Решение по делу № 33-8912/2023 от 28.08.2023

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 91RS0014-01-2023-000977-83         №2-1013/2023                            №33-8912/2023 Председательствующий    судья первой инстанции              Бурова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    11 октября 2023 года                                                              г. Симферополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

    председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,

    судей – Матвиенко Н.О., Морозко О.Р.,

    при секретаре – Затонском М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 4 июля 2023 года,

                                                   УСТАНОВИЛА:

В мае 2023 года прокурор Ленинского района Республики Крым в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просил обязать ответчика произвести ФИО1 перерасчет страховой пенсии по старости за период его работы с 21.06.1973г. по 30.06.1974г. на шахте «Комиссаровская» комбината «Ворошиловградуголь», а также с 30.12.1974г. по 04.06.1976г. и с 03.01.1977г. по 13.11.1980г. в шахтоуправлении «Зоринское» производственного объединения по добыче угля «Ворошиловградуголь» с учетом сведений о заработной плате, указанные в справках от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), а также от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), выданных и заверенных руководителем отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» Министерства промышленности Украины, с 01.09.2017 года.

    Заявленные требования мотивированы тем, что истец является получателем пенсии по старости. 29.08.2017г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости за период работы с 21.06.1973г. по 30.06.1974г. на шахте «Комиссаровская» комбината «Ворошиловградуголь», а также с 30.12.1974г. по 04.06.1976г. и с 03.01.1977г. по 13.11.1980г. в шахтоуправлении «Зоринское» производственного объединения по добыче угля «Ворошиловградуголь», представив справки о заработной плате для начисления пенсии за 1973-1976гг. за от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г. идентична по своему содержанию), а также за период с 1977-1980гг. за от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г. идентична по своему содержанию), выданные и заверенные руководителем отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» Министерства промышленности Украины.

    Ответом пенсионного органа от 12.09.2017г. ФИО1 отказано в перерасчете пенсии с учетом сведений о заработной плате истца за вышеуказанные периоды, в связи с тем, что вышеуказанные справки выданы не правопреемником работодателя и не архивным учреждением.

        С такими действиями пенсионного органа истец не согласен, отказ ответчика в перерасчете считает формальным, а сомнения в отношении представленных справок - необоснованным.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 4 июля 2023 года удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах ФИО1; на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность произвести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, перерасчёт страховой пенсии по старости за период его работы с 21.06.1973г. по 30.06.1974г. на шахте «Комиссаровская» комбината «Ворошиловградуголь», а также с 30.12.1974г. по 04.06.1976г. и с 03.01.1977г. по 13.11.1980г. в шахтоуправлении «Зоринское» производственного объединения по добыче угля «Ворошиловградуголь» с учетом сведений о заработной плате, указанных в справках от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), а также от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), выданных и заверенных руководителем отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» Министерства промышленности Украины, с 01.09.2017 года.

    Не согласившись с таким решением суда, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, действуя через представителя ФИО2, подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

    Доводы жалобы сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права.

В частности, автор жалобы указывает, что согласно перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 №16/19па сформулированы требования к документам, подтверждающим среднемесячный заработок застрахованного лица, в частности за период до 01.01.2002г. Так, если среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Аналогичные нормы содержатся в Указании Минсоцзащиты РФ от 20.08.1992 № 1-68У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», действующем и в настоящее время, Перечня, утвержденного приказом от 04.08.2021 года№ 538н.

Предоставленная истцом справка о заработной плате за период с июля 1973 по май 1976 выдана отдельным производственным подразделением «Шахта «Никанор-Нова» 02.09.2010, исх. , при этом рассматриваемое предприятие не является правопреемником ШУ «Зоринское», с которым истец состоял в трудовых отношениях.

Отсутствие правопреемства между указанными предприятиями зафиксировано также в справке, выданной 02.09.2010, исх. , производственным подразделением «Шахта «Никанор-Нова».

Таким образом, основания для применения справки о заработной плате, выданной 02.09.2010г., , отдельным производственным подразделением «Шахта «Никанор-Нова», отсутствуют.

Кроме того, автор жалобы ссылается на пропуск истцом срока исковой давности на обращение в суд с заявленными требованиями.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Ленинского района Республики Крым ФИО3 указывает на необоснованность ее доводов, решение суда просит оставить без изменения.

    В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Республики Крым ФИО4, против доводов апелляционной жалобы возражала, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

    Стороны в судебное заседание не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

    Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.

    Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, приходит к нижеследующему.

    Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец ФИО1 проживал в пгт. <адрес> и являлся получателем пенсии по старости на территории Украины до 01.04.2014г., в 2014г. переехал на постоянное место жительство в Республику Крым, в связи с чем в мае 2014г. пенсионное дело истца направлено в Управление пенсионного фонда Республики Крым в Ленинском районе.

