Судья: Бигеза Е.Л. Дело №(2-747/2023)
Докладчик: Пискунова Ю.А. УИД 42RS0№-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2024 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Пискуновой Ю.А.
и судей: Сорокина А.В., Долговой Е.В.
при секретаре Черновой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Пискуновой Ю.А.
гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Кемеровской области - Кузбасса Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратура
на решение Берёзовского городского суда Кемеровской области от 28 декабря 2023 года
по делу по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Угольная компания «Северный Кузбасс» о понуждении к совершению действий,
установила:
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных исковых требований, просит обязать акционерное общество «Угольная компания «Северный Кузбасс» в срок до 01.02.2024: определить путем разработки и утверждения Порядка создания и использования финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО
«Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности), обеспечить наличие финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности) в соответствии с определенным АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» порядком создания и использования финансовых резервов.
Требования обоснованы тем, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в июне 2023 года проведен анализ соблюдения акционерным обществом «Угольная компания «Северный Кузбасс» (далее - АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», общество) требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В деятельности общества выявлены нарушения закона.
Установлено, что общество является собственником и осуществляет эксплуатацию ГТС для очистки шахтных вод шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), ГТС очистных сооружений шахтных вод шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности).
Вместе с тем природоохранной прокуратурой установлено, что Обществом данная обязанность в части создания финансовых ресурсов в отношении каждой ГТС не выполнена.
Так, согласно представленным Обществом справкам «О наличии реальных финансовых и материальных резервов» для ликвидации аварий на ГТС шахты «Березовская», «О наличии реальных финансовых и материальных резервов» для предотвращения и ликвидации аварий ГТС согласно «Плана ликвидации аварий АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» Шахта угольная №(Шахта Первомайская)представленных в природоохранную прокуратуру с сопроводительным письмом от 20.06.2023 №.5-01/304 на требование заместителя природоохранного прокурора от 13.06.2023, у Общества имеется только запас (резерв) материалов.
Согласно сведениям о создании, наличии резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023 АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», утвержденным генеральным директором 29.12.2022, следует, что Обществом создан объем финансового резерва в размере 195 656 451 рублей за счет СПАО «Ингосстрах», размер резерва для шахты Березовская составляет 100 000 000 рублей, для шахты Первомайская 47 828 225 рублей. Также обществом представлен страховой полис № от 29.12.2022, выданных СПАО «Ингосстрах» на страхование расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на общую сумму 195 656 451 рублей, страховая сумма шахты Березовская составляет 100 000 000 рублей, для шахты Первомайская 47 828 225 рублей.
Между тем, по мнения истца, с учетом положений пунктов 4.2, 4.3, ГОСТ Р 22.10.03-2020, согласно которым финансовые резервы в размере не менее 10 % выделяются на отдельном расчетном счету организации, прокуратурой установлено, что обязанность по созданию финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций обществом в полном объеме не выполнена, финансовые резервы в размере не менее 10 % на отдельном расчетном счету АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» не созданы.
В связи с вышеизложенными нарушениями закона АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» при эксплуатации ГТС, Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора Общества 20.06.2023 внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений.
Вышеуказанное представление рассмотрено, между тем, в полном объеме не удовлетворено. С требованием прокурора о формировании финансовых резервов Общество не согласно, указанное нарушение не устранило.
Постановлением Сибирского управления Ростехнадзора от 14.07.2023 АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ.
Вышеизложенные нарушения требований законодательства в сфере безопасности ГТС ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в случае возникновения аварии на эксплуатируемых АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» ГТС. Отсутствие созданных финансовых резервов для ликвидации аварий на ГТС не позволяет в полной мере обеспечивать безопасную и безаварийную эксплуатацию ГТС, что может повлечь причинение существенного имущественного вреда государству, гражданам и юридическим лицам. Указанные нарушения могут лишить возможности оперативно устранить последствия чрезвычайных ситуаций на ГТС ввиду отсутствия финансовых резервов.
