уважительными.
Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области не предоставила каких-либо достаточных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, а поэтому в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области к Бочарову А.П. о взыскании задолженности по налогам, пени в сумме 10 735, 49 руб., надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области о восстановлении пропущенного срока на подачу в суд административного искового заявления о взыскании с Бочарова Александра Петровича задолженности по налогам и пени - отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области к Бочарову Александру Петровичу о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 10735 руб. 49 коп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья А.С. Некоз