                29.08.2017г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой (трудовой) пенсии по старости за периоды подземных работ с 21.06.1973г. по 30.06.1974г. в шахте «Комиссаровская» комбината «Ворошиловградуголь», а также с 30.12.1974г. по 04.06.1976г. и с 03.01.1977г. по 13.11.1980г. в шахтоуправлении «Зоринское» производственного объединения по добыче угля «Ворошиловградуголь» на основании имеющихся в пенсионном деле справок о заработной плате для начисления пенсии для начисления пенсии за 1973-1976гг. за от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г. идентична по своему содержанию), а также за период с 1977-1980гг. за от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г. идентична по своему содержанию), выданных и заверенных руководителем отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» Министерства промышленности Украины.

Согласно ответа на обращение от 12.09.2017г. пенсионный орган отказал ФИО1 в перерасчете пенсии с учетом сведений о заработной плате за вышеуказанные периоды, ссылаясь на то, что вышеуказанные справки выданы руководителем отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» Министерства промышленности Украины, которое не является правопреемником работодателя ФИО1 или архивным учреждением. При этом, указанные периоды работы истца учтены пенсионным фондом в страховой стаж ФИО1 в бесспорном порядке на основании записей в трудовой книжке (л.д.10-11).

    Согласно трудовой книжке без номера от 19.10.1970 г., заполненной на имя ФИО1, 21.06.1973г. истец принят подземным доставщиком-такелажником с полным рабочим днем под землей шахты «Комиссаровская» комбината «Ворошиловградуголь» (приемная от 18.06.1973г.); во исполнение приказа МУП УССР от 12.11.1973г. шахты «Никанор» и «Комиссаровская» объединены в одно шахтоуправление «Зоринское»; 01.02.1975г. истец принят электрослесарем подземным с полным рабочим днем под землей (приказ к от 01.02.1975г.); 04.06.1976г. уволен по собственному желанию (приказ к от 02.06.1976г.); 03.01.1977г. принят подземным электрослесарем четвертого разряда с полным рабочим днем под землей в шахтоуправление «Зоринское» производственного объединения по добыче угля «Ворошиловградуголь» (приказ к от 03.01.1977г.); 01.10.1977г. переведен горнорабочим очистного забоя подземных с полным рабочим днем под землей (приказ к от 01.10.1977г.); 13.11.1980г. уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ УССР (приказ к от 05.11.1980г.).

                        Согласно справки руководителя отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» от 04.07.2014г. следует, что справка о заработной плате от 04.07.2014г. выдана на имя ФИО1, суммы заработной платы в период с 01.07.1973г. те 31.05.1976г. соответствуют первичным документам по лицевым счетам, которые находятся на хранении в архиве руководителя отдельного производственного     подразделения «Шахта «Никанор-Hoвая» Государственного предприятия «Луганскуголь».

                    Ксерокопии лицевых счетов выдать невозможно, так как они склеены и прошиты в дела, состоящие из нескольких лицевых счетов работников.

    Согласно справки от 02.09.2010г., заверенной и выданной руководителем шахты «Никанор-Новая» на имя ФИО1, с 22.11.1973г. шахта «Никанор» и «Комиссаровская» объединены в одно шахтоуправление «Зоринское» (приказ МУП УССР от 12.11.1973г. ).

В связи с разукрупнением бывшего шахтоуправления «Зоринское» на две шахты «Никанор» и «Комиссаровская», шахта «Никанор» выделена как одна производственная единица с 01.03.1982г. (приказ МУП УССР от 01.03.1982г. ).

В связи с упорядочением работ по закрытию шахты «Никанор» и строительству шахты «Никанор-Новая» - шахта «Никанор-Новая» выделена как структурное подразделение с 21.10.1996г. (приказ ПО «Луганскуголь» от 21.10.1996г. ).

В соответствии с приказом МУП Украины от 26.01.1998г. шахта «Никанор-новая» передана в состав ГХК «Луганскуголь» с 01.03.1998г.

На базе одноименного структурного подразделения шахта «Никанор- Новая» ГХК «Луганскуголь» образована в Государственное предприятие «Шахта «Никанор-Новая с 01.10.1998г. (приказ МУП Украины от 21.09.1998г. ).

Государственное предприятие «Шахта «Никанор-Новая» не является правопреемником шахты «Никанор». Архивные документы по шахте «Никанор находятся на хранении в архиве отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая».

В соответствии с приказом Министерства топлива и энергетики Украины от 26.05.2005г. и приказа Государственного предприятия «Луганскуголь» от 29.11.2005г. Государственное предприятие «Шахта «Никанор-Новая» реорганизована в отдельное производственное подразделение «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь».

Согласно справки от 02.09.2010г. , заверенной руководителем шахты «Никанор-Новая», с целью уменьшения социальной напряженности, которая возникает из-за трудностей в получении архивных справок бывшим работникам ликвидируемым предприятиям и непрерывным обращением граждан по назначению пенсий, архивные справки по шахте «Никанор» выдаются архивом отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь», так как разделение архивных документов по шахте «Никанор» и Госдуарственного предприятия «Шахта «Никанор-Новая» не производилось, юридическое прекращение работы шахты «Никанор» не осуществлялось.