Согласно информации руководителя Сибирского управления Ростехнадзора от 26.01.2022 № «О декларировании безопасности ГТС» Сибирское управление Ростехнадзора на основании представленных материалов определяет величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в размере 6 282 196 (шесть миллионов двести восемьдесят две тысячи сто девяносто шесть) рублей в ценах на 2021 год.
Определенная величина финансового обеспечения гражданской ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год.
Таким образом, положениями статьи 17 Федерального закона № 117-ФЗ и Декларацией, утвержденной Сибирским Управлением Ростехнадзора, установлено, что возмещение ущерба (вреда), который может быть причинен в результате аварий ГТС, предусмотрено за счет собственных средств организации -декларанта АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» и страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности.
Не может быть признан в качестве финансового резерва имеющийся у ответчика страховой полис от 29.12.2022 № (далее – страховой полис), выданный СПАО «Ингосстрах» на условиях, изложенных в Страховом полисе и содержащихся в Правилах страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в редакции от 30.04.2019.
Выявленные нарушения закона ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в случае возникновения аварии на эксплуатируемых Учреждением ГТС. Отсутствие созданных финансовых резервов для ликвидации аварий на ГТС не позволяет в полной мере обеспечивать безопасную и безаварийную эксплуатацию ГТС, незамедлительную ликвидацию причиненного ущерба, что может повлечь причинение существенного имущественного вреда государству, гражданам и юридическим лицам.
Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон и касается, в том числе сферы экологических отношений.
В обоснование исковых требований ссылаются на ст.8, абз.8 ст.9, ст.17, ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. «ж» ст.14, ч.1 ст.25, ч.2 ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В судебном заседании представитель истца – и.о. межрайонного природоохранного прокурора ФИО4, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика АО «УК «Северный Кузбасс» Голубев И.В., действующий на основании доверенности № от 02.11.2022 сроком на 3 года, в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель 3-го лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Берёзовского городского суда Кемеровской области от 28 декабря 2023 года постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кемеровскому межрайонному природоохранному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Угольная компания «Северный Кузбасс» об обязании акционерное общество «Угольная компания «Северный Кузбасс» в срок до 01.02.2024 определить путем разработки и утверждения Порядка создания и использования финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности), обеспечить наличие финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности) в соответствии с определенным АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» порядком, отказать».
В апелляционном представлении прокурор Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования кемеровского межрайонного природоохранного прокурора изложены в редакции уточнений о 24 ноября 2023 года.
Полагает, на организации участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций к которым относятся ответчик возложена обязанность по самостоятельному определению порядка и использование финансовых резервов. Указанный порядок АО «Угольная Компания «Северный Кузбасс» до настоящего времени не разработан и не утвержден.
Полагает, что при разработке ответчиком порядка создания использования и восполнения резервов финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на ГТС необходимо руководствоваться положениями ГОСТ Р 22.10.30-2020, правовое регулирование которого направлено на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и как следствие на защиту жизни и здоровье граждан охрану окружающей среды иные нормативные документы помимо вышеуказанного гост регламентирующих порядок создания использования в исполнении резервов финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на ГТС отсутствуют. При этом природоохранная прокуратура вопросительный части исковых требований не указывает на необходимость неукоснительного применения данного ГОСТ, приведенный ГОСТ, лишь предлагает ответчику надлежащий способ исполнения решения суда и напрямую не зависит от заявленных исковых требований природоохранной прокуратуры.
В суд апелляционной инстанции явились: прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Кемеровской области Распопин А.В.; Представитель АО «УК «Северный Кузбасс» Голубев И.В.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки в судебное заседание, информация о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а также о правилах личного участия в судебном заседании и осуществления прав, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, размещена в открытом источнике информации - на официальном сайте Кемеровского областного суда, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Распопина А.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» Голубева И.В., возражавшего по доводам апелляционного представления, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно абзацу восьмому статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 N 1119 утверждены Правила создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые определяют порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - чрезвычайные ситуации, резервы материальных ресурсов).
