Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск Самарской области “18” марта 2016 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Воложанинова Д.В., с участием: истцов Климовой О.И. и Климова А.А., при секретаре Степановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-167/2016 по исковому заявлению Климовой ФИО10 и Климова ФИО11 об оспаривании решения органа местного самоуправления, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить семью на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Климова О.И. и Климов А.А. обратились в суд с исковым заявлением о признании на основании ст.ст. 31, 50, 51 ЖК РФ незаконным распоряжения администрации муниципального района <адрес> от <адрес> г. №р “Об отказе в постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Климовой ФИО12”, признании семьи Климовой ФИО13, состоящей из 2 человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании администрации муниципального района <адрес> поставить семью Климовой ФИО14 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указали, что зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО4 и ФИО5
Климова О.И. является собственником 1/5 доли квартиры общей площадью <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> ее доли <данные изъяты> что менее учетной нормы, необходимой для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ Климова О.И. обратилась в администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о принятии ее и ее супруга на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии на строительство жилого помещения.
В результате рассмотрения указанного заявления администрацией муниципального района <адрес> вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №р “Об отказе в постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Климовой ФИО15”.
Считают, что отказ незаконен, поскольку не являются членами семьи ФИО4 и ФИО5, совместного хозяйства с ними не ведут, раздельно приготавливают пищу, стирают, убираются, закупают продукты питания и предметы быта.
ДД.ММ.ГГГГ Климовым А.А. и семьей Степановых заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истцы Климова О.И. и Климов А.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации муниципального района <адрес> Базарова Е.Г. в судебное заседание не прибыла, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без ее участия, возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело без его участия, удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Выслушав объяснения истцов, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 598 от 15.07.2013 утверждена Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Пунктом 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598, далее - Типовое положение) установлено, что названное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно положениям подпункта "г" пункта 4 Типового положения одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях указанного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу требований пункта 7 Типового положения к членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По делу установлено, что истцы Климов А.А. и Климова О.И. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении - доме общей площадью <данные изъяты>., расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности дедушке Климова А.А. - ФИО4 и <данные изъяты> Климова А.А. - ФИО5, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ с Климовым А.А. заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения на срок по ДД.ММ.ГГГГ
Истцу Климовой О.И. принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Решением Собрания представителей муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере <данные изъяты> общей площадь для постановки на регистрационный учет граждан, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения.
Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программ “Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Климова О.И. обратилась в комиссию по жилищным вопросам при администрации муниципального района <адрес> с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р “Об отказе в постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Климовой ФИО16” семье Климовой О.И. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данное решение об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивировано тем, что приходящаяся на одного члена семьи Климовой О.И. площадь жилого помещения в размере <данные изъяты>. превышает учетную норму.
Из материалов дела следует, что истец Климова О.И. осуществляла на момент принятия оспариваемого распоряжения трудовую деятельность в МБУ “Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг” м.<адрес> в сельской местности.
Судом установлено, что истцы Климов А.А. и Климова О.И. проживают в доме общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, что видно из акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ.
Вопреки требованиям пункта 7 Типового положения Климова О.И. и Климов А.А. признаны членами семьи ФИО17, хотя в справках администрации сельского поселения <адрес> о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ Климовы не включены в состав семьи ФИО18 в акте проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют какие-либо сведения о ведении Климовыми ФИО19 общего хозяйства. Судом при осмотре на месте ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имеет место раздельное ведение хозяйства семьи Климовых и семьи ФИО20, что подтверждается раздельным хранением продуктов питания в двух холодильниках, проживанием в отдельной комнате, имеющей необходимую мебель, в том числе стол для питания.
В связи с чем, обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи Климовых исчисляется исходя из 1/5 общей площади квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, пропорционально доле, находящейся в собственности Климовой О.И., и составляет <данные изъяты> на одного человека, что меньше учетной нормы – 12 кв.м.
Довод ответчика о том, что обеспеченность истцов общей площадью жилого помещения составляет <данные изъяты> суд считает несостоятельной, поскольку по вышеизложенным основаниям у комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района <адрес> на момент принятия оспариваемого распоряжения отсутствовали достоверные данные для признания Климовых членами семьи ФИО21.
При таких обстоятельствах распоряжение главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р “Об отказе в постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Климовой ФИО22” является незаконным.
Также суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан путем повторного рассмотрения заявления Климовой О.И. о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии.
Исковые требования о признании семьи Климовой О.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании ответчика поставить семью Климовой О.И. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворению не подлежат, так как признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно подпункту "г" пункта 4 Типового положения относится к компетенции органа местного самоуправления, а также на момент принятия нового распоряжения возможно изменение, как жилищных условий семьи Климовых, так и оснований для участия в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Климовой ФИО23 и Климова ФИО24 об оспаривании решения органа местного самоуправления, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить семью на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение главы муниципального района <адрес> от 15 декабря 2015 г. № 1864р “Об отказе в постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Климовой ФИО25
Обязать администрацию муниципального района <адрес> устранить допущенное нарушение прав путем повторного рассмотрения заявления Климовой ФИО26 о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии.
В остальной части предъявленного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено судьей в совещательной комнате и подписано 23 марта 2016 года.
Председательствующий судья: Д.В. Воложанинов