Также согласно имеющемуся в материалах дела акту встречной проверки факта работы подтверждения права работника на льготное пенсионное обеспечение, проведенной сотрудником пенсионного органа с ведома руководителя предприятия шахты «Никанор-Новая» и в присутствия зав.архивом на основании личной карточки и книги приказов, установлен факт работы ФИО1 в периоды с 21.06.1973г. по 04.06.1976г. и с 03.01.1977г. по 13.11.1980г.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах ФИО1 о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике произвести ФИО1 перерасчёт страховой пенсии по старости за период его работы с 21.06.1973г. по 30.06.1974г. на шахте «Комиссаровская» комбината «Ворошиловградуголь», а также с 30.12.1974г. по 04.06.1976г. и с 03.01.1977г. по 13.11.1980г. в шахтоуправлении «Зоринское» производственного объединения по добыче угля «Ворошиловградуголь» с учетом сведений о заработной плате, указанных в справках от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), а также от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), выданных и заверенных руководителем отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» Министерства промышленности Украины, с 01.09.2017 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их обоснованности исходя из нижеследующего.

Пенсионным органом не приняты к учету размера пенсии истца справки о заработной плате от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), а также от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), выданных и заверенных руководителем отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» Министерства промышленности Украины, в которых указанных в справках от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), а также от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), выданных и заверенных руководителем отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» Министерства промышленности Украины, которое не является правопреемником шахтоуправления «Зоринское», где непосредственно истец осуществлял свою трудовую деятельность.

Согласно вышеуказанной трудовой книжке истца, в ней отражены все периоды работы; записи являются последовательными; в трудовой книжке имеются указания на номера приказов и даты их вынесения; все записи заверены подписями уполномоченного работника отдела кадров и печатями предприятий.

В силу ст. ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях, иную ответственность.

Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Согласно ч. 8 ст. 21 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности произвести ФИО1 перерасчёт страховой пенсии по старости за период его работы с 21.06.1973г. по 30.06.1974г. на шахте «Комиссаровская» комбината «Ворошиловградуголь», а также с 30.12.1974г. по 04.06.1976г. и с 03.01.1977г. по 13.11.1980г. в шахтоуправлении «Зоринское» производственного объединения по добыче угля «Ворошиловградуголь» с учетом сведений о заработной плате, указанных в справках от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), а также от 02.09.2010г. ( от 04.07.2014г.), выданных и заверенных руководителем отдельного производственного подразделения «Шахта «Никанор-Новая» Государственного предприятия «Луганскуголь» Министерства промышленности Украины, суд первой инстанции учел вышеприведенные положения действующего законодательства, то, что периоды работы истца подтверждены надлежащим образом записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, справками работодателя, предоставленными истцом, достоверность сведений в которых пенсионным органом не опровергнута, а потому сведения, содержащиеся в справках о заработной плате, подлежат учету при проведении перерасчета размера пенсии истца, поскольку подтверждены документально.

Из материалов дела следует, что истцом получены и предоставлены соответствующие справки в государстве Украина, подтверждающие сведения о заработной плате за периоды работы на территории Украины, возможность предоставления которых самим заявителем предусмотрена в ч. 8 ст. 21 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г.

    Анализируя документы, предоставленные истцом справки о заработке, а также приведенные нормы закона, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в мотивировочной части решения суда.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что сведения о заработке истца, указанные в спорных справках, не могут быть учтены при перерасчете размера пенсии, так как в отношении учреждения, выдавшего данные спорные справки, отсутствуют сведения о правопреемстве, исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, отклоняются судебной коллегией, поскольку, по сути, направлены на переоценку доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ и не влекут отмену правильного решения суда в данной части.

    Записи в трудовой книжке истца последовательны, имеют надлежащие реквизиты, указаны даты приёма и увольнения, имеются ссылки на номера приказов, соответствующие печати и подписи должностных лиц.

    Установив отсутствие законных оснований для не включения вышеуказанных спорных справок о заработной плате истца суд обоснованно возложил на ответчика обязанность осуществить перерасчет размера пенсии ФИО1 с их учетом с 01.09.2017 года (с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления о перерасчете размера пенсии).

    Так, в силу положений п.1 ч.1 ст.23 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

    Как было указано судебной коллегией выше и установлено при рассмотрении спора, с заявлением о перерасчета размера пенсии ФИО1 обратился 29.08.2017г. (л.д. ).

    При обращении ФИО1 в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии, им был предоставлены вышеуказанные спорные справки о заработной плате, выданные работодателем, исходя из положений ч.1 ст.23 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия ФИО1 подлежит перерасчету с 01.09.2017г. (с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления о перерасчете размера пенсии) с учетом сведений, содержащихся в справках о заработной плате.

    Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

                                                           ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 4 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2023.

    Председательствующий -                                         Т.С. Готовкина

    Судьи -                                                                        Н.О. Матвиенко

                                                                                             О.Р. Морозко

33-8912/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Цукура Николай Владимирович
заместитель прокурора Ленинского района Республики Крым
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
28.08.2023Передача дела судье
11.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023Передано в экспедицию
11.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее