Дело № 2-1318/2020
УИД 33RS0001-01-2020-000937-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Владимир Владимирской области
14 октября 2020 года
Ленинский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Стуловой Е.М.,
при секретаре Сизовой О.С.,
с участием:
прокурора Морозовой Н.М.,
ответчика Егорова А.Е.,
представителей ответчиков Еремеевой Н.Н., Еремеева М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Егорову А. Е., Егоровой Н. Н., Егорову А. АлексА.у об устранении нарушений права собственника жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения,
установил:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Егорову А.Е., Егоровой Н.Н., Егорову А.А. об устранении нарушений права собственника жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчики незаконно удерживают жилое помещение в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>
Указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Жилое помещение было предоставлено Егорову А.Е. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ для временного проживания в связи с прохождением военной службы.
Согласно сведениям из трудовой книжки, Егоров А.Е. уволен из войсковой части .... ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, по мнению истца, утратил связь с Министерством обороны РФ.
В этой связи права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации Егоров А.Е. не имеет. Нуждающимся в жилых помещениях в установленном порядке не признан. Требование освободить спорное жилое помещение добровольно ответчики не исполнили.
Ссылаясь на ст. ст. 30, 94, 103, 105 ЖК РФ и ст. ст. 209, 304, 214, 125 ГК РФ, нормы Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», истец просит устранить нарушения права собственника в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, прекратить Егорову А.Е., Егоровой Н.Н., Егорову А.А. право пользования данным жилым помещением, выселить без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики Егоровы Н.Н. и А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Ответчик Егоров А.Е. и представители ответчиков адвокаты Еремеева Н.Н., Еремеев М.Н. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласились, поскольку считают, что ответчики относятся к категории граждан, которые в силу положений ЖК РСФСР не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Считают, что Минобороны России не представлены доказательства того, что спорное жилое помещение отнесено в установленном порядке к специализированному жилищному фонду. Жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации либо в пользовании по договорам социального найма ответчики не имеют. В удовлетворении исковых требований просили отказать, также просили о применении срока исковой давности.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещались судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Ранее в представленном отзыве полагали исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, администрация города Владимира, Департамент имущественных отношений Минобороны России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.30ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Аналогичные права собственника предусмотрены п. 1 ст.288ГК РФ.
В силу ст.11 ЖК РФзащита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Частью 1 ст.35 ЖК РФпредусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу ст.40 КонституцииРоссийской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Часть 4 ст.3 ЖК РФпредусматривает, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
В п. 8 Постановления Пленума от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст.25 Конституции Российской Федерации, ст.1,3 ЖК РФ).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 4 ст.3 ЖК РФ).
Согласно п.п. 1 ч. 1, ч. 2 ст.92 ЖК РФслужебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, в качестве которых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Статьей93 ЖК РФустановлено, что служебные жилые помещения предназначены, в том числе, для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Исходя из положений ст.100 ЖК РФспециализированные жилые помещения предоставляются гражданам по договору найма специализированного жилого помещения, который заключается на основании решения о предоставлении такого жилого помещения, для временного проживания в нем.
Согласно ч. 1 ст.102, ч. 3 ст.104 ЖК РФдоговор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям. Договор найма служебного жилого помещения заключается, в том числе, на период трудовых отношений, прекращение которых является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 ст.103 ЖК РФпредусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору (ч. 5 ст.100, ч. 3, 4 ст.67, ст. 69 ЖК РФ).
С учетом установленных по делу обстоятельств, рассматривая заявленные истцом требования о выселении ответчиков из служебного жилого помещения, суд учитывает, что на дату предоставления ответчикам спорного жилого помещения действовал ЖК РСФСР.
В соответствии со ст. 5Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как указано в п. 41 Постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать, что к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся, в том числе, служебные жилые помещения, в качестве которых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч.2 ст.92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены ст.92-98 ЖК РФ.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст.90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие ЖК РФ, применяются с учетом их длящегося характера нормы ЖК РФ, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (ст. 5 Вводного закона).
В соответствии со ст. 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.51 ЖК РФна учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с названной статьей Вводного закона указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст.51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст.52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.108и110ЖК РСФСР.
Таким образом, невозможность выселения граждан, без предоставления другого жилого помещения, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, предусмотрена при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны быть отнесены к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ (ст.108ЖК РСФСР), а также такие граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма либо иметь право состоять на таком учете.
Как следует из ст.101ЖК РСФСР, действовавшего на дату предоставления ответчикам спорного жилого помещения, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно п. 8 ст.108ЖК РСФСР не подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из служебных жилых помещений лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, либо по сокращению численности или штата работников.
В силу ст.51 ЖК РФгражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно приказу Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Казарма/общежитие, общей площадью .... кв.м, по адресу: <адрес> стоит на балансовом учете ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
На период трудовых отношений в войсковой части .... Егорову А.Е. предоставлено жилое помещение № в малосемейном общежитии по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью .... и Егоровым А.Е. был заключен договор №.
По условиям данного договора:
1.Войсковая часть .... безвозмездно выделяет служебную квартиру № в малосемейном общежитии согласно протоколу заседания жилищной комиссии в/ч .... от ДД.ММ.ГГГГ.
2.Гражданин Егоров А.Е. обязуется отработать в войсковой части .... с момента подписания 3 (три) календарных гола.
В случае увольнения гражданина до истечения срока, обусловленного настоящим пунктом договора, гражданин обязуется освободить занимаемую жилплощадь в течение месяца со дня увольнения.
3.В случае ликвидации войсковой части .... до истечения обусловленного договором срока, обязательство, принятое на себя гражданином, согласно пункту 2 настоящего договора исполняется по отношению к правопреемнику войсковой части .....
4.В случае ликвидации войсковой части .... право на выделенную жилплощадь в малосемейном общежитии сохраняется за гражданином в порядке, предусмотренном жилищным законодательством России.
5.Договор вступает в силу с момента подписания.
В результате проведенной технической инвентаризации номер квартиры изменен на №.
Согласно выписке из поквартирной карточки по <адрес> в спорном жилом помещении зарегистрированы постоянно Егоров А.Е. (наниматель), Егорова Н.Н. (жена) с ДД.ММ.ГГГГ, Егоров А.А. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ.
В выписке из лицевого счета о начислениях за жилое помещение по адресу: <адрес> для абонента Егорова А.Е. указаны начисления за содержание жилья, найм жилья, отопление, холодное и горячее водоснабжение, нагрев, водоотведение, электроэнергия. При этом задолженность по жилищно-коммунальным услугам отсутствует.
Согласно данным трудовой книжки на имя Егорова А.Е. №, ответчик ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в в/ч .... учеником каменщика, ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в в/ч .... в связи с ликвидацией в/ч ...., ДД.ММ.ГГГГ принят каменщиком в в/ч ...., ДД.ММ.ГГГГ уволен из в/ч .... по собственному желанию.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ на имя Егорова А.Е. зарегистрированы земельный участок, площадью .... кв.м и жилой дом, площадью .... кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности возникло на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, из объяснений Егорова А.Е. проживание в данном доме невозможно в силу его ветхости.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Егоровой Н.Н. и Егорова А.А. на имеющиеся в их собственности объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации ответчики не обеспечены, безвозмездную финансовую помощь на строительство жилья не получали, проживают в спорном жилом помещении по адресу: <адрес>.
Таким образом, в соответствии с требованиями ч. 2 ст.56 ГПК РФпо рассматриваемому делу юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являются подтверждение статуса жилого помещения как служебного и выяснение наличия предусмотренных ст. 13 Вводного закона условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения, отнесенного к числу служебных, без предоставления другого жилого помещения.
Как установлено судом заселение ответчиков в квартиру дома <адрес> производилось в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между войсковой частью № и Егоровым А.Е.
По условиям указанного договора Егоров А.Е. брал на себя обязательство отработать в войсковой части три года с момента подписания договора.
В связи с ликвидацией войсковой части .... в .... году, он был переведен в войсковую часть .... и продолжал проживать в предоставленной квартире.
В связи с длительными задержками выплаты зарплаты и ликвидацией части, Егоров А.Е. вынужден был уволиться из войсковой части ДД.ММ.ГГГГ.
Обязательство отработать три года, предусмотренное договором № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком выполнено полностью, другой договор с ответчиком не заключался.
В пункте 4 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ указано:
«В случае ликвидации войсковой части .... право на выделенную жилплощадь сохраняется за гражданином в порядке, предусмотренном жилищным законодательством России».
Следовательно, есть основания для применения действующего в тот период времени жилищного законодательства, а именно ст. 108 ЖК РФ, которая предусматривала, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:
8)лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников.
Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.
Из войсковой части № Егоров А.Е. был уволен ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на запись в трудовой книжке «уволен по собственному желанию», увольнение произошло по уважительной причине. Последний год войсковая часть .... прекратила регулярно выплачивать заработную плату всем работникам части.
Также командиром войсковой части был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (по личному составу). В данном приказе было указано следующее:
«В соответствии с организационными мероприятиями, проводимыми по директиве Генерального штаба ВС РФ от 29 апреля 2001 года № 314/8/0325 войсковая часть .... подлежит расформированию. Рабочие подлежат увольнению по следующим должностям:
«47. Егоров А. Е. - каменщик».
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что при рассмотрении споров о расторжении по инициативе работника трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора (пункт 3 части первой статьи 77, статья 80 ТК РФ) судам необходимо иметь в виду следующее, если заявление работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию либо наличие иных уважительных причин, в силу которых работник не может продолжать работу, например направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. При этом необходимо иметь в виду, что названные нарушения могут быть установлены, в частности, органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, судом».
Таким образом, перечень обстоятельств, обуславливающих невозможность продолжения работником работы, является открытым. Из буквального толкования части третьей ст. 80 ТК РФ и п. 22 вышеуказанного Постановления ВС РФ следует, что «уважительная причина, в силу которой работник не может продолжать работать» носит оценочный характер. В случае с в/ч .... очевидно, что увольнение всех её работников в течении 2001, 2002 годов произошло по уважительной причине, так как в 2001 году занятостью на работе строители не обеспечивались, заработная плата работникам части не выплачивалась в течение нескольких месяцев и, как следствие, отсутствие у работников средств к существованию и содержанию своих семей.
Статья 110 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 20.07.2004) регулировала выселение из общежитий:
прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.
Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитие в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97).
В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Частью 2 статьи 6 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете, до получения ими жилых помещений.
Таким образом, исходя из указанных положений законодательства, действовавшего на момент предоставления ответчикам спорного жилого помещения, для подтверждения права лица состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещениях, документального подтверждения отнесения лица к категории малоимущих не требовалось.
Предоставление спорного жилого помещения ответчикам обусловлено нуждаемостью их в жилом помещении.
Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Егоров А. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, женат, адрес семьи – <адрес>, в списки части зачислен с ДД.ММ.ГГГГ в должности «ученик каменщика», выбыл с ДД.ММ.ГГГГ переводом в войсковую часть .... в связи с ликвидацией войсковой части ....».
В подпункте «д» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
До момента поступления на работу в войсковую часть .... ответчики являлись нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как проживали в общежитии Завода «Электроприбор», иного жилого помещения у них в собственности не было. В войсковую часть Егоров А.Е. устроился на работу именно в связи с тем, что командование части обещало ему в короткий срок предоставить квартиру.
В соответствии с п. 15 приказа Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» обеспечение жилой площадью граждан, не имеющих трудовых отношений с Министерством обороны СССР, но проживающих в подлежащих сносу жилых домах и бараках, состоящих на балансе (учете) Министерства обороны СССР производится по месту работы этих граждан. Остальные граждане, проживающие в указанных домах и бараках обеспечиваются жилой площадью Министерством обороны СССР.
Ответчики вместо того, чтобы быть обеспеченными благоустроенным жилым помещением, были переселены в общежитие по адресу: <адрес>, где и проживают до настоящего времени. Следовательно, Министерство обороны в лице войсковой части свои обязательства по предоставлению семье ответчиков благоустроенной квартиры не исполнило.
Также, законность вселения в спорное жилое помещение, а, следовательно, и нуждаемость ответчиков в жилом помещении подтверждается ссылкой в договоре № от ДД.ММ.ГГГГ на протокол заседания жилищной комиссии в/ч .... от ДД.ММ.ГГГГ.
По выяснению статуса общежития жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, была проведена проверка 19 военной прокуратурой армии, войсковой частью 56680, результаты которой сообщены в адрес жителя одной из квартир указанного дома Шевченко Е.Н. письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №. В письме указывается со ссылкой на сообщение начальника отделения (территориальное, г.Владимир) ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны России по результатам внеплановой проверки в .... году установлено, что жилые помещения указанного объекта до настоящего времени не отнесены в установленном порядке к специализированному жилищному фонду Минобороны России.
Спорная квартира расположена в многоквартирном жилом доме, поставленным на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о статусе объекта недвижимости: актуальные, ранее учтенные.
Основанием постановки на кадастровый учет как многоквартирного жилого дома в целом, так и конкретной квартиры явились данные ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Предоставление спорного жилого помещения ответчикам обусловлено их нуждаемостью в жилом помещении, а проживание в жилом помещении, названным общежитием, при отсутствии у них иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности либо переданного в пользование по договору социального найма, является основанием для признания нуждающимися в жилом помещении социального использования. Отсутствие сведений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при наличии законного права состоять на данном учете, не может повлечь уменьшение объема гарантированных конституционных прав на жилище.
При таких обстоятельствах, на ответчиков распространяются положения ЖК РСФСР о невозможности выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, они относятся к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом как до, так и после введения в действие ЖК РФ.
Вместе с тем, доводы представителей ответчиков о пропуске стороной истца срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском подлежат отклонению, так как спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер и оснований для применения срока исковой давности в рассматриваемом споре не имеется.
Принимая во внимание положения ст.20 ГК РФ, устанавливающей, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, суд приходит к выводу, что ответчики, зарегистрированные постоянно по адресу спорного жилого помещения, приобрели право пользования спорным жилым помещением в силу юридически значимых действий наймодателя, в связи с чем, признанию прекратившими право пользования не подлежат.
Поскольку ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилья, как относящиеся к категории граждан, выселение которых не допускалось ст.108ЖК РСФСР, заявленные истцом требования об устранении нарушений права собственника жилого помещения путем прекращения право пользования ответчиками спорным жилым помещением и их выселении, не могут быть признаны законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Министерству обороны Российской Федерации в удовлетворении исковых требований к Егорову А. Е., Егоровой Н. Н., Егорову А. АлексА.у об устранении нарушений права собственника жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.М. Стулова