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности.
Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - финансовое обеспечение ответственности).
Согласно пункту 2 Правил № величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения (пункт 6).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Согласно абзацам 1, 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество является собственником и осуществляет эксплуатацию ГТС для очистки шахтных вод шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), ГТС очистных сооружений шахтных вод шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности).
АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» имеет декларацию безопасности гидротехнических сооружений очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская», утвержденная руководителем Сибирского управления Ростехнадзора 26.01.2022 №(03)0122-18-ГОР (далее - Декларация) сроком действия на 5 лет (л.д.42-58).
Из пояснений представителя ответчика следует, что в соответствии с пунктом 7.1 Декларации указано, что возмещение ущерба (вреда) который может быть причинен в результате аварий ГТС, предусмотрено за счет собственных средств организации-декларанта АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» и страховой суммы (лимита страхового возмещения размером 10 млн. руб.) по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В пункте 7.3 Декларации указано, что согласно приложенному к декларации «расчету вероятного вреда» вероятный вред (ущерб) в результате аварий ГТС по сценарию наиболее тяжелой аварии составит 6,282 млн. руб., а по сценарию вероятной аварии - 5,326 млн. руб. в ценах 2021 года.
В соответствии с пунктом 19 Декларации предусмотрено финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный аварией гидротехнического сооружения – страхование в СПАО «Ингосстрах» на сумму 100 000 000 рублей (л.д.49).
Согласно письма Ростехнадзора Сибирское управление Ростехнадзора на основании представленных материалов определяет величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в размере 6 282196 рублей (л.д.61).
Также ответчиком АО «Угольная компания Северный Кузбасс» представлен Приказ от 03.08.2023 «О создании, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов, финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и для целей ГО» (л.д.172-173).
В соответствии с пунктом 2 данного приказа считать неснижаемым объем имеющегося запаса материальных ресурсов: в складах МТО структурных подразделений, РММ, используемых для обеспечения устойчивости функционирования, ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны.
В целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах и участке ГТС, сформировать целевой финансовый резерв путем заключения договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций со страховой компанией, имеющей соответствующую лицензию, установить объем финансового резерва для ликвидации ЧС и для целей ГО на 2023-2024 год по АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в размере 195 656 451 рублей.
Средства финансового резерва выделяются на финансирование следующих мероприятий при ликвидации чрезвычайных ситуаций: проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зоне ЧС; проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта связи, пострадавших в результате ЧС; закупка, доставка и кратковременное хранение материальных и продовольственных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения (работников).
Использование средств целевого финансового резерва на другие цели запрещается.
Номенклатура и неснижаемый объем запаса материальных ресурсов, используемых для обеспечения устойчивости функционирования, ликвидации чрезвычайных ситуаций определен в приложении № и приложении № к приказу (л.д.174-175).
В соответствии со справкой АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» для предотвращения и ликвидации аварий ГТС согласно Плана ликвидации аварий АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» на участке очистных сооружений шахты «Первомайская» имеется неснижаемый запас (резерв) материалов в количестве: суглинистый грунт 30 тонн и спец. имущество (л.д.36); на гидротехническом сооружении участке шахта «Березовская» имеется резерв материалов в количестве: пустая порода 100 тонн, суглинистый грунт 45 тонн и спец. имущество (л.д.52).
Также предоставлены сведения о создании, наличии использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023 (л.д.31).
В материалы дела также представлен страховой полис № от 29.12.2022 страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с которым страхователь АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» застраховала имущественные интересы Страхователя, связанные с риском возникновения у него непредвиденных расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Страховая сумма установлена в размере 100 000 000 рублей для шахты «Березовская», 47 828 225, 5 рублей для шахты «Первомайская» (л.д.40-41, 176).
В соответствии с Правилами страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций СПАО «Ингосстрах» объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя (застрахованного лица), связанные с риском возникновения у него непредвиденных расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (п.3.1.).
Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование (п.4.1).
Решение о страховой выплате или отказе принимается страховщиком в срок не более 30 рабочих дней от даты подачи Страхователем в срок не более 30 рабочих дней от даты подачи Страхователем заявления о выплате с приложением всех необходимых документов.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из выполнения ответчиком обязанности по формированию целевого финансового резерва на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на участке ГТС (гидротехнического сооружения очистного сооружения шахтных вод шахты «Березовская», шахты «Первомайская») путем заключения договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций со страховой компанией СПАО «Ингосстрах», а также формированием материальных ресурсов в соответствии с приказом АО «Угольная компания Северный Кузбасс» представлен Приказ от 03.08.2023 «О создании, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов, финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и для целей ГО».
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находит его верным, основанным на исследованных материалах дела, при правильном применении норм материального права.
Обязанность организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в том числе и гидротехнические сооружения, установлена положениями ст.10 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которая предписывает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма о необходимости создания резервов предусмотрена статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
При этом в статьей 25 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ указано, что Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Какого-либо иного порядка и способа формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий действующее законодательство не определяет.
Из анализа указанных норм судебная коллегия полагает, что обязанность по созданию порядка формирования резервов как материальных, так и финансовых у ответчика АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» исполнена.
Так, в соответствии с приказом 03.08.2023 «О создании, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов, финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и для целей ГО» создан неснижаемый запас материальных ресурсов, кроме того, ответственность АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» застрахована.
Доводы апелляционного представления о том, что приказ АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» от 03.08.2023 № № «О создании, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов, финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и для целей ГО» не определяет порядок создания и использования собственных финансовых резервов, предусмотренных абзацем восьмым статьи 9 Закона № 117-ФЗ судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с абзацем восьмым статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 N 1119 Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и определяют порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - чрезвычайные ситуации, резервы материальных ресурсов).
Из анализа пункта 1 указанного положения следует, что Правила предназначены для определения порядка создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти.
Иного порядка создания резерва для собственников гидротехнических сооружений не предусмотрено.
Вместе с тем судебной коллегией отмечается, что АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» имеется декларация безопасности гидротехнических сооружений очистных сооружений от 12.01.2022, предусматривающая страхование гражданской ответственности на случай аварии, а также Приказ от 03.08.2023 года, предусматривающий создание неснижаемого запаса материальных ресурсов на случай ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Сам по себе абзац восьмой статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" указывает на необходимость создания как финансовых, так и материальных ресурсов, не предусматривая их конкретный порядок.
При этом, указывая на несоответствие положениям ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ апеллянт не указывает, в чем конкретно выражается данное несоответствие.
В связи с чем ссылка апеллянта на несоответствие Приказа от 03.08.2023 № «О создании, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов, финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и для целей ГО» положениям абзаца восьмого статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" судебной коллегией отклоняется.
Также судебной коллегией не может быть принята во внимание и ссылка апеллянта на необходимость применения ГОСТ Р 22.10.03-2020 и разработки порядка создания финансовых ресурсов в соответствии с указанным ГОСТ.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой "ГОСТ Р 22.10.03-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Резервы финансовых ресурсов в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.12.2020 N 1409-ст) Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", то есть в добровольном порядке.
Также вопреки доводам апелляционного представления наличие договора добровольного страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций со страховой компанией СПАО «Ингосстрах», указывает на создание финансовых резервов, поскольку статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" прямо предусмотрено финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Ссылка апеллянта на наличие иных решений, удовлетворяющий требования Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры не может быть принято во внимание, так как содержит иные требования истца и иные обстоятельства.
С учетом изложенного, основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также оценка доказательств, принятых судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения, и считать их неправильными у коллегии не имеется оснований. Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Берёзовского городского суда Кемеровской области от 28 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Кемеровской области - Кузбасса Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратура - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.А. Пискунова
Судьи А.В. Сорокин
Е.В. Долгова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.04.2024